А воз и ныне там
На прошлой неделе, 21 сентября, общественный фонд «Стратегия» представил результаты исследования, посвященного последствиям запрета курения кальянов в общественных местах. Оно проводилось с июля по август 2023 года среди предпринимателей, потребителей кальянов в заведениях общественного питания и представителей экспертного сообщества. Впоследствии был выявлен нулевой уровень соблюдения запрета в Шымкенте: в городе доступность заведений, где можно заказать кальян, достигает 100 процентов. В Алматы кальян доступен в 53,3 процента заведений. Таким образом, первый вывод исследования — запрет практически не соблюдается.
Другим важным выводом исследования стало то, что запрет породил системную коррупцию, которая проявляется как при проверках соблюдения запрета, так и при поставках. По оценкам опрошенных экспертов, около 80 процентов кальянного табака ввозится в РК без уплаты акциза.
Как отметили исследователи, запрет породил колоссальный теневой рынок, который в рамках ЕАЭС вместо цивилизованного регламентирования формирует коррупционные схемы.
Со слов представителей индустрии, приведенных в исследовании, если бы рынок строго регламентировался, а размер акциза при этом не был высоким, то у бизнеса была бы заинтересованность платить его, не прибегая к теневым схемам.
Авторы констатируют, что реализация закона о запрете, по оценкам опрошенных ими участников рынка, на практике превратилась в профанацию и имитацию. В ресторанах, барах кальян повсеместно предлагают. Запретительная мера, предполагающая снижение распространенности его потребления в общественных местах, по словам экспертов, показала полную неэффективность и нежизнеспособность.
«Ключевой парадокс, который выявило наше исследование, заключается в том, что запрет на курение кальянов есть, но также есть и объективная экономическая реальность. Казахстан находится в едином экономическом пространстве ЕАЭС, и у наших соседей, крупнейших производителей кальянных табаков и смесей, этот бизнес не только процветает, но и регламентируется. А значит, ввоз никто не ограничивает. При этом попытки контролировать запрет на курение в общественных местах просто не работают. Это та проблема, которая выявлена нами в процессе работы над проектом», — отметила руководитель исследования, глава ОФ «Стратегия» Гульмира Илеуова.
Вот и получается, что де-факто запрет не снизил повсеместную доступность кальяна и не создал проблем желающим покурить его в общественных местах. Картину с потреблением кальянов иллюстрирует раздел исследования под названием «Отношение пользователей электронных сигарет и изделий для нагревания табака к мерам регулирования бездымных продуктов». Большинство из этой целевой группы сообщили, что потребляют кальяны в обычных кафе и ресторанах. Это в процентном соотношении составило 57,9. Лишь пятая часть из них заказывали кальян в специализированных кальянных.
Оштрафовал? До свидания!
Еще одна интересная цифра, которую показало исследование, отражает реальное положение дел: 62,5 процента опрошенных потребителей кальяна вообще не знали, что согласно Кодексу «О здоровье» в Казахстане действует запрет на курение кальяна в общественных местах. Анализ распределения ответов по городам показал, что основную долю неинформированных составляют респонденты из Шымкента — 93,3 процента. Среди участников-алматинцев, напротив, 68,3 процента сказали, что они знают об этом запрете.
Отсюда можно сделать вывод, что наряду с введением запрета с общественностью этот вопрос в должной степени никто не проработал. А ведь информирование — это один из основных пунктов, позволяющий предотвратить правонарушение. То есть работать на опережение почему-то не стали. Получается, что такое стечение обстоятельств кому-то может быть выгодно?
Как сообщается в отчете, в результатах проведенного исследования некоторые опрошенные связывают неэффективность введенного запрета с влиянием и авторитетом хозяев заведений: «Многие кафе принадлежат достаточно зажиточным людям, которые могут решить вопрос запретов». Опрошенные респонденты отмечают, что в большинстве случаев бизнес просто договаривается с проверяющей инспекцией.
Самое интересное, что даже если платить штрафы, такая мера не является преградительной для большинства клубов и ресторанов, поскольку установленные суммы для бизнеса не столь ощутимы. Сейчас использование кальяна в неположенном месте наказывается штрафом в размере 30 МРП, что эквивалентно 104 000 тенге. Это максимальный штраф. Средний штраф колеблется в пределах от 15 до 20 тысяч тенге.
При этом стоимость заказа одного только кальяна в Алматы варьируется в пределах от четырех до девяти тысяч тенге. То есть «пара столов» спокойно перекрывает сумму штрафа, уплатив который, бизнес дальше с избытком компенсирует все «потери» даже за один вечер работы.
Неспособность контролирующих органов реализовать действие запрета отчасти обосновано массовостью явления. Как отметил один из представителей бизнес-среды, просто, чтобы это все контролировать, не хватает людей. Если сюда плюсовать и эпизоды «развода на месте», то и результат получается соответствующим. Бизнес не хочет терять деньги, особенно сейчас, когда инфляция пробивает все мыслимые рубежи. Когда в городе все или почти все заведения подают кальян, то это начинают делать и те, кто раньше этого не делал. Происходит так не потому, что все стремятся нарушить закон. Отнюдь. При текущей популярности и спросе, если в каком-то из заведений не окажется кальяна, посетители скорее всего попросту пойдут в другое заведение. А этого никто не хочет. Здесь нужно понимать, что кальяны не являются основным источником дохода, а служат лишь компонентой. Заказав кальян, посетители параллельно заказывают блюда и напитки, что и формирует основную сумму чека — тот самый доход, лишаться которого бизнес не хочет.
Свою лепту вносит и действующий мораторий на проверку МСБ, который ведет к тому, что инспектирующие службы могут проверять бизнес только планово. Если бы моратория на проверки бизнеса не было и проверки были бы систематическими, то, возможно, результат был бы чуть лучше. Но это лишь предположение.
Очевидное и невероятное
Нельзя отрицать тот факт, что кальян стал повсеместной частью культуры. Особенно в молодежной среде. Опрошенные представители кальянной индустрии единогласно отмечают, что в Казахстане сформировалась кальянная культура. Это неудивительно, поскольку в восточных странах культура курения кальянов исчисляется столетиями. Несмотря на запрет, сегодня она идет по пути развития, что стимулирует рост сферы как таковой.
По имеющимся данным, кальяны потребляет в основном молодежь. Костяк возрастной группы составляют люди возрасте от 21 до 30 лет. Большинство опрошенных респондентов (жители Алматы и Шымкента) регулярно, не реже одного раза в неделю и нескольких раз в месяц, проводят свободное время в кафе-барах, ночных клубах и т.д. Почти половина участников исследования, а именно 45,8 процента, заявили, что курят кальян несколько раз в месяц. Они не отмечают, что сталкивались с какими-либо проблемами при потреблении кальянов в кафе, клубах и других общественных местах отдыха.
Мораторий рано или поздно закончится, но есть большие сомнения в том, что это кардинально изменит ситуацию. Во-первых, слишком много различных увеселительных заведений и общепита. Дефицит кадров — слабое место проверяющей службы. Во-вторых, как уже говорили, стоимость услуги с лихвой окупает все штрафы.
В дальнейшем вопрос может развиваться в двух направлениях. Либо кальяны всетаки узаконят, но начнут регулировать, скажем, как табачные изделия — через акциз. Либо серый рынок продолжит процветать до тех пор, пока суммы штрафов не станут драконовскими.
Конечно, здесь может быть и альтернатива, как, допустим, в ряде штатов США, где запрещено употреблять кальянный табак, но использовать кальяны как таковые можно. Ряд заведений продолжает предлагать посетителям кальян, но курительные смеси для него не содержат табак. В их основе используются ароматные травы, цветы и фрукты. Тут, как говорится, «и овцы целы, и волки сыты». Но, опять же, как проверить кальянную заправку на содержание табака? Конечно, можно устраивать проверки, но это то кольцо, по которому сейчас система ходит.
Если же посмотреть на «дымную» проблему шире, то гораздо острее стоит другой вопрос — рост популярности вейпов (одноразовые электронные сигареты). Вот где действительно нужно вводить запреты безо всяких мораториев. Ведь если целевая группа потребителей кальянов — это уже сформировавшиеся люди, то в доле потребителей вейпов очень большой процент занимают несовершеннолетние. Да, существует запрет «18+», но он работает точно так же, как и «кальянный» запрет, то есть не работает совсем. У школьников есть 101 способ, как приобрести вейп, и все они хорошо известны как торговым сетям, так и контролирующим органам. Однако ситуация не меняется уже на протяжении нескольких лет. Чиновники взяли в работу именно кальянный бизнес, а не занялись более серьезным вопросом, тем самым ставя под угрозу здоровье подрастающего поколения. Недооценили риски или просто так удобнее? Вылавливать подростков по подворотням — «непосильный труд», да и что с них возьмешь... Другое дело — бизнес, мзду с которого собирать в разы проще.