История о том, как пережить потерю

Год после смерти мужа Наталья плакала. Она была в глубокой депрессии, оставаясь дома в одиночестве, разговаривала с покойным Виктором, и как ни уговаривала ее дочь Лиза продать квартиру и переехать поближе к ней, Наталья не соглашалась. Квартира не отпускала.

История о том, как пережить потерю

Ее родители познакомились в спортивном техникуме. Галина Александровна там преподавала, а первокурсник Юрий Жиров влюбился в нее с первого взгляда. Он был младше всего на два года. Галина толкала ядро и метала диск, была рекордсменкой, а Юрий Михайлович Жиров стал тренером по легкой атлетике. Их дочь Наталья тоже занималась легкой атлетикой, в составе студенческой сборной выступала на Универсиаде. Она училась в институте иностранных языков, где подрабатывал студент физкультурного института Виктор Гребенщиков. Однажды ему поручили провести кросс среди студентов, но в то утро пошел дождь, и никто не явился. Пришла только добросовестная Наташа.

Простояли час, за это время молодые люди познакомились, и Виктор проводил девушку до дома. Он был красив, строен, с кудрявой шевелюрой. Наташа спросила у отца, что он знает про легкоатлета Виктора Гребенщикова. Полистав свою картотеку, Юрий Михайлович отметил, что парень был очень перспективным спортсменом, но однажды на дистанции запнулся о деревянное ограждение и порвал связки, на чем большой спорт для него и закончился. Благо, что не стал инвалидом.

Судеб переплетенье

После окончания института Наташа училась на высших педагогических курсах. Студентов отправляли на сельхозработы, но никто не хотел ехать из Алматы в Петропавловскую область. Одни приносили справку, другие ссылались на неотложные дела или семейные обстоятельства. Наташа с подругой решили, что не поедут, но на общем собрании проректор объявил — с курсов отчислят всех, кто откажется работать в колхозе. Под его строгим взглядом Наташа пролепетала: «Я еду». И угадайте, кто был руководителем студенческой бригады? Точно — Виктор Гребенщиков.

В сентябре под Петропавловском стояла солнечная ясная погода. Днем копали картошку, вечером Наташа с Виктором гуляли по окрестным лесочкам, где порхали птицы, а под ногами все еще цвели ромашки. Как-то раз набрели на избушку, в которой жил сторож. Старик пригласил гостей к столу, заварил чай и вдруг запел. Он исполнял оперные арии, и от его сильного голоса дрожали стены. Он слушал радио и научился петь, но при этом стерег поля и огороды. Самородок, не решившийся в свое время оторваться от дома и поехать в город учиться. Несбывшаяся мечта, загубленный талант...

Тогда Наташе стало понятно, что дар очень легко профукать, выпустить дым в трубу. Нет, надо карабкаться, стремиться к вершине, но только не ходить по головам других. В ее характере не было такой черты. Родители вырастили ее порядочным человеком, она пойдет по жизни с открытым забралом, и, кажется, у нее будет достойный спутник.

Три года счастья

Они поженились, а жить было негде. Тут один знакомый предложил снять его квартиру — на три года он уезжал строить Байкало-Амурскую магистраль. Квартира угловая, холодная, на первом этаже старого дома, но своего первенца Гребенщиковы привезли туда. Обмывали рождение сына с таким размахом, что на другой день вся кафедра опоздала на работу, а потом целых три года радушно принимали в этой квартире гостей. У них был магнитофон, студенты записывали для Виктора кассеты. Танцевали под Boney M. Позитивный Виктор был бессменным тамадой, он пел, знал тысячу анекдотов, а летом отправлялся на заработки в стройотряд, чтобы оплатить аренду квартиры. Часто молодые люди едва сводили концы с концами, но это было самое счастливое время. Он занялся чеканкой и дарил панно друзьям на дни рождения, первым спешил к ним на помощь, а на работе его любили за то, что умел поднять настроение.

Когда с комсомольской стройки вернулся владелец квартиры, мама Виктора позвала их к себе. Здесь было хозяйство — куры, кролики и индоутки. Женщина приучила своих сыновей работать на земле. В детстве Виктор и его брат бегали с ведрами за водой, чтобы полить огород, мать не отпускала гулять с ребятами, пока не выполнят ее поручения. А когда Наташа с Виктором купили дачу на берегу реки, он снимал обувь, вставал босыми ногами на траву, смеялся, широко раскидывал руки и кричал: «Это моя земля! Это моя дача!». Видимо, сбылась его давняя мечта иметь свой пятачок на планете.

Выращивали помидоры, огурцы, болгарский перец и малину. На даче шло строительство дома. Стройматериалы лежали в геологической будке, рядом с которой Виктор соорудил столик и навес. Все это крепилось к деревянному столбу, в который хозяин вбил гвоздь. Он всегда носил на шее золотой крестик и говорил: «Меня мой крестик бережет, мне без крестика не жить», хотя при социализме за такое осуждали. Он носил его на груди под рубашкой, а снимал цепочку и вешал ее на гвоздь только когда шел на реку купаться. Наташа думала — может, крест заговорила Витина мама и он принял его как оберег, но это была закрытая тема.

Как-то раз, дружно поработав в огороде, искупались и поехали домой, и вдруг, уже на полпути к городу, Виктор вспомнил, что забыл свой амулет на столбе. Он развернул машину и покатил обратно. Наташа видела, что муж взволнован. Дача не была обнесена забором, на берегу речки всегда сидели рыбаки, и, когда хозяева уезжали, они бесцеремонно тащились в огород, рвали недозрелые помидоры на закуску, рассаживались под навесом и пили водку. Завидев на дороге машину, незваные гости поднялись со скамейки и ушли. Виктор остановил автомобиль, метнулся к столбу и выдохнул — золотая цепочка висела на гвозде, ее не увидели.

Мир не без добрых людей

В начале 80-х Виктор работал в «Динамо» и возглавлял спортивный лагерь на берегу озера Капчагай, где летом тренировал юношескую сборную по легкой атлетике. Он привез с собой пятилетнего сына. У берега стояла ржавая баржа, и мальчишки прыгали с нее в воду. Маленький Алеша наблюдал за ребятами и вдруг прыгнул вслед за ними. Он нырнул и... не вынырнул. Парни стали кричать, звать, нырять, но найти ребенка не могли. И тут случилось чудо. По берегу неспешно шел человек. Он моментально сориентировался и, не раздеваясь, прыгнул в воду. Кто-то из мальчишек уже прибежал в лагерь и торопливо говорил тренеру: «Виктор Николаевич, ваш сын утонул». Отец в три прыжка примчался к берегу и увидел, как незнакомый мужчина откачивает его Алешку. Виктор порывисто обнял его, стал шарить по своим карманам, потом спохватился и снял с руки часы. В благодарность за спасение сына и за то, что оказался в нужное время в нужном месте. Он представил, как приедет домой и скажет жене, что их ребенок утонул и они осиротели. Но судьба смилостивилась, сегодня Алексей Викторович живет в Москве и работает в крупной компании. В профессии ему очень пригодилось знание языка — спасибо маме Наташе.

Дочке Лизе было три года, но она уже всех учила жить. Делала замечания — не положил на место книжку, не повесил на крючок куртку, оставил на столе чашку. Лиза выросла очень ответственным человеком и сумела собрать всю семью в одном дворе. После смерти отца дочь настаивала, чтобы мать уехала с той квартиры, где так долго была счастлива со своим мужем. Но все это случится позже, а тогда Леша собирался в первый класс, но сорвался с турника и порвал сухожилия. Ему сделали операцию, два месяца он провел в больнице и пошел в школу только во второй четверти, с помощью родителей нагоняя упущенное.

Наталья преподавала английский в институте иностранных языков. В каникулы каждые выходные ездили на дачу, где днем было невыносимо жарко. Она стала уговаривать мужа продать участок на равнине и перебраться в горы. Как-то раз приехали и увидели на двери записку, мол, купим ваши неогороженные шесть соток. Они расплачивались за кооперативную квартиру, дачу продали за тысячу долларов, и три года Виктор вспоминал, как готовил там коктал, как собирал за столом семью и друзей. Он видел свой рай во сне, но цены полезли вверх, а детей надо было учить в институтах.

Виктор не раз ходил по лезвию ножа. В 90-е гонял из Германии машины, что было небезопасно, был рыбаком и охотником. За всю жизнь Наташа ни разу не купила на базаре мясо, не почистила ни одной рыбы, все добывал и привозил муж. Он любил кухарить, ходить с сыном на базар, торговаться, приносить домой полные рюкзаки и говорить жене: «Уф, все до копейки истратили!». Наташа поражалась, насколько точно в гороскопе сказано про тельцов. Они добытчики и любят землю. В перестройку, в голодные годы, ели пойманную отцом семейства рыбу.

Виктор говорил: «Я везунчик», и он не все рассказывал Наташе. Выходил сухим из воды, когда на Капчагае под ним оторвалась льдина, прыгнул в воду в полной амуниции — в теплой одежде и высоких резиновых сапогах. Подледный лов мог закончиться для него путешествием на льдине или ее переворотом, а так обошлось купанием, потому что друзья успели подплыть на резиновой лодке. На охоте у мотоцикла отказали тормоза, а он как раз спускался с горы. Виктор закричал друзьям, чтобы прыгали. Один выскочил из коляски, другой соскользнул с сиденья, а Виктор вцепился в руль и исчез из виду. Друзья бежали следом по грунтовке и уже похоронили его, но он справился с управлением.

Раз поехали на рыбалку большой компанией. Три дня провели на берегу реки, варили на костре уху, много говорили. А когда собрались домой и все уже сидели в машинах, Виктор вдруг понял, что крестика нет. Стали ползать на коленях, искать пропажу, но в песке все тонет. Исчез его талисман, его охранная грамота, но делать было нечего, и он завел двигатель машины. Отъехав несколько метров, увидел, как что-то блестит на солнце. Так Виктор нашел крестик, но получил второе предупреждение.

Ему предложили дачу в горах, и он поставил Наташу перед фактом. Дача ей не понравилось — крутой склон, неудобица, но муж был счастлив и собирался на пенсии там жить. Увы, его жизнь не была долгой. Он ушел в 66 лет, и его похоронили с золотым крестиком на шее. Теперь Наташа ездит на дачу на автобусе, поднимается вверх по склону, открывает калитку и мысленно здоровается с Виктором.

Год она не могла выйти из пике, была в депрессии, пока кто-то из знакомых не посоветовал сходить к специалисту, который поможет отпустить умершего мужа. Наталья позвонила, но человек был в командировке. А ей в ту ночь приснился сон. Во дворе их дома стоит длинное строение, Наташа входит внутрь и видит множество дверей. Первая дверь налево — кабинет, там стоит ее молодой красивый муж с кудрявой головой, в спортивных трусиках и белой майке. К его телу присоединены провода, а вокруг сидят люди в белом. Врачи проводят исследования? Нет, это ангелы. Глядя в щелочку, Наташа подумала — как же он теперь будет ее целовать, ведь он молод, а ей за 60... Но дверь открылась, и ангелы, двигаясь спереди и сзади, повели улыбающегося Виктора в свет. Наташа его отпустила. Утром позвонила дочери и сказала — продаем квартиру, я хочу начать новую жизнь.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру