Кто спасет казахстанских школьников от домогательств

За рубежом для защиты детей от сексуализированного насилия существует специальное уголовное правонарушение, его называют «груминг». По своей сути это означает целенаправленные действия взрослого человека по установлению дружеских отношений и эмоциональной связи с ребенком в целях дальнейшего совершения сексуализированного насилия.

Кто спасет казахстанских школьников от домогательств

Завоевание доверия может происходить по-разному: для этого взрослый может делать своему избраннику или избраннице подарки, выделять их на фоне остальных, писать «теплые» сообщения. Таким образом происходит продавливание границ ребенка до тех пор, пока не появится возможность проявить насилие. Когда подобное происходит, насильник ссылается на их прочные «дружеские» отношения, давит на жалость и делает все, чтобы правда не выплыла наружу. Таким образом, насилие может продолжаться долго.

К сожалению, подобные случаи в Казахстане уже не редкость. Что примечательно, часто педагоги не получают наказания, потому что доказать акт груминга не всегда возможно. Для заведения уголовного дела нужны четкие доказательства. В казахстанском законодательстве не предусмотрена ответственность за преследования.

Директора школ, где работают потенциальные насильники, тоже не всегда знают, как действовать в подобных ситуациях: уволить человека, когда он по факту не нарушил закон, невозможно.

К тому же нередки и обратные ситуации, когда педагога стремятся обвинить в аморальных действиях, чтобы погубить его карьеру и выгнать из школы. Подобный случай был в 2017 году, когда школьницы ради шутки обвинили учителя математики в домогательствах. Одна из заявительниц в итоге забрала свое заявление, назвав обвинения, очерняющие репутацию преподавателя, шуткой. Если бы этого не произошло, неизвестно, как сложилась бы судьба бедного педагога.

Разврат или призвание?

Когда речь идет о случаях клеветы на педагогов, в ход идут обвинения не только в сексуализированных домогательствах. Обвинить могут в пропаганде идеологии другой страны, словесном унижении достоинства ученика. Поводов для обвинений много. Если мужчина идет работать в школу, для некоторых это уже является причиной присмотреться к мотивам выбора его профессии. И почему-то в первую очередь общество видит не то, что мужчина-педагог просто любит свой предмет и умеет его преподавать, а совсем иные мотивы. Например, окружающие куда охотнее склоняются к мысли, что он приходит в школу, чтобы заниматься развратом и совращать детей. Конечно, можно понять, откуда растут ноги у таких домыслов: случаев совращения несовершеннолетних учителями будто и правда стало больше. Родители обеспокоены таким положением дел.

Поэтому перед педагогом, избравшим своей деятельностью работу с детьми, стоит непростая задача: отработать механизмы доверия родителей к своей персоне, а также четкую субординацию между собой и учениками.

Как объясняют психологи, на первый взгляд, эти правила простые: не оставаться с учеником наедине в закрытом кабинете и не гладить по голове даже младшеклассников. Любое действие, совершенное даже с

благими намерениями, может трактоваться превратно. В некоторых случаях эти действия может использовать против педагога администрация школы, если, к примеру, он не нравится коллективу и необходим повод его уволить.

В некоторых случаях инициаторами скандалов становятся дети, злоупотребляющие своим возрастом, или коллеги учителя. Конечно, чтобы отправить педагога под стражу, нужны серьезные основания. Но если даже их нет, учитель все равно может потерять работу.

Как советуют в Минобразования, чтобы не вызывать лишних подозрений, педагогу необходимо избегать двусмысленных ситуаций. Главное, не прикасаться к ученикам ни в коем случае. Если речь идет о преподавании физкультуры или рисования, где физический контакт с учащимися неизбежен, то необходимо записывать каждый свой урок на диктофон. Помимо этого не стоит выбирать любимчиков, лучше относиться ко всем ровно и выделять успехи ребят сдержанной похвалой.

Что куда важнее: ни при каких обстоятельствах не приглашать учеников домой. Встречи с учащимися должны происходить только на территории школы.

Конечно, в идеале, чтобы отбросить возможные риски, не помешало бы установить камеры в каждом классном помещении школ, как это, например, делается за рубежом, чтобы родители и дирекция могли следить за тем, что происходит с детьми. Это могло бы пролить свет на всевозможные инциденты.

Как уберечь ребенка?

Если с поведением учителя все понятно, то не совсем ясно, как уберечь детей в случае, если опасения оправданы. Чтобы пролить свет на ситуацию, мы обратились к частнопрактикующему психологу Татьяне Хвалиной. Она рассказала, как именно родителям стоит общаться с детьми, чтобы в критической ситуации те могли дать отпор растлителю.

— Главное — внимание. Это правило распространяется и на детско-родительские отношения. Чтобы не допустить случаев, когда ребенок не может открыть перед родителем страшную тайну, необходимо регулярно, на дружелюбной основе, интересоваться делами ребенка, поддерживая с ним доверительные отношения. Но ни в коем случае не заставлять чадо отчитываться о своих делах, ведь это может вызвать обратный эффект: ребенок закроется и в нужный момент не обратится к вам за помощью. Куда более важно исключить насилие в семье — это тоже не способствует доверию ребенка родителю. Если контакт налажен, то вполне вероятно, что ребенок расскажет вам о странном поведении учителя или другого человека еще в самом начале. Таким образом, родитель сможет, не допустив трагедии, защитить его. Не менее важно рассказывать ребенку о его границах, в том числе о телесных: никто не имеет права прикасаться к нему без разрешения, а педагог — тем более. Особенно если это прикосновение показалось ребенку странным.

Если ребенок рассказал вам о странном поведении учителя, прежде всего необходимо поделиться опасениями с директором школы. По закону именно он ответственен за безопасность учащихся. Если директор остался равнодушен к вашему сообщению, то можно действовать самостоятельно, обратившись в управление образования города, а в некоторых ситуациях — прямиком в полицию. Даже если учитель не является педофилом, так или иначе в его поведении есть моменты, вызывающие тревогу, и они должны подлежать коррекции.

За это отвечают в управлении образования. Именно там должны обратить внимание на поведение учителя и призвать его к ответу. Полиция же должна уже заниматься прямой профилактикой преступлений против несовершеннолетних. К примеру, напомнить педагогу о возможной уголовной ответственности, а если действия учителя выходят за рамки подозрений и сигнализируют о прямых посягательствах на сексуальную неприкосновенность ученика, то речь уже идет об уголовной ответственности и педагогу придется предстать перед законом, — резюмировала психолог Хвалина.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру