Альпинизму СССР — 100 лет

В Москве на днях отметили столетие советского альпинизма. В 1923 году группа грузинских студентов совершила массовое восхождение на Казбек, что можно считать датой рождения альпинизма в СССР, так как Советский Союз был образован в 1922-м. Не обошлось без приятных сюрпризов для казахстанцев. Заслуженный тренер Казахской ССР и СССР, заслуженный мастер спорта СССР Ерванд Тихонович Ильинский удостоился высокой награды — ему вручили именной «Золотой ледоруб России».

Альпинизму СССР — 100 лет
Престижная награда "Золотой ледоруб России"

Это спортивная награда, но Ильинский сам был спортсменом, воспитал несколько поколений казахстанских горовосходителей, был тренером в первой и второй советских гималайских экспедициях в 1982 и 1989 годах, а также — тренером в международной экспедиции на Эверест в 1990-м (СССР — США — Китай). Легенда советского альпинизма Казбек Валиев стал единственным из Республики Казахстан, кто получил юбилейный наградной знак. Этим знаком награждены 100 альпинистов, внесших наибольший вклад в развитие и пропаганду отечественного альпинизма. «Кто-то — блестящими спортивными достижениями, кто-то — тренерской или организационной работой. Они сохраняли, меняли, адаптировали и вместе со всем сообществом создали это уникальное мировое явление — российский альпинизм» (читай — советский).

Наши альпинисты участвовали в двух советских экспедициях на Эверест (1982 год) и Канченджангу (1989 год). Казахстанцы первыми в мире выполнили программу восхождений на все 14 восьмитысячников командой. Эпопея «14» началась в 90-х и закончилась в 2010-м. Бессменный тренер сборной Е.Т. Ильинский посвятил горам почти 60 лет и вырастил несколько поколений чемпионов СССР и Казахстана. В одном из старых отчетов, который я нашла в его архиве, сказано: «Большую организационную и воспитательную работу по подготовке альпинистских кадров проводит в СКА старший тренер, заслуженный тренер КазССР, мастер спорта Ильинский Ерванд Тихонович. Залогом успеха является содействие, которое оказывают альпинистам СКА в проведении их мероприятий в горах Главное управление боевой подготовки Сухопутных войск, управление боевой подготовки округа, отдел по физподготовке и спорту округа, руководство СКА и транспортная служба округа».

Как шутят ветераны, раньше ледорубы были деревянными, а люди — железными. Теперь — наоборот. Почему раньше у Ильинского была одна из сильнейших в Союзе команд?

— Потому что было из кого выбирать, а у нас в армии были все возможности для развития и спортивного роста, — говорит Ерванд Тихонович. — Были база, машины и снаряжение. И была скамейка запасных.

Ильинский совершил 250 восхождений. В 50 лет взошел на Эверест, в 60 прыгнул с парашютом, а своим спортсменам всегда говорил, что хороший альпинист — живой альпинист, и что самое высокое спортивное достижение не стоит человеческой жизни. За долгие годы его тренерской деятельности состав армейской команды менялся и обновлялся. Когда после развала СССР закрылись все секции, альпинизм выжил только в СКА. Ильинский тренировал таких мастеров, как Казбек Валиев, Валерий Хрищатый, Анатолий Букреев, Василий Пивцов, Максут Жумаев (первый казах на вершинах всех 8-тысячников) и другие. Максут признался, что не знает более сильного, ответственного и справедливого человека, настолько преданного своему делу. Напомню, во всем СНГ только трое горовосходителей имеют почетное звание обладателей «гималайской короны», выполнив лично престижную программу «14 высочайших вершин мира». Это воспитанники Ильинского Денис Урубко, Максут Жумаев, Василий Пивцов.

Ерванд Ильинский

Признание заслуг

— Это был ежегодный вечер Федерации альпинизма России, где вручаются призы за лучшие женское и мужское восхождения, — рассказывает мне заслуженный мастер спорта СССР, заслуженный тренер Казахстана Казбек Шакимович Валиев. — Я привез из Москвы новые книги об альпинизме, видел там и твою книгу об Анатолии Букрееве. До этого мы провели судейство чемпионата бывшей Евроазиатской ассоциации альпинизма, которую переименовали в Международную федерацию спортивного альпинизма. Я был впечатлен женскими командами России. Они ходят скальные маршруты высшей категории сложности в двойках, тройках, и это потрясающе! ФАР выбрала также новое направление — коммерческий альпинизм с гидом.

Широко известны успехи, которые делает команда российского «Клуба 7 вершин», президентом которого является 11-кратный восходитель на Эверест Александр Абрамов.

— Понятно, что его клиенты ходят по провешенным перилам, с гидами, шерпами, но это — часть альпинизма, — продолжает Валиев. — Важно, что перед экспедицией участники проходят обязательное обучение, физическую и скальную подготовку. Остается в силе альпинизм без гида, и, если бы не было федерации альпинизма, не было бы и подрастающего поколения. Существуют клубы, где работают с новичками. Дальше они начинают соревноваться, а потом многие хотят зарабатывать на восхождениях. Но сначала надо стать мастерами, которые попадают в поле зрения организаторов коммерческих экспедиций, куда нанимают надежных гидов.

Ильинский считает, что коммерческий альпинизм в СССР зародился почти полвека назад, когда был открыт первый Международный альпинистский лагерь «Памир». Только наши гиды назывались инструкторами. Самый известный в мире альпинист Райнхольд Месснер пишет в книге «Письма из Гималаев»: «Альпинизмом называется самостоятельный подъем нескольких человек, полагающихся на свои силы и шаг за шагом исследующих гору... Если же на вершину поднимаются сотнями и путь к вершине проложен заранее, это массовый туризм. Сегодня к услугам туристов спутниковые телефоны, стельки с подогревом, точный прогноз погоды, спасательный вертолет, способный долететь едва ли не на восемь километров, и допинговые препараты... И вся эта Эверест-индустрия строится исключительно по законам маркетинга».

Мне в руки попал материал, написанный Анатолием Букреевым собственноручно после трагической коммерческой экспедиции на Эверест 1996 года для American Alpin jornal. Букреев работал в экспедиции Скотта Фишера и не смог помочь японке Ясуко Намба из экспедиции Роба Холла. Он рассуждает: «Почему дал кислород и питье людям из своей экспедиции? Не нашел сил, чтобы оказать ей внимание и помощь? Может быть, потому, что был окован кандалами коммерциализации и зарабатывания денег? Я не попробовал ей помочь, занятый помощью людям, которые заплатили Скотту Фишеру, а значит, и мне».

Заслуженный тренер СССР, патриарх российского альпинизма Владимир Шатаев написал к книге «Категория трудности: «Альпинизм — это инъекция мужества для всей нации». Мэтр убежден: «Восхождения на вершины занимают сейчас 10-15 процентов, а остальной альпинизм — это «пародия» в виде скиальпинизма, скайраннинга, ледолазания и скального класса. Мало восхождений, совершаемых в группах из четырех и более альпинистов. Чрезвычайно мало людей, реально выполняющих программу подготовки альпинистов в полном объеме». Шатаев считает, что альпинизма в больших горах нет, как нет и массовости (https://sport-marafon. ru/article/alpinizma-v-bolshikh-gorakh-netchetyre-fakta-ot-vladimira-shataeva/).

Но тенденции меняются, к чему в том числе привел научно-технический прогресс. Максут Жумаев считает, что коммерческий альпинизм позволяет многим прикоснуться к тому, что долгие годы оставалось уделом избранных — обученных, тренированных и специально подготовленных.

Казбек Валиев

Наш альпинизм сегодня

Минувшим летом в урочище Туюксу (Заилийский Алатау, Малое алматинское ущелье) прошел первый Кубок Азии по альпинизму в скальном классе — 1-st Asian Trad Rock Climbing Cup «Almaty-2023», в котором участвовали спортсмены из Кореи, Японии, Ирана и Казахстана. Наша связка заняла 1-е место. Раньше в приоритете у казахстанцев были высотный и высотно-технический альпинизм, команда побеждала в этих классах на чемпионатах. В настоящее время идет развитие в техническом классе. Президент Федерации альпинизма города Алматы Артем Скопин говорит, что высотные экспедиции обходятся очень дорого, а вот «технари» подросли до высотно-технического уровня. Готовы работать на вершинах выше 6000 метров, а за основным составом подрастает резерв. Что касается целей, Ильинский считает, что можно пройти Мраморную стену на Тянь-Шане. Раньше над ней нависал снежноледовый карниз, но ледник отступил метров на 100 и восхождение по стене возможно.

— В настоящее время в Алматы действуют несколько секций и Центр горной подготовки, но, чтобы вырастить специалиста, с которого можно спрашивать результат, нужно время. Хорошего альпиниста надо готовить десять лет, — говорит Ильинский. — В коммерческом альпинизме должны работать профессионалы, а таких сейчас мало. Когда-то в Крыму французы показывали нам, как полагается организовывать страховку для скалолазов. Можно так, а можно этак. То есть их знания—не догма. Когда Казахстан обрел самостоятельность, федерация альпинизма предложила мне заняться школой инструкторов. Нужна была программа. Я ездил в Германию, Францию, Канаду, работал с американцами. У них школа гидов — то же самое, что у нас — школа инструкторов. Только в одном пункте написано, что инструктор и участник — это одни взаимоотношения, а гид и клиент — другие. То есть клиент платит деньги, и чай ему готовит гид, а не наоборот. Наша школа построена по австрийской системе, ее привез в свое время Фердинанд Кропф — основатель и руководитель советской спасательной службы КСП. Основоположниками считаются французы, но источник один и тот же. Так что мы изобретаем велосипед. Просто на Западе нет слова «инструктор», а нам надо уделить больше внимания этой школе. У нас ее открыли в начале 70-х: были заслуженные тренеры, горы и результаты, а школы не было. На курсы допускались участники не ниже первого разряда, а после перестройки проводить школу было некому. Я говорил: «Не понижайте требования и класс», но сейчас участниками могут быть и спортсмены со вторым разрядом.

Наградной юбилейный знак вручен Казбеку Валиеву

Напомню: в 2022 году казахстанская команда сделала восхождение в техническом классе на пик Верный, и это хороший уровень. Пик Верный (5250 метров) находится в хребте Западный Кокшаал-Тоо на границе Кыргызстана и Китая. Первопрохождение состоялось в рамках чемпионата Международной федерации спортивного альпинизма в классе высотно-технических восхождений. Руководитель команды — Максим Тен. Участники: мастера спорта Роман Шестернин и Леонид Крупа; кандидат в мастера спорта Закиржан Абдураимов; перворазрядник Станислав Лайнопуло. Тренеры команды — Вячеслав Титов и Артем Скопин.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру