Голодные и холодные
По словам Закиевой, преступление удалось раскрыть благодаря мобильным группам прокуратуры и опеки. Оказалось, что трое детей были из одной семьи: девочку и двух мальчиков опекуны заставляли буквально от восхода до заката надрываться на ферме. Этих детей патронатная семья взяла в 2018 году. Старших держали на ферме в 20 километрах от города и заставляли ухаживать за скотом. Там находились два табуна лошадей и 18 коров. Прямо скажем, нагрузка для детей просто непосильная.
Подробнее о ситуации рассказала руководитель управления образования области Улытау Сапура Тулекова. По ее словам, факт нарушения прав детей выявили специалист по опеке и попечительству отдела образования города Жезказгана и участковый инспектор полиции. Страшная правда всплыла в процессе проведения планового рейда по местам проживания детей, оставшихся без попечения родителей.
— Такие рейды проводятся два раза в год. Ранее при посещении этой семьи никаких подозрений не возникало. Семья вполне обеспеченная, дома всегда чисто и уютно. Они всегда охотно демонстрировали кровати детей, их личные вещи. Однако на этот раз проверяющие детей дома не застали. Кровати тоже отсутствовали. Это сразу же вызвало подозрение, и на следующий день, согласно алгоритму, в семью была направлена мобильная группа. В нее также вошли сотрудники прокуратуры. Группа установила, что дети находились на зимовке, где их на каникулах и на выходных заставляли ухаживать за скотом. В ходе осмотра на телах детей обнаружены царапины и шрамы, — рассказала Сапура Тулекова.
Проехав на ферму, члены комиссии ужаснулись, увидев условия проживания детей. Они были в синяках, шрамах, исхудавшие, уставшие, голодные, с потухшими глазами, грязные, в лохмотьях. Женщинаопекун все эти годы издевалась над детьми, била, истязала, поработила и пять лет получала на них пособие.
Сейчас дети вместе и в безопасности. Им оказывается психологическая помощь, их одели, обули и накормили.
По словам главного педагога области, 30 января детей поместили в Центр поддержки детей имени М. Кулушева, а в полиции Жезказгана зарегистрировали уголовное дело. Сейчас с детьми работают психологи. Старшей девочке уже исполнилось 19 лет, она училась в колледже и получила специальность повара. Средний ребенок также учится в колледже, а их младший брат — в школе. Сейчас они находятся вместе.
— Мы обещали не разлучать их, и только после этого дети раскрылись и рассказали о том, как с ними обращались. Патронажная мать периодически их била. За любую оплошность она позволяла себе ударить, дать пощечину и так далее. Они часто пропускали занятия. Семья всегда предоставляла справки из поликлиники, поэтому педагоги не извещали органы опеки о частых пропусках. Сами дети не жаловались, никто и подумать не мог, что с ними такое происходит. Сейчас идет следствие. Будут проверять подлинность предоставленных справок, дадут правовую оценку действиям администрации колледжа и школы. Если их вина будет установлена, они тоже понесут ответственность, — заверила Тулекова.
Получают деньги
Руководитель управления образования добавила, что старшей девочке в дальнейшем помогут найти работу и оформить опеку над младшими братьями. Также будет решаться вопрос о выделении им жилья.
— Они стоят в очереди на жилье, мы рассмотрим все возможные способы выделения им квартиры. Возможно, привлечем спонсоров, обратимся в благотворительные организации. Но судьба этих детей теперь под бдительным контролем руководства области, — пообещала чиновница.
Что касается дамы-опекуна, теперь ее могут привлечь к уголовной ответственности по статьям «Истязание», а также «Злоупотребление правами опекуна и попечителя».
— По закону ей грозит до двух лет лишения свободы. По статьям «Истязание» либо «Злоупотребление правами опекуна и попечителя», там санкции до двух лет лишения свободы», — сообщил заместитель Министра внутренних дел Игорь Лепеха.
Журналисты уточнили, могут ли также привлечь к ответственности службы опеки, которые должны были вести контроль за детьми. Замминистра объяснил, что после окончания уголовного дела в отношении опекуна следователь вынесет представление в адрес этих органов о том, что они не выполняли свои обязанности.
Будем надеяться, что так и будет. Это дело взяло под свой контроль аким области.
— В целом сейчас по стране в пилотном режиме совместно с МВД, прокуратурой и другими госорганами работают мобильные группы, задача которых в оперативном порядке выявлять детей, подвергающихся насилию, находящихся в трудной жизненной ситуации. Вскоре этот механизм получит законодательное закрепление как инструмент профилактики в рамках законопроекта, разработанного по поручению Президента по обеспечению безопасности детей, — отметила уполномоченная по правам ребенка.
Это не первый случай, когда в приемных семьях происходят такие скандалы.
В 2022 году в Илийском районе других опекунов обвинили в избиении детей из детского дома. Это случилось, когда видео с избиением несовершеннолетнего попало в сеть.
— Детей из детского дома передают кому попало! Кормильцу государство платит деньги за этих детей. Никто их не проверяет! Потому что есть связи! Этих ребят бьют и заставляют работать. Как детям исполняется 18 лет, кормильцу государство перестает платить пособие. После этого они выгоняют детей из дома! Потом опять из детского дома к себе забирают трех-четырех детей. Почему у детей не спрашивают, хотят ли они жить в этой семье? — говорится в публикации под видео.
В департаменте полиции Алматинской области сообщили, что информация о периодических избиениях воспитанников детского дома семейного типа поступила 27 августа. По адресу проживания патронатной семьи выехали сотрудники ювенальной полиции и акимата.
По поступившему сигналу сотрудники ювенальной полиции совместно со специалистами районного акимата организовали надлежащую проверку. Воспитанников на время передали в детский дом «Солнышко».
Эксперт объясняет
В общем, факты жестокого общения с приемными детьми в казахстанских семьях налицо. Впрочем, это касается не только приемных семей, но и тех, где родители воспитывают своих собственных детей. Чтобы понять, почему так происходит, мы обратились к психологу Татьяне Хвалиной.
По словам эксперта, подобное насилие происходит в семьях по нескольким причинам: первая — выгорание и сильный стресс, в котором находятся многие приемные родители, вторая — родители изначально не планировали растить детей, имея корыстные цели на их счет.
— Период адаптации и привыкания ребенка в приемных семьях длительный. Надо учитывать, что дети приходят под опеку с тяжелыми травмами, у них может быть сложное поведение. Проблема может быть и не в ребенке, а в том, что ожидания родителей не совпали с реальностью. Приемное родительство—это тяжелая изнурительная работа 24 часа в сутки семь дней в неделю — без выходных, отпусков, возможности уволиться. Поэтому очень часто и быстро приемные родители выгорают, — утверждает эксперт. — Если человек испытывает такой стресс, врачи советуют ему отдохнуть. Но часто родителям некому оставить ребенка даже на полчаса, чтобы посвятить время себе. В результате человеку становится хуже: возникают психические расстройства, депрессия, неврастения, обостряются хронические неврологические заболевания. Естественно, такой стресс может привести к тому, что у человека «срывает крышу», и он может и себе причинить зло, и другим, в частности ребенку, — добавила Хвалина.
По мнению специалиста, должно быть специальное образование для сотрудников опеки. Подготовка у казахстанских экспертов, казалось бы, есть, но на практике не все они проявляют профессиональные качества. Это приводит к тому, что эксперты вовремя не замечают насилие в семьях.
— Замещающие семьи — это отобранные из общего числа семьи, отвечающие достаточно высоким требованиям и прошедшие подготовку. Именно поэтому мы не должны отделять проблему насилия в замещающей семье от проблемы насилия в просто семье, — считает психолог. — Но нужно учитывать, что они испытывают дополнительную нагрузку в связи с изначальным отсутствием привязанности между ребенком и родителем и наличием психологической травмы у ребенка. При этом насилие в замещающих семьях становится более серьезной проблемой с той точки зрения, что здесь государство как бы передоверяет ребенка другим людям, гарантируя, что его страдания больше не повторятся. Но, поскольку понятие «угроза жизни и здоровью ребенка» носит оценочный характер, невозможно предусмотреть все случаи, в которых ребенка нужно срочно забирать у родителей, спасая тем самым от гибели. Равно как и выработать универсальные критерии для оценки реальности угрозы жизни и здоровью ребенка при нахождении его в семье. Именно отсутствие четких критериев приводит к уходу от ответственности.
При этом эксперт поясняет, что для приемных семей проблема насилия все же менее характерна, потому что здесь родителей отбирают, обучают, контролируют и сопровождают.
— Конечно, предполагается, что приемная семья не должна быть источником насилия к детям, так как эти люди получают вознаграждение от государства, — говорит Хвалина. — Но в связи с тем, что многие дети были устроены в семьи еще в тот период, когда не было обязательной подготовки в течение какого-то срока, то такие случаи встречаются. Будем надеяться, что в дальнейшем отбор приемных семей будет осуществляться более пристально.
Остается лишь согласиться с мнением специалиста и ждать перемен в лучшую сторону.