Казахстанских автомобилистов ждет череда ноу-хау

Систему платных парковок Алматы вновь хотят переделать, значительно повысив уровень ее автоматизации. Какие новшества позволят упростить жизнь автомобилистам, а какие могут им не понравиться?

Казахстанских автомобилистов ждет череда ноу-хау

Второй пошел

Накануне акимат южной столицы сообщил, что на общественное обсуждение вынесен проект постановления «О внесении изменения и дополнений в Постановление акимата города Алматы от 14 ноября 2011 года No 4/975 «Об утверждении Правил организации платных автостоянок (автопарковок) города Алматы».

Сравнительно небольшой документ включает в себя ряд корректировок, которые в целом должны упростить некоторые процессы. Но прежде чем обращаться к самому постановлению, вспомним историю трансформаций, которую пережили алматинские парковки.

В не таком далеком прошлом так называемые жилеточники у обочин были вполне привычным явлением. Они брали свои 50100 тенге за стоянку, помогали припарковать авто и выехать с парковочного места. Одних такая ситуация устраивала, ведь 100 тенге стоил как час нахождения на стоянке, так и целый день. Других — нет.

Факт, что данная сфера находилась в серой зоне рынка, ведь проконтролировать оборачиваемость мест, то есть сколько стольников в сутки собирают в конкретном месте, не могли даже сами «хозяева» этого бесконечного источника халявных денег. Именно так, ведь владельцы прибордюрного бизнеса не тратили ни копейки на содержание арендованной территории и ремонт дорожного полотна.

Затем было несколько попыток по внедрению различных автоматизированных систем, но все они в итоге потерпели неудачу. Радикальные изменения произошли в 2016 году с запуском А-parking, с которым пришли понятные и современные технологии. Сначала легализация парковочного бизнеса прошла вокруг Зеленого базара, потом охватила всю деловую часть города и в дальнейшем растянулась до спальных районов.

Принцип работы системы был предельно прост. Участки дороги разбивались на сектора, каждому из которых присваивались номера. Вдоль платных дорог курсировали специальные автомобили, оборудованные камерами. Они фиксировали и отправляли данные в единый центр. Оплатил — молодец. Не оплатил — штраф. И все бы хорошо, если бы не какая-то темная история с долевым участием. Изначально 30 процентов платных парковок принадлежали акимату Алматы, а 70 — частной компании, которая вливала деньги. Затем, в 2021 году, вследствие ряда манипуляций и эти 30 процентов оказались в руках частников. Детали той истории достойны отдельного материала, поэтому мы их опустим.

Весной 2022-го директоров руководящей компании задержали, предъявив хищение путем присвоения и растраты денежных средств в особо крупном размере. С 25 апреля платные парковки вернули в коммунальную собственность Алматы, причем со 100-процентным долевым участием, а позже был создан единый оператор платных парковок КГП на ПХВ «Алматы паркинг».

Всю эту смену форм собственности ощутили и автолюбители, ведь парковки тротуарного типа были бесплатными с 15 июля по 11 сентября 2023 года. С 11 сентября заработала почасовая оплата парковок в Медеуском районе Алматы, а 11 декабря тротуарные парковки стали платными и в Алмалинском районе южной столицы.

Камеры узкого назначения

В сухом остатке сменилось лишь управление, технология и принцип работы должны были остаться прежними. Но что-то, по-видимому, пошло не так. В Алматы так и не появились машины для контроля. Они как бы есть, с сентября нам однажды такая попалась на глаза. Но этого явно недостаточно для того, чтобы осуществлять контроль должным образом. Объясним.

Когда работал А-parking, оборудованные камерами машины двигались по определенному квадрату улиц таким образом, чтобы интервал прохождения всего маршрута составлял 15-20 минут. Интервал выбран неслучайно, поскольку 15 минут стоянки были бесплатными. То есть если после фиксации машины на первом круге на втором она уже не попадала в объектив, то оплачивать парковку было не нужно. Таких оборудованных автомобилей в городе было десятки, если не сотни.

Почему новые хозяева парковки не смогли запустить этот же парк оборудованных машин, не понятно. Де-факто сегодня при фактическом охвате всей центральной части города контроль остается весьма условным. Правда, так будет, по всей видимости, недолго.

Чуть ли не главным пунктом в упомянутом выше проекте указывается установка на платных парковках камер, которые будут фиксировать время парковки в автоматическом режиме. Это касается и площадочных парковок, въезд на которые контролируется шлагбаумной системой. Ее хотят демонтировать.

«Такая система послужит увеличению пропускной способности, исключит возможность образования очередей на въезде и выезде, сократит время проезда автомобилей на территорию парковок. Также она позволит фиксировать автомобили в автоматическом режиме и при неоплате составит штраф. Кроме того, это позволит обеспечить индикацию и автоматический подсчет свободных паркомест», — пояснили в управлении городской мобильности.

Автоматизация процесса такого уровня радует. Но остается открытым главный вопрос — за чей счет банкет? Сейчас сложно даже предположить, сколько потребуется комплексов, чтобы охватить все участки хотя бы в двух районах, где парковки платные.

Конечно, миссию нельзя назвать невыполнимой. Допустим, в Лондоне каждый житель города попадает в объектив видеокамер в среднем до 300 раз в сутки. Чего уж там говорить о контроле за автомобилями... Но!

Там внедрение видеосистем началось еще в 60-х годах и не останавливается до сих пор! Поэтому, как все это будет реализовываться в Алматы — большая загадка. Ведь не стоит забывать и о том, что для работы с таким объемом видеоданных нужны очень большие вычислительные ресурсы. Это также требует больших капиталовложений. Должен ли город платить за это ноу-хау? Вопрос спорный.

Даже если опустить финансовый аспект, хотя при заявленных объемах он является определяющим, остается другой момент, о котором пока ничего не было сказано. Тотальный охват камерами видеонаблюдения не должен быть ограничен одной лишь «функцией жилеточников» — сбора данных для пополнения парковочной казны. Эти камеры могли бы быть использованы для организации правопорядка города. То есть МВД должно иметь доступ к ним, что при должном исполнении в значительной степени и повысит раскрываемость дел, и будет работать на упреждение преступлений. В противном случае, если камеры будут работать только на то, чтобы «собирать дань» с автолюбителей, то подход можно смело считать ущербным.

Также в документе предложено изменить цвет разметки дорожного полотна с желтого на синий. Это не ноу-хау, и данная маркировка уже давно используется в развитых странах. Ее главное преимущество в том, что она действительно позволяет быстро идентифицировать платную зону, даже если водитель проглядел табличку о въезде в район действия платной парковки. Другое дело, что это нововведение не отменяет обязанности устанавливать таблички. Во-первых, в зимний период цвет разметки попросту не виден. Во-вторых, оглядываясь на опыт предшественников, именно отсутствие должной разметки, табличек и терминалов создавало автолюбителям целый ряд неудобств. Вроде бы и хочешь оплатить, но для того, чтобы выяснить номер парковки, приходилось идти полквартала.

Здесь, кстати, можно похвалить разработчиков нового приложения для платных парковок «Парковки Алматы». Оно сделано более грамотно, четко показывает местонахождение абонента, номер парковки, стоимость услуги и другую информацию.

Кэш вышел из моды

Еще одно из нововведений, которое предложено реализовать, — исключение электронного терминала для оплаты. «Это поможет сократить расходы на содержание самого терминала. Оплата за парковки будет производиться по QR-коду», — говорится в тексте. То есть теперь никакой налички.

Сейчас за парковочное место можно оплатить рядом способов, но все они подразумевают безналичный расчет. Перечислим: поминутно через мобильное приложение «Парковки Алматы» (его можно скачать на телефон в Play Market и Apple Store. — Ред.), на сайте almaty-parking.kz, по QR-коду на информационных табличках через мобильное приложение Kaspi.kz, терминал kassa 24. Также у абонентов Kcell, Activ, Beeline, Tele2, Altel есть возможность оплатить парковку с баланса мобильного счета, отправив SMS по номеру 1309. Для оплаты необходимо указать номер парковки, указанный на табличке, номер авто и количество часов через знак «*». К примеру, 6002*123ААА02*1.

Согласно имеющимся в открытых источниках данным, сейчас 98 процентов оплаты приходится на безналичный расчет. Оставшиеся два процента — в общей массе цифра небольшая, но и опустить ее нельзя. Даже по самым скромным подсчетам по Алматы ежедневно курсируют 500-700 тысяч авто. Возьмем средний показатель 600 000 и отнимем еще 200 000 — авто, работающие в режиме такси. Два процента от 400 000 — это 8000 автомобилистов.

Также, к сожалению, по-прежнему висит в воздухе вопрос о резидентских соглашениях. Напомним, что прежде у жильцов домов, прилегающих к зонам платной парковки, была возможность покупки месячного абонемента, который действовал в зоне проживания. Согласитесь, справедливо. Однако новое руководство вводить данную практику не торопится.

«Вопрос организации резидентных соглашений и абонементов находится у КГП «Алматы паркинг» в разработке. Правом бесплатной парковки транспортных средств в границах зоны платной парковки южной столицы обладают льготные категории граждан», — отметили в акимате.

Спрашивается: что именно они разрабатывают, если по факту получили готовый продукт, уже отлаженную структуру, где все отработано до автоматизма?!

В заключение отметим, что главной задачей, указывая на которую и увеличивают площадь покрытия сети платных парковок, является увеличение числа свободных парковочных мест. Но, по наблюдениям с 2016 года, можно с уверенностью говорить о том, что с внедрением и расширением сети платных парковок свободных мест больше не становится. С чем действительно можно согласиться, так это с увеличением оборачиваемости мест. То есть люди действительно стараются не задерживаться на платной парковке дольше, чем необходимо. Однако высвободившееся место сразу занимается другим авто. Растет прибыль у тех, кто владеет парковкой, а проблемы с парковкой как были раньше, так остаются и сейчас. Поэтому если интеграция неизбежна, то пусть о ее целях говорят честно. Что же касается разгрузки города и снижения трафика, то, опираясь на опыт развитых стран, здесь спасут только развитие и эволюция общественного транспорта.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру