Записки хронолога

Казнь у казахов в прошлом: верблюды, кони и бараны в качестве орудий правосудия. Казусы администрирования: на место Ташкента претендовала Аулие-Ата. Проклятый склероз: как с ним боролись в Казахстане. Сфера быта: когда в Алма-Ате появились первые салоны красоты.

Записки хронолога
Казни у казахов

История 1: высшая мера наказания в Степи — как, кого и за что

Нужно сказать, что со вступлением казахов в подданство России право утверждения и применения смертной казни постепенно ушло из-под власти местных правовых институтов и родоправителей к судебным органам империи. Потому многие способы традиционной степной расправы с преступниками остались к концу XIX века лишь в воспоминаниях.

Так, в собрании П.Я. Дашкова сохранилась литография XVIII века о бытовавшем среди казахов способе повешения преступника между двумя верблюдами на перекладине, положенной между их горбами. Вешали также и другим способом — сразу двух осужденных по обе стороны одного верблюда. Но этот архаичный способ удавления у номадов уже к началу XX века был неведом даже многим биям того времени.

Сохранились и любопытные записи А.И. Левшина («Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей», 1832) о висельниках того времени: «Сии несчастные лишаются жизни двояким образом: они бывают или повешены на деревьях, или удавлены. В последнем случае осужденный приводится пред собрание старейшин, родоправителей и народу с веревочной на шее петлею, которой концы с обеих сторон держат по два или три человека. Потом мулла или занимающий его место читает приговор. По окончании оного повелитель или глава собрания дает рукою знак, по которому исполнители его воли, держащие концы веревки, вдруг начинают тянуть их в обе стороны со всею силою и задушают страдальца. В заключение его привязывают к хвосту необузданной степной лошади и пускают в чистое поле. Удары копыт, пни, кустарники, камни довершают действие, начатое силой веревки».

О том, что способ бытовал еще в его годы, Левшин упоминает в сноске: «Жаль, что вы не приехали двумя или тремя часами ранее, — говорил мне однажды хан Меньшей орды при посещении мною его аула. — Вы бы видели, как здесь, перед моей кибиткою, удавили двух киргизов, уличенных в разбойничестве».

По сообщению Е.А. Александрова, в старые времена у казахов также практиковалось и обезглавливание: «Смертная казнь через отсечение головы шашкою. Такое наказание производилось с согласия султана и по обсуждении вины старейшинами на общем собрании...»

В своей судебной практике степняки не обошлись и без подручной плети. Н.И. Гродеков в своей работе «Киргизы и кара-киргизы Сырдарьинской области» (1889) приводит следующий пример: «По бию Султану Канаеву до прихода русских за прелюбодеяние холостого с чужою женою назначали от 80 до 90 ударов плетью (дурра); если он под ними умирал, то хуна не требовалось. Если же он был женат, то и его, и чужую жену убивали или же последнюю бросали в мешке с крыши, или ее катали в мешке ногами. Если она не умирает после этого, то освобождалась».

Тот же автор делает весьма любопытное и симптоматичное замечание относительно бытования смертной казни в южном регионе Казахстана, находившемся под властью Кокандского ханства к моменту прихода русских: «Судебное членовредительство и смертная казнь практиковались только кокандцами. Они (кокандцы. — Авт.) подвергали растерзанию лошадьми, повешению на виселице, побиванию камнями (последнее — за кровосмешение и отступничество от религии) и сажанию на кол».

«При кокандском владычестве, по словам очевидца киргиза Курбана Бабаева, в Яныкургане, пограничном пункте между Россиею и Кокандским ханством, посадили на кол двух русских киргизов за какую-то вину следующим образом. Преступника повалили на землю, а двое воткнули в него заостренный конец кола длинною в 2-3 сажени и толщиною в человеческую руку. Потом подняли его на воздух и утвердили кол в земле. Через некоторое время подъехал сарт и ударил осужденного шашкой по голове. Ночью оба умерли».

Но у казахов существовали и совершенно оригинальные способы лишения жизни осужденных, возможные только в среде степных кочевников. По сообщению Е.А. Александрова, в южных областях практиковалось следующее наказание: «Виновный раскладывался крестом среди аула на землю верхом вверх, за руки и за ноги привязывался ко вбитым для того кольям и через него прогонялось стадо баранов кучею. От степени вины зависела величина стада. Если подвергаемый такому наказанию умирал раздавленным, то родственники хуна не получали».

Мазар в Аулие-Ата

История 2: почему Аулие-Ата не стала столицей

Во времена колониального завоевания юга современного Казахстана в 60-х годах XIX столетия кандидатом в административный центр новообретаемого края Российской империи всерьез рассматривался город Аулие-Ата (Джамбул, Тараз). Дело в том, что на определенном этапе Россия не предполагала далее вторгаться вглубь беспокойных Среднеазиатских монархий, намереваясь лишь замкнуть границы вокруг казахских степей, оградив тем самым кочевников от постоянного «тлетворного влияния юга» и огородив своих подданных от источника беспокойств.

Но завоевание пошло легче и стремительнее, нежели предполагалось. К тому же подначиваемые британцами и турками властители Коканда, Хивы и Бухары повели себя не очень разумно, постоянно задирая и провоцируя Россию, что не оставляло имперским стратегам иного выбора, как только двигаться дальше.

Потому после стремительного завоевания Ташкента, основного мегаполиса Туркестана, про кандидатуру Аулие-Аты уже не вспоминали. Но если бы все случилось так, как задумывалось вначале, сегодня, возможно, мы имели бы в регионе совершенно иные геополитические реалии и границы.

Госпиталь в Алма-Ате.

История 3: как в Казахстане испытывали инъекции против склероза

Во время Великой Отечественной войны в Казахстан были эвакуированы не только крупные госпитали, но и крупные специалисты в области медицины. Которые занимались не одними прямыми обязанностями в условиях военного времени, но продолжали увлеченно трудиться над проблемами сугубо мирного времени, которые казались тогда второстепенными.

В этом отношении интересно, что активная борьба с рассеянным склерозом, этой мерзкой и неизлечимой болезнью, не связанной напрямую ни с какими с боевыми травмами, началась в Казахстане именно в те грозные годы. В самый разгар войны, в 1942 году, профессоры М.С. Маргулис, А.К. Шубадзе и В.Д. Соловьев не только изготовили 15-процентную формол-вакцину из «мозга подопытных животных, зараженных вирусом острого энцефаломиэлита», но и провели успешные клинические испытания.

Резюмируя испытания, «Вестник Академии наук Казахской ССР» писал в 1950 году: «Вакцина против рассеянного склероза оказывает лучший терапевтический эффект, чем все другие средства и методы, применяемые для лечения больных рассеянным склерозом».

Реклама салона красоты

История 4: как алма-атинские артели боролись за новый быт

Явление бытового обслуживания потребителю в Алма-Ате произошло в послевоенные годы. Сфера состояла из многочисленных «артелей», название которых намертво въелось в память алмаатинцев старших поколений не особо добрыми воспоминаниями. И немудрено — обслуживанием населения занимались мелкие монополии, работники которых получали фиксированную зарплату.

Ремонтом обуви в 1957 году ведала артель имени Шаумяна, ремонтом часов — «Зенит», художественной и документальной фотосъемкой — «Красный Трудовик», а стрижкой и бритьем — «Красный Восток». А чуть позже появилась и сразу стала притчей во языцех (и персонажем журнала «АраШмель») фирма по индивидуальному пошиву одежды «Казахстан».

Отрасль стремительно развивалась, и уже к началу 1960-х с появлением коммунистического лозунга «Все для блага человека» в Алма-Ате стали возникать новые «цеха» и «ателье», призванные облегчить повседневную жизнь горожан. Их специализация — прекрасная иллюстрация потребностей жителей той яркой эпохи.

«В 1962 году предприятиями управления бытового обслуживания освоены перешивка одежды взрослых на детей, пошив женских брюк, плащей, ремонт трикотажных изделий, художественная вышивка, реставрация мужских шляп, пошив одежды для новобрачных, чистка нейлоновых шуб и другие — 28 видов новых услуг».

Вскоре в городе появились и первые салоны красоты, в которые сразу выстроились очереди из алма-атинских красавиц, желавших быть еще краше. И немудрено, ведь реклама (на иллюстрации) обещала, что там вам «разгладят морщины, удалят веснушки, пигментные пятна, избавят от угревой сыпи и татуировки, оздоровят волосы и вообще помогут советом».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру