Пик Алматинский. Экскурсия в мир названий

Работая над книгой «Анатолий Букреев — снежный барс из легендарной команды альпинистов Ерванда Ильинского», я задумалась, как назвать вершину, которая считается визитной карточкой Алматы и с которой началась эра горовосхождений в Заилийском Алатау.

Пик Алматинский. Экскурсия в мир названий

Написала: «Пик Алматинский (по другой версии, Малоалматинский)». Эта вершина была переименована в пик Комсомола, а потом — в пик Нурсултан, но официально название закреплено не было. Я обратилась к президенту Федерации альпинизма и спортивного скалолазания Алматы Артему Скопину, и он ответил: «В 1995 году прошла альпиниада на пик Абая, на вершину взошел Первый Президент Казахстана. Тогда же было решено организовать первую казахстанскую экспедицию на Эверест (1997 год, маршрут с севера). В 1997-м пик Комсомола переименовали в пик Назарбаева. Была установлена табличка, но по казахской традиции географические объекты называются не фамилиями, а именами, и гору стали называть пиком Нурсултан».

Чтобы узнать историческое название горы, я обратилась к Валерию Анатольевичу Кораблеву — автору книг по топонимике. Он заглянул в свою библиотеку и показал мне нужные издания. В нескольких источниках это пик Алматинский. В книжке Грудзинского «Вершина мужества» есть такие строки: «Впервые отметка 13 902 фута (4330,9 метров н.у.м) под именем Алматинского пика появилась на топографических картах в начале ХХ века. Много раз алмаатинцы пытались подняться на пик, вознесшийся над городом, но каждый раз вынуждены были отступать. После каждой неудачи росла слава пика, рождались легенды о его недоступности. Сорок лет тому назад любители гор И.Е. Мысовский, Г.И. Белоглазов и В.Г. Горбунов покорили Алматинский пик. Это первое, ставшее хорошо известным, восхождение считается днем рождения альпинистского спорта в Казахстане».

В книге краеведа А.Г. Лухтанова «Город Верный и Семиреченская область» сказано: «Алматинский пик (Малоалматинский, ныне — пик Комсомола) — вершина высотой 4376 метров в цепи Заилийского Алатау, эффектно возвышается над Верным скально-ледовым клыком. Визуально кажется выше всех рядом расположенных гор. Назван по долине Малой Алматинки, хотя находится несколько в стороне за ледником Богдановича в Малоалматинском отроге, относящемся уже к бассейну Левого Талгара. Название существует издавна. Во всяком случае, в 1884 году путешественник Н.В. Сорокин упоминает его: «Направо подымался Алатау с еловыми лесами на крутизнах и сверкали две белые вершины Талгарской горы и Алматинского острого пика. Восхождения на вершину до революции неизвестны, официально считается, что пик впервые покорен 17 июля 1930 года».

Из энциклопедии «Алма-Ата» (1983 год): «Впервые отмечен на топографических картах в начале XX века под названием Алма-Атинский пик и покорен группой альпинистов во главе с И.Е. Мысовским летом 1930 года. По инициативе Казкрайкома комсомола была организована первая массовая альпиниада, посвященная 15-й годовщине образования Казах.АССР (1935, руководитель В.М. Зимин). В честь восхождения Алма-Атинский пик получил новое название пик Комсомола».

Икра, чужук, балык из закромов ЦК

Кандидат экономических наук, академик Общественной академии туризма Центральной Азии и Казахстана, академик Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств, мастер спорта СССР по туризму, инструктор-методист по горному и велосипедному туризму, старший инструктор-методист по туризму, национальный судья по спорту высшей категории, профессор кафедры «Туризм и сервис» университета «Туран» В.А. Кораблев сказал, что в его библиотеке есть старые книги, рассказывающие о том времени, когда туризм в наших краях только зарождался. Я предложила дать этим книгам вторую жизнь. Возможно, оцифровать их и выложить в сеть.

«Я единственный из туристов Казахстана награжден почетной грамотой федерации альпинизма за существенную помощь в подготовке нашей команды к экспедиции «Эверест-82», — сказал Валерий Анатольевич. — Я был заместителем начальника Алматинского городского управления торговли, где вырос с нуля до зама по экономике. Однажды ко мне на работу пришли Ерванд Ильинский, Валерий Хрищатый, Казбек Валиев и сказали: «Валера, выручай!»

Гималаи — далеко, вершина — высоко, а в наших магазинах было негусто. Кто помнит голубоватых кур по рубль шестьдесят, так это не в счет. Пятеро казахстанцев, пробившихся в сборную СССР, должны были обеспечить свой тыл. «Какие продукты нужны для альпинистов? Икра черная, икра красная, чужук, балык. На складе хладокомбината хранился резерв ЦК компартии Казахстана. Написал письмо, и альпинисты получили дефицит, а я рисковал партбилетом, потому что оголил резерв. Когда эверестовцы вернулись с победой, на встрече в ЦК ЛКСМ Казахстана ко мне подошел Валиев и сказал: «Валера, спасибо тебе большое. Эти продукты очень выручили нас, когда мы с Хрищатым сидели на высоте 8500».

Напомню, в 1982 году сборная СССР по альпинизму, впервые оказавшись в высочайших горах мира, совершила наисложнейший первопроход юго-западной стены Эвереста. В составе первой советской гималайской экспедиции вершины достигли казахстанцы Казбек Валиев, Валерий Хрищатый и Юрий Голодов. Связка Валиев — Хрищатый начала штурм 7 мая, но ураганный ветер при очень низкой температуре не давал идти. Пришлось вернуться в палатку и ждать, ждать, ждать... Когда ветер, наконец, поутих, снова покинули палатку. Двойка достигла высоты 8700. Тут стемнело, и путь к высшей точке горы стал еще сложнее. Ночное восхождение совершила также связка Бершов — Туркевич, а первовосходитель на Эверест Эдмунд Хиллари назвал это поступками за гранью возможного.

Вера Ивановна Степанова.

Закрытый клуб «99»

«Моя сфера — горный туризм, их сфера — альпинизм. Мы пересекались, общались. Бывало, вместе участвовали в спасработах, к тому же у нас бывали встречи членов клуба «99», — улыбается Кораблев. Что это за клуб — известно только тем, кто бывал дома у Веры Ивановны Степановой. Ее знали все, кто занимался туризмом, альпинизмом, ориентированием и горными лыжами. Она была инструктором и начальником спасотряда в альплагерях «Горельник», «Кокбас-тау» и «Талгар», развивала туризм, судила различные соревнования. Как спортивный организатор Степанова категорически не приветствовала прием спиртных напитков, но на свой день рождения подавала к столу вино в красивой бутылке из-под огненной воды, на этикетке которой стояла цифра «99».

«Она работала в Казтурсовете и была для наc центральным организующим звеном, — рассказывает Кораблев. — Шестидесятые были уникальным временем для тех, кто любил туризм во всех его проявлениях. Степанова приехала после войны из Харькова, совершила множество восхождений и руководила ими, была преподавателем и воспитателем. Ходячая энциклопедия! Мы собирались у нее на протяжении многих лет, решали вопросы по организации соревнований и судейству, а теперь у меня хранятся ее деревянные лыжи. Мне Степанова дала путевку в водный туризм, а когда я стал вице-президентом Федерации спортивного туризма, она сказала: «Валера, надо писать». Я начал публиковать заметки в газетах и журналах, а туризм стал моей философией».

Валерий Анатольевич Кораблев

«Ты помнишь, как все начиналось?..»

Валерий Кораблев родом из Северного Казахстана, вместе с родителями-энергетиками жил на Урале, в Верхнем Тагиле. Преподаватель физкультуры подключил пятиклассника Кораблева к сборной школы, вместе со старшеклассниками он участвовал в лыжных соревнованиях и подавал надежды. А вместе с преподавателем географии ребята совершали походы, изучили все окрестности Верхнего Тагила и Каменск-Уральска.

«В 1958 году я впервые вышел из поезда на вокзале Алматы-2, увидел пирамиду Большого Алматинского пика и влюбился в эти горы. Позже я поступил в Нархоз на вечернее отделение, а днем работал на Алматинской ГРЭС вместе с родителями. В этой организации большое внимание уделялось спорту, я участвовал в областных и республиканских лыжных соревнованиях. Однажды увидел по телевизору фильм о сплаве по реке Или группы с молодежной комсомольской стройки, а в конце было объявление о

том, что все желающие сплавиться в следу

ющем году могут обращаться в Алматинский клуб туристов. Клуб был очень популярным, и по средам, до темноты, вокруг толпились люди. Там царила Вера Ивановна Степанова. Она нарисовала мне схему плота: камеры от ЗИЛа, дощатый настил и — вперед, на воду».

Кораблев увлекся горным туризмом. В 1967 году альпинисты Б.А. Студенин и В.М. Зимин провели курсы для турорганизаторов, потом Валерий Анатольевич вместе со Студениным организовал соревнования для ребят из детских домов. Весной устраивали сплав, зимой — походы на лыжах, летом он участвовал во всех горных походах.

«Вера Ивановна Степанова привлекала меня к мероприятиям, которые проводил ЦС по туризму и экскурсиям. Я был в сложном походе на Горном Алтае, в 1970 году ходил горную пятерку на Центральном Кавказе и попал в сборную мастеров. В 1973-м снова ходил пятерку на Кавказе — это была школа для руководителей сложных горных походов. Мы прошли по тем местам, где снимался знаменитыйфильм«Вертикаль». Тогдаже мне впервые пришлось участвовать в спасательных работах. Французские альпинисты спускались с вершины, и одной девушке стало плохо. За помощь я получил значок и поцелуй в щечку. Это была достойная награда!» — говорит он.

В 1997 году Кораблев занимал должность первого заместителя заведующего отделом внешнеэкономических связей, был одним их признанных специалистов. Много ездил за рубеж и в одной только Америке побывал 10 раз. В аэропорту купил книгу Анатолия Букреева и Вестона ДеУолта «Восхождение» о нашумевшей истории на Эвересте в 1996 году. Переводил сам, но одно из издательств его опередило.

«В то время наше ведомство переехало в Астану, а в 2000 году я застудил ухо, и мне надо было ехать в Алматы на операцию. Жена пообещала, что прокормит меня, и я остался дома. Устроился на кафедру туризма одного из университетов. Быстро стал заведующим кафедрой, а потом — деканом. Мне пришлось заниматься и подготовкой журналистов в туризме, и менеджментом, и сферой гостеприимства», — вспоминал он.

Валерий Анатольевич Кораблев — автор двух десятков книг, четверть века он является членом редколлегии казахстанской Книги рекордов, где в его компетенцию входит раздел про альпинизм, туризм и географию. Но наибольшей популярностью в нашей среде пользуются его книги по топонимике. «Я люблю горы и однажды увидел нереализованный пласт — 20-30-е годы в истории туризма не охвачены. Кто-то что-то писал в газеты и журналы, но эта работа не была систематизирована. У нас красивейшие горы, а что мы о них знаем?..»

Сейчас В.А. Кораблев работает над новой книгой, которой дал условное название «Топонимика Заилийского Алатау». Ну а я буду терпеливо ждать, когда мэтр отыщет на книжных полках старые книги по истории туризма и альпинизма, чтобы эта самая история не была забыта адептами активного образа жизни.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру