Записки хронолога

ХIII век: приключения итальянцев на Каспии. XIX столетие: главный конкурент мясу — баурсак. Начало ХХ века: почем воз апорта. 1923 год: с миру по нитке — и самолет готов!

Записки хронолога
Итальянские купцы

История 1. Что искали итальянцы в XIII веке на Каспийском море?

В XXIII главе знаменитой «Книги» Марко Поло можно наткнуться на любопытную фразу: «Генуэзские купцы стали плавать туда недавно, перевезли сюда свои суда». «Туда» — это на Каспийское море.

Сие означает, что уже в XIII веке итальянские парусники и галеры бороздили просторы Каспия? Выходит, так. Несмотря на то, что великий путешественник прямо говорит о том, что генуэзцы перетащили сюда суда, построенные в иных морях, некоторые современные исследователи склонны считать, что верфи итальянцев существовали тут же, скорее всего на богатых лесами южных берегах.

Что делали генуэзцы в Каспийском море? Принято считать, что торговали, в том числе скупая и местный шелк, «что зовется желл». Однако, если вспомнить, что в те времена Европа лихорадочно искала пути на Восток, минуя навязчивых арабских посредников, можно предположить, что проворотливыми генуэзцами двигали куда более далекие коммерческие интересы. Симптоматично, что все великие географические открытия в средние века вообще-то совершались отнюдь не из любви к научному познанию планеты. Но попутно приводили к осознанию истинной географии Земли. Поехать за богатствами в Индию и случайно... открыть Америку! Таким может считаться тренд эпохи.

Вот и тут многое состояло в неверных представлениях о размерах и положении Каспия, остававшихся в те времена настолько приблизительными, что тот же Марко Поло полагал Евфрат, к примеру, рекой каспийского бассейна. Неудивительно, что многие теоретики географии на Западе рассматривали мореозеро в качестве перспективной дороги к богатствам Востока.

Впрочем, когда надежность сведений зиждется на тех источниках, подобные которым широко использовал сам Марко Поло, и самого Марко Поло (который, напомню, сам на Каспии не был и свою «Книгу», как известно, не писал, а надиктовывал сокамернику по генуэзской тюрьме), то... Все возможно! Можно даже предположить, что генуэзцы Поло ходили вовсе не по Каспию, а по какому-то другому морю. Черному, к примеру, а слухи, пронесенные через десятки ушей, донесли весть в том виде, в котором ее услыхал Марко.

Но если все же итальянцы ходили в XIII веке по Каспию, их вполне могло заносить на берега, омывающие нынешний Казахстан!

В ожидании дастархана. Фото П. Лейбина

История 2. Стол казахов-кочевников. Баурсаки в ассортименте

Считается, что основу повседневной кухни скотоводов-казахов в былые времена составляло мясо или, по крайней мере, продукция животноводства. Однако наблюдатели XIX века отмечали усиление роли пшена и мучного в степном рационе. Так, первый авторитет по изучению казахского быта В.И. Левшин («Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких орд и степей», С-Пб, 1832) пишет следующее: «Занимающиеся земледелием или торгующие с соседственными народами готовят жидкую кашицу из пшена и так называемый баламык, состоящий из муки, пожаренной с салом и разведенной водою. Подобно сему поджаривают в сале и потом варят рожь, ячмень, пшеницу и просо».

«Мука у киргизов применяется, кроме изготовления выше названного чайного супа, еще для выпекания своеобразных пирожков, называемых баурсаками, которые жарятся на бараньем жиру и очень вкусные — они похожи на распространенные у нижнебаварских крестьян Griseln (грисельн). Кроме того, киргизы используют муку для приготовления своего «баламута» — напитка, который они заказывают для дороги. Для этого они жарят муку на жиру и разводят водой. Чаще всего у киргиз-кайсаков употребляют пшено, из которого на молоке или воде варят суп или кашу, но также, особенно зимой, оно поджаривается или же съедается в совершенно сыром виде».

А это цитата из любопытного труда ташкентского астронома Ф. фон Шварц «Туркестан — ветка индогерманских народов» (Фрейбург, 1900).

Поддерживает прочих и автор книги «Инородцы Сибири и среднеазиатских владений России. Этнографические очерки» (СПб, 1908) К. В. Ельницкий: «Из мучной пищи приготовляют так называемый «баурсак» — лепешки из пресного теста, изжаренные в сале. Приготовляют также «кужу» или «бутку» — пшеничную или просяную похлебку».

В общем, как резюмирует авторитетное издание «Россия. Полное географическое описание нашего отечества» (том XVIII, «Киргизский край». С-Пб, 1903): «Кумыс, баурсаки и каурдак — главная пища киргиз и наиболее любимая...»

Таким образом, не мясом единым!

Яблочный базар в Верном

История 3. Про ненужный апорт и «воз яблок за рубль»

Когда яблочная слава Верного (а потом — и Алма-Аты) еще гремела далеко за пределами, в самом городе яблоки оставались самым естественным и дешевым товаром на местных базарах. (Они были гораздо дешевле, чем даже те, которые привозят нам ныне из Польши!) Слава об апорте, который за копейки продавался на базарах возами (!), давно трансформировалась в характерную городскую легенду. Про Золотой век. Когда было все, и все — за копейки.

Примерно так эта легенда звучала уже в 1920-е годы: «В урожайные годы в Алма-Ата яблоки продаются по рублю за воз, и многие садовладельцы даже не снимают яблок, так как сбор яблок обходится дороже того, что стоят сами яблоки».

Однако любая мифологема должна иметь какую-то историческую основу. Я не поленился порыться в первоисточниках и все же выяснил, «откуда яблоки растут». Оказалось, что ничего легендарного вообще нет.

Вот цитата из фундаментального труда Переселенческого управления «Азиатская Россия», выпущенного в Санкт-Петербурге накануне Первой мировой войны: «Любопытной особенностью Верного является то, что не только домохозяева, но почти каждый квартиронаниматель в городе имеет свой огород и сад, в которых отлично удаются яблоки, груши, абрикосы и другие фрукты. В урожайные годы цена яблок падает до 30 копеек за воз. Невыгодно бывает вывозить их при таких условиях даже на местный базар, так как провоз до базара обходится также в 30 копеек. Прежнее название города Алматы от туземного слова алма, что означает яблочные деревья, указывает на то, что в Верном всегда наблюдалось изобилие фруктов».

Изобилие и стало причиной бросовых цен и кризиса перепроизводства.

О чем красноречиво свидетельствуют любопытные сведения из журнала «Всемирный Следопыт», 1927, No 5: «В Алма-Ата многие жители откармливают яблоками свиней, а между тем алма-атинский апорт, румяный и сочный, превосходит по качеству крымский кандиль-синап... Вследствие отсутствия удобных путей сообщения джетысуйские яблоки гнили и пропадали. Джетысуйские крестьяне предпочитали поэтому не разводить яблонь и фруктовых деревьев, а сеяли пшеницу, в некоторых местах даже рис, хлопок, кендырь, кенаф, клещевину, ворсовальную шишку».

Один из первых пассажирских самолётов СССР

История 4. По рублю, и... полетели!

В 30-е годы прошлого столетия авиация заняла свое особое место и в жизни советской страны. Фирменной фишкой новой власти стала глубокая модернизация всего и вся, начиная от общественного сознания и кончая общей экономикой. Это ведь, кроме всего прочего, составляло пропагандистскую материю, видимую всем и издалека.

От того понятен нешуточный и всенародный ажиотаж вокруг авиации и авиастроения, пронизывавший все общество и подогреваемый идеологами страны Советов. Успехи авиации рекламировали новую «власть народа» лучше, чем газеты и кинематограф. Повсюду тиражировалось высказывание Троцкого: «Будем строить авиацию для хозяйственных, для культурных, для военных целей, авиацию трудящихся и угнетенных».

Не обошло стороной новое веяние и такие окраины, каковой считалось наше Семиречье. О том, каким образом зарождалась отечественная авиация, очень выразительно свидетельствуют пожелтевшие страницы старых газет.

Вот, например, типичная кампания, которую проводила «Джетысуйская правда» в 1923 году:

«Готовьте свой самолет!

Построим самолет «Джетысу»!

Наши вызовы на самолет «Джетысу».

1. Т. Глебовский. Вношу на самолет «Джетысу» 5 рублей золотом. Вызываю сделать то же следующих товарищей: Черный, Гершенович, Кошелев (Обком партии), Телегин, Есова, Розыбакиев, Камбаров (редакции газет), Кудрявцев, Дитман, Барибаев (облисполком).

2. Т. Телегин. По вызову т. Глебовского вношу 5 рублей золотом, со своей стороны вызываю следующих товарищей...»

И... так далее. Когда деньги сдает начальник, подчиненному сложно не ответить на такой вызов! Но это если подходить с сегодняшних позиций. А в те годы все звучало совсем по-иному.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру