Казахстанские полицейские штрафуют автолюбителей за летние шины

С 1 декабря полицейские вправе штрафовать автомобилистов за неправильные, летние, шины. Как уберечь себя от нежелательных трат и выбрать именно те колеса, которые оправдают возложенные на них надежды?

Казахстанские полицейские штрафуют автолюбителей за летние шины

Климат диктует условия

Когда менять шины? Какие именно брать, «зиму» или можно обойтись «всесезонками»? С приходом холодов этими вопросами задаются многие автомобилисты. Ведь второй комплект шин — не самое дешевое удовольствие. В среднем стоимость зимней резины для легкового автомобиля составляет 200-250 000 тенге, для внедорожника — 350-400 000. И это, повторим, середина рынка. Помимо различий в брендах и, соответственно, в качестве шин определяющими факторами являются диаметр и ширина колесного диска.

Но даже имея в наличии комплект зимней резины, автомобилист не всегда может ответить на вопрос, когда именно следует сменить на нее летнюю. В Алматы осень 2023-го прошла практически без осадков, и, судя по прогнозам, снегом пока тоже даже не пахнет. Опытные водители знают, что если поставить зимние покрышки, когда на улице стоит плюсовая температура, можно испортить весь комплект. И это действительно так.

Дело в том, что зимние шины делают из специальных компонентов, которые придают им дополнительную эластичность при морозе. Они не дубеют, что положительно сказывается на ездовых характеристиках. Если ездить на такой резине, скажем, когда на улице плюс 15-20 градусов по Цельсию, то ее можно перегреть и она потеряет свои качества. В лучшем случае станет уже не такой цепкой, как прежде. В худшем покрышка может деформироваться. И даже при номинальном износе протектора ее придется отправить на свалку.

Некоторые автолюбители твердо убеждены, что так называемые всесезонные шины отлично справляются со всеми задачами и избавляют человека от головной боли «когда же переобуться». Отчасти все так и есть. И самое интересное, что «всесезонка» — это вовсе не уловка маркетологов, а вполне хороший продукт для эксплуатации в определенных условиях. Другое дело — совпадают ли возможности, заложенные производителями в эту резину, с теми условиями, в которых вы собираетесь ее эксплуатировать? Попробуем разобраться.

Как совместить характеристики летних и зимних шин? Если добиваться идеальных показателей, то никак. Это в принципе невозможно. Ведь свойства этих двух типов продукции радикально различаются. Зимняя резина очень эластичная, что позволяет сохранять мягкость при морозах, но в теплое время года она будет быстро стираться и приходить в негодность. Летние шины более устойчивы к перегреву и могут выдерживать большие нагрузки, сохраняя при этом хорошее сцепление с дорогой. Но зимой они просто задубеют. Это неизбежно приведет к ухудшению управляемости автомобилем и существенно увеличит тормозной путь.

Как правило, зимние покрышки имеют большое число ламелей — небольших волнистых надрезов на протекторе, которые и придают им мягкость и цепкость на льду. Летние же наоборот — гладкие. С небольшим количеством канавок, что делает их более устойчивыми к воздействию различных нагрузок.

Увы, вопреки своему названию, всесезонная покрышка — это не та, которая содержит все достоинства первых двух типов. Можно сказать, что это некий компромисс. Продукт, который обладает частью достоинств. Однако он в равной степени имеет и недостатки (при эксплуатации в неприспособленной среде) первых двух типов автомобильных покрышек. Такая резина была разработана для регионов, где нет больших перепадов температур, когда не очень холодно зимой и не очень жарко летом. В данный сегмент попадают многие страны ЕС, а также некоторые из штатов США, но точно не Казахстан. У нас в стране популярность того или иного типа покрышек будет сильно различаться даже в разрезе областей.

Неправильные шины

Разберем на теоретическом примере. В Шымкенте суточные температурные максимумы составляют приблизительно шесть градусов по Цельсию, редко опускаясь ниже минус четырех градусов или превышая 16. В целом, если не выезжать из города, — идеальные условия для «всесезонки». А скажем, в Павлодаре самым холодным месяцем является январь, температура которого по области колеблется от 16 до 19 градусов мороза. Понятно, что тут только зимняя резина и никаких компромиссов!

Меньше всего повезло жителям Алматы и Алматинской области, поскольку здесь погода может радикально меняться не только в течение недели, но и в течение одного дня. Поэтому чисто гипотетически однозначной рекомендации по типу шин, лучше всего подходящих для эксплуатации в Казахстане, быть не может.

Но существуют, однако, ПДД: они едины для всех. Буква Закона гласит, согласно ст. 590, ч. 5 Административного кодекса РК, ездить на летних шинах в зимний период, а именно с 1 декабря по 1 мая, запрещено.

Данная норма прописана в техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». Поэтому всех, кто забыл или по каким-то другим причинам не «переобулся», может ждать неприятная беседа с представителями дорожной полиции. За нарушение предусмотрен штраф в размере пяти МРП (17 250 тенге) на первый раз и 10 (34 500 тенге), если в течение года водитель попадется повторно.

Сумма штрафа немаленькая, однако здесь нужно понимать, что в первую очередь такие ограничения обоснованы требованиями безопасности. Многие автолюбители, особенно новоиспеченные, считают, что «переобуваться» нужно тогда, когда ложится снег. Однако это большое заблуждение, и дорога может преподнести неприятный сюрприз даже тогда, когда асфальт практически сухой.

Если же отойти от календарных обязательств и руководствоваться исключительно погодными условиями, то специалисты рекомендуют менять резину на автомобиле тогда, когда среднесуточная дневная температура не превышает плюс три градуса по Цельсию и удерживается на таком уровне около недели. Почему так?

В ночное время суток, когда температура падает ниже нуля, образуется иней, который в дневное время превращается в небольшие лужицы, а уже в следующую ночь — в ледяную корку. Еще больший эффект обледенения можно наблюдать на дорогах, расположенных близ водоемов и рек. Поэтому наличие правильной покрышки позволит избежать неприятного развития событий.

Кстати, о «правильности» шин. Сегодня их выбор велик, но далеко не все зимние шины таковыми являются. На рынке есть несколько крупных мировых игроков, которые занимаются производством автомобильных покрышек уже не первое десятилетие. Они производят качественные, но... дорогие шины! Причем в стоимости «сидят» не только технологии, которые закладываются при производстве новых моделей покрышек, но и переплата за бренд. При этом есть и менее крупные игроки, которые еще не заработали столь непререкаемый авторитет, но при этом производят вполне конкурентоспособную продукцию. Также есть и третий тип — те производители, которые нацелены на быструю выгоду, а не на имидж, зарабатываемый годами. Они, как правило, вообще не вкладывают средства в разработку, а просто копируют популярные модели шин. Отсюда и выходит, что даже наличие большого числа ламелей на покрышке какого-нибудь малоизвестного производителя не является показателем наличия у нее свойств зимних шин.

Азбука автомобилиста

Хотя бы поэтому важно разбираться в маркировках шин — цифрах и буквах, нанесенных на боковую сторону покрышки. Ведь в них заложена масса полезной информации. Научившись «читать», при покупке новых колес определиться с выбором будет в разы проще.

В разрезе данной темы главным показателем будет индикатор, определяющий можно ли зимой ездить на данных шинах или нет. Единого стандарта нет, разные производители могут маркировать покрышки как all season, all weather, м + s (mud and snow — грязь и снег (англ.) и т.д. Все они вроде бы предназначены для эксплуатации в зимний период.

Показать (или же сымитировать) принадлежность к касте зимних покрышек некоторые производители могут и с помощью других визуальных аффектов. Таких, например, как нанесение изображения «снежинок». Причем в хаотичном порядке даже на протекторе!

Здесь все точки над i вновь расставляет Закон. В техническом регламенте в разделе «Требования к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации» в п. 5.6.3 говорится, что шина считается непригодной к эксплуатации при «остаточной глубине рисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также маркированных знаками м+ s, m & s, m s (при отсутствии индикаторов износа) во время эксплуатации на указанном покрытии, — не более 4,0 миллиметра».

То есть никаких хаотичных снежинок или all season закон не допускает. Купив шину с маркировкой, не упомянутой в регламенте, следует быть готовым к тому, что ее пригодной к эксплуатации в зимний период не признают.

Здесь сделаем ремарку. Даже авторитетные производители иногда лукавят. Например, в сегменте джипов есть такая конфигурация покрышек как all terrain (повышенной проходимости). Они представляют собой шины с агрессивным протектором, но практически с полным отсутствием ламелей. На льду и на укатанном снегу они, мягко говоря, сильно скользят. При этом в маркировке шины литеры м + s присутствуют. То есть по закону эксплуатировать авто на таких шинах можно. Однако следует учитывать, что у водителя должно быть достаточно опыта, чтобы не допускать аварийно-опасных ситуаций.

Еще один индикатор, на который следует обращать внимание, — это дата выпуска шины. Пусть покрышки — не помидоры, но со временем они также могут испортиться. Дело в том, что через определенный период резина теряет свои свойства и даже новая, но долго пролежавшая на складе покрышка может стать непригодной. Считается, что с момента изготовления авторезина способна пять лет храниться на складе продавца, а после еще пять-шесть лет безопасно эксплуатироваться. Но это усредненные показатели, ориентированные на качество европейских дорог. В реалиях же Казахстана следует делать поправки в минус с учетом климата, стиля вождения и качества все тех же дорог.

Определить дату производства очень просто — она написана на боковине покрышки в овальном штампе в виде четырех цифр. Например, 2422. Первые две цифры означают неделю изготовления, последние две — год. В данном случае 24-я неделя — это июнь 2022 года.

Зимние шины — не панацея, и, поставив на своего железного коня даже самые дорогие покрышки, важно не забывать о том, что с увеличением скорости возрастает и длина тормозного пути.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру