В новом Казахстане и ПДД новые

Наступил новый календарный год, а вместе с ним начали действовать те правила дорожного движения, над созданием которых слуги народа усердно работали в годе ушедшем. В основе своей поправки в ПДД направлены на создание безопасной среды в дорожном трафике. Что и говорить, похвально... Но так ли все гладко, как выглядит на бумаге?

В новом Казахстане и ПДД новые

Свой среди чужих

Одним из таких ноу-хау стало обязательство наклеивать специальные знаки на автомобили, оснащенные газобаллонным оборудованием (ГБО). Речь о треугольных наклейках ярко-желтого цвета с надписью GAS и восклицательным знаком внутри. За отсутствие такой наклейки автовладелец может получить штраф по статье 620 КоАП РК «Нарушение иных требований, предъявляемых к участникам дорожного движения» в размере 3 МРП (11 076 тенге). Отметим, что полицейские обещали первое время ограничиваться лишь предупреждениями. По факту сейчас проводится разъяснительная работа. Но нужно понимать, что «первое время» — период весьма абстрактный и может закончиться уже сегодня, тем более что закон позволяет выписывать штрафы уже с 1 января 2024 года.

Чисто технически здесь никаких сложностей возникнуть не должно, ведь наклейки можно купить как на АЗС, так и в интернет-магазинах. Их стоимость стартует от 200 тенге. При этом клеить их на заднее стекло не обязательно, вполне достаточно прикрепить стикер на крышку багажника.

Но что по факту. Изучив обсуждение темы в социальных сетях и прокатившись по городу накануне сдачи материала, мы убедились, что далеко не все готовы следовать букве закона. То есть многие машины с ГБО продолжают рассекать по дорогам города без наклеек. Почему же наклейки оказались не по вкусу? Вопрос на самом деле гораздо сложнее.

Здесь важно сказать о цели самого нововведения, которая заключается в быстрой идентификации автомобилей с газовым оборудованием. А необходимость помечать авто с ГБО появилась после введения в 2023 году запрета на въезд на парковки закрытого типа — паркинги ТРЦ, ЖК и так далее. Стандарт является обязательным, так как указан в виде ссылки в ПДД, утвержденных Приказом No 534 Министра внутренних дел Республики Казахстан от 30 июня 2023 года.

Уже тогда в метрологии четко объяснили, зачем были приняты именно данные меры.

«Переоборудование на газ не всегда проводится с соблюдением всех требований безопасности. К сожалению, иногда такие транспортные средства являются потенциально опасными для наших граждан. В связи с этим въезд транспортных средств, переоборудованных на газ, на закрытые стоянки запрещен. Именно для идентификации таких автомобилей и администрирования таких запретов введен специальный знак», — сказал председатель Комитета технического регулирования и метрологии Куаныш Еликбаев.

И здесь редакция полностью согласна с необходимостью интеграции стандартов, которые должны обеспечивать безопасность граждан. Вопрос в другом. Насколько данные меры будут коррелироваться с решением главной задачи? Ведь, как верно отметил господин Еликбаев, нередко переоборудование на газ проводится кустарным образом, соответственно, такие автомобили действительно могут быть бомбами замедленного действия. Отсюда вытекает справедливый вопрос: «Будут ли люди, установившие левое оборудование, светить свои автомобили?».

И действительно, в большинстве случаев баллон для хранения газа устанавливается в багажном отсеке. Если его не открывать, то узнать о наличии ГБО не получится. В качестве внешнего признака может выступить заправочный клапан ГБО, ведь чаще всего его инсталлируют в задний бампер или под него. Но нередко их ставят в заправочный лючок бензобака, который от посторонних глаз закрыт на замок.

Даже такой косвенный признак, как специфический запах выхлопных газов, не является панацеей, ведь все переоборудованные авто являются не исключительно газовыми, а газобензиновыми, способными работать на обоих видах топлива — в зависимости от режима. То есть достаточно переключить потребление топлива с газа на бензин, и последний признак наличия ГБО развеется в воздухе — паркуйся где хочешь. Если не обыскивать каждый въезжающий автомобиль, вычислить машину с ГБО на борту будет невозможно.

Не с того конца

Споры о том, насколько вообще оправдано введенное ограничение, продолжаются в Казнете до сих пор. Особенно остро этот вопрос стоит на западе и юго-западе республики, где число переоборудованных на газ авто составляет около 70 процентов. Есть ли повод для дискуссии — вопрос риторический. Расставить все точки над i позволят школьные знания и общие сведения о самом переоборудовании.

Как правило, ГБО бывает двух типов — работающее на пропан-бутане и на метане. Пропан-бутановая смесь тяжелее воздуха, соответственно, в случае утечки в подземном помещении газ будет стелиться по полу. Возгорание же приведет к взрыву, который повлечет за собой сильные разрушения и пожар. Метан легче воздуха и в случае утечки будет подыматься вверх. Но является ли такое стечение обстоятельств более благополучным? Лишь отчасти. Тем более что иногда газовые баллоны взрываются без огня, от банального превышения допустимого давления внутри. А оно может возникнуть, например, если машина с переполненным баком заедет с морозной улицы в помещение с плюсовой температурой. По букварю на АЗС баллоны заправляют лишь на 80 процентов, оставляя место как раз на возможное расширение. Но это если заправлять на авторизованных станциях. А если нет?! Человеческий фактор сохраняется и тут.

Идем дальше. В теории все подземные парковки должны быть оборудованы принудительной вентиляцией, однако на практике работать она может далеко не у всех. При этом взрывоопасная концентрация в воздухе пропан-бутана составляет всего 2,1 процента, у метана этот показатель равен 4,4. То есть здесь играет роль не только наличие вентиляции как таковой, но и скорости, частоты обновления воздуха.

В большинстве своем на легковые автомобили устанавливают именно пропан-бутановые ГБО, поскольку их установка гораздо дешевле. И потом, есть ряд других показателей, по которым данное оборудование превосходит альтернативу. Есть экземпляры, работающие на метане, но их единицы. То есть уповать на то, что в случае утечки газ развеется в воздухе, не приходится.

Вот и получается, что в истории с эксплуатацией ГБО слишком много различных неясностей. В теории машина, оборудованная газом, могла бы находиться на подземной парковке при соблюдении следующих условий: ГБО устанавливалось профессионально, ГБО своевременно проходит контроль и проверку, заправщик на АЗС не допустил ошибки, в подземном паркинге работает принудительная вентиляция, там же на сто процентов исправна электрика, и, что важно, никто не курит... На самом деле перечень этот можно продолжать долго, а повышенный риск при въезде таких авто в закрытые помещения очевиден.

Но, увы, без должного контроля внедренная маркировка не более чем фикция. И если действительно говорить о безопасности, тратить усилия следует не на «создание» стикеров, а на контроль за теми авто, которые несут в себе скрытую угрозу. Еще больший контроль и ответственность должны быть за мастерскими, которые в кустарных условиях готовы установить ГБО за полцены от рыночной. Только в этом случае обязанность наклеивать специальные стикеры будет иметь практический смысл.

Новости разметки

Другое нововведение, которое находится на крайней стадии «дозревания», уже стало поводом для развития дискуссий. Речь о желтой дорожной разметке в виде диагональной сетки, которую также называют «вафельницей». В Алматы перекрестки начали «украшать» такой разметкой еще в 2019 году, а впервые в стране она появилась годом ранее в Караганде. На тот момент в ПДД такой разметки не было, и она работала, что называется, в тестовом режиме. Прописать вафельную разметку в ПДД РК чиновники грозились еще в 2022-м, похоже, в текущем году свое слово они сдержат.

Накануне в Казнете появилась информация о том, что вскоре комплексы системы видеонаблюдения научат фиксировать выезд на «вафельницу». Тестировать систему фиксации выезда на занятый перекресток начали еще в прошлом году в Астане, а в 2024 году планируют завершить пилотный проект и после внесения всех поправок в правила начать штрафовать нарушителей.

Сумма штрафа, к слову, немаленькая. Она составляет 3 МРП (11 076 тенге) — часть 1 статьи 594 КоАП РК за «Выезд на перекресток или пересечение проезжей части дороги в случае образовавшегося затора, который привел к созданию препятствия (затора) для движения транспортных средств в поперечном направлении».

Отметим, что норма, запрещающая выезжать на занятый перекресток, в ПДД существовала всегда, однако многие водители попросту пренебрегают ею. Это в свою очередь приводит к затору на перекрестке и коллапсу в прилегающих районах. Как-то иначе бороться с таким поведением на дороге у полицейских не получается. Да, в часы пик они действительно регулируют движение таким образом, чтобы не допустить формирования «замка», но в штате нет необходимого количества сотрудников, чтобы выставить по регулировщику на каждом перекрестке. С позиции правопорядка внедрение штрафов за въезд на «вафельницу» — мера вынужденная и необходимая. Увы, есть в практике применения этой разметки и свои изъяны.

На дорогах немало злостных нарушителей ПДД, но есть и прилежные водители, которые внимательно следят за соблюдением всех правил. Однако при определенных условиях даже они могут оказаться оштрафованы. Допустим, в Алматы нередко можно наблюдать такую картину, когда дорожный поток движется, причем с хорошей скоростью, но в определенный момент резко останавливается. Зеленый светофор отрабатывает цикл, и в итоге получается так, что законопослушный водитель превращается в «злостного нарушителя», перегораживая проезд поперечному движению. Мог ли он предугадать внезапную остановку? Конечно, нет, если только не передвигаться на лифтованном джипе, высота которого позволяет контролировать дорожную ситуацию на 10 машин вперед.

Другой пример — левый поворот. Выехать можно на пустой перекресток, но пока пропустил всех пешеходов — загорелся красный, а потом иди доказывай, почему вовремя не уехал. Совершая такой маневр, водитель должен пропустить как пешеходов, так и авто со встречного потока. Однако в часы пик некоторые водители из этого самого встречного потока пытаются проскочить и продолжают движение как на желтый, так и на красный свет светофора — а-ля завершают маневр. В этой ситуации водители, совершающие левый поворот, физически не успевают покинуть перекресток на свой зеленый. И как здесь отработает автоматика, если перекресток расчертят вафельной разметкой?!

В мировой практике, в том числе и в странах СНГ, такую разметку применяют давно и уже четко обозначили все слабые места. Есть ряд превентивных мер, которые позволят сократить число спорных ситуаций до минимума.

Первой и естественной является оборудование таких перекрестков секундомерами, которые показывают реальное время до смены сигнала светофора. В Алматы много таких перекрестков, но таймеры на них работают по принципу русской рулетки — светофор может переключиться и за три, и за 15 секунд до указанного времени. Сюда же можно включить и работу интеллектуальной системы, о которой так давно говорят у нас в стране. Вроде бы и деньги на интеграцию выделяются, и некая работа проводится ежегодно, но умнее светофоры так и не стали.

Второй момент — буфер времени, позволяющий покинуть перекресток. Например, в России это пять секунд — именно столько времени после того, как загорелся красный, дается водителю, чтобы тот покинул перекресток. Не успел? Штраф! Какой временной буфер необходим в Алматы, Астане, Шымкенте или других городах Казахстана, должны решить компетентные органы.

Третий момент — все штрафы, выписанные автоматикой, должны рассматриваться индивидуально, чтобы исключить спорные моменты на этапе принятия решения о необходимости выписывания штрафа.

В заключение дадим рекомендацию автоэксперта. Если вы видите, что попали в затор на «вафельнице» и таймер отсчитывает последние секунды, то лучше сманеврировать и повернуть направо или налево. Да, таким образом вы поменяете свой маршрут и проедете несколько сотен лишних метров. Но, во-первых, спасете себя от штрафа. Во-вторых, дадите шанс перекрестку не попасть в «замок».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру