Ораторское искусство сделает вас волшебником

Далеко не все одарены мастерством ораторского искусства, умеют красиво доносить свои мысли и рассказывать так, чтобы оппоненты слушали, не отрываясь. Как говорил Виктор Черномырдин, в харизме надо родиться. Но и ее отсутствие — не приговор, ведь навыки ораторского искусства можно взрастить в себе практически с нуля.

Ораторское искусство сделает вас волшебником

Мы встретились с уникальным человеком, который точно знает, как оказаться в центре внимания. Это Леонид Смехов — тренер по ораторскому искусству, профессор Caspian University, профессор Института бизнеса и делового администрирования Российской президентской академии (РАНХиГС).

— Леонид, что подтолкнуло вас посвятить себя э той, так скажем, не самой популярной профессии?

— Риторикой я начал заниматься еще в школьные годы, когда мне было 14 лет. Это была большая удача, ведь на тот момент сам я мечтал стать поваром, а люди из окружения пророчили актерскую карьеру. Но моя тетя, актриса Алика Смехова, подтолкнула меня к тому, что нужно в 14 лет определяться с профессией и, что самое главное, деятельность артиста мне не подходит. К слову, сама она уже тогда была прославленной актрисой, а свой большой кинематографический путь начала именно здесь, в Алмат-Ате, снявшись в первых двух крупных фильмах – «Женщина дня» и «Клещ».

— Почему нет? Ведь в профессии артиста столько романтики… Чего стоит одна только роль Атоса в «Трех мушкетерах», которую сыграл ваш дедушка. Образ, который и сегодня вызывает волнение в сердцах у многих представительниц слабого пола.

— Романтика — это, конечно, хорошо, но в профессии актера много недостатков. Из наиболее ощутимых я бы отметил то, что она нестабильна, далеко не всегда прибыльна, и в ней играет большую роль вопрос удачи. Я на протяжении пяти лет работал телеведущим на разных телеканалах. Не ради заработка, а чтобы познакомиться с камерой, понять, как себя вести, чтобы не зажиматься. То есть для меня это был своеобразный этап самообразования.

И я наблюдал за своими коллегами-соведущими, которые в отличие от меня имели актерское образование. После съемок ехал проводить свои тренинги и получал стабильную прибыль, а они отправлялись на различные кастинги в надежде получить рекламный контракт с мизерной оплатой труда. Кастинги отнимали неимоверно много времени, причем не гарантировали положительного результата. И так постоянно. Я бы просто не выдержал. Но это было намного позже. Сейчас же вернемся к этапу выбора профессии.

В 14 лет по рекомендации наших друзей-профессоров я попал на курсы «Школы юного филолога», организованные на филфаке МГУ. На них студенты преподавали свои профильные предметы. И мне очень понравилось, как объявляла свой предмет преподаватель риторики. Тогда-то я и понял, что это то самое место, где можно научиться волшебству, где слово становится заклинанием и от того, как ты сформулировал свою мысль, зависит все.

— По-вашему, слово — это волшебство?

— Мы говорим, не задумываясь. Но порой даже, если слова в одном и том же предложении просто переставить местами, может поменяться буквально все. Можно с помощью одной и той же фразы подружиться с человеком и навсегда поссориться — в зависимости от того, как ты ее произнесешь и в каком порядке расставишь удачно или нет подобранные слова. А преподавать я начал на четвертом курсе и пришел к профессии, как бы это ни было удивительно, благодаря Казахстану.

— Можно немного подробнее об этом? Что вас связывает с Казахстаном?

— В Астане есть филиал МГУ, откуда к нам в Москву приезжали учиться ребята. Я подружился с одной девушкой, и как-то мы гуляли по парку, а я рассказывал что-то из семинара по риторике. Что-то на тему классификации типов собеседников, чтобы находить общий язык с ними. И в тот момент я понял три вещи. Первое — я, рассказывая ей, лучше начинаю понимать свой предмет, который мне нравится. Второе — ей интересно меня слушать. Третье — мне интересно ей рассказывать. На пересечении этих элементов лежало преподавание. И я понял, что мне надо попробовать. Таким образом, из своих 35 лет жизни 21 год я занимаюсь своим предметом и 16 лет его преподаю. А связь с Казахстаном у моей семьи началась еще в середине ХХ века. В 1957 году мой прадед, профессор-экономист Борис Моисеевич Смехов, был направлен Хрущевым в Алма-Ату поднимать и развивать работу Госплана Казахской ССР. Так же, как я говорил выше, моя тетя начинала свою карьеру именно здесь. Моя мама, писатель Елена Смехова, получала свою первую литературную премию именно в Казахстане. А теперь и я продолжил семейную традицию, связав свою жизнь и работу с прекрасным городом Алматы.

В 2018 году получил приглашение на Первый Евразийский форум науки и искусства, организуемый Caspian University. Тогда я не только выступил с докладом, но и провел мастер-класс для выпускников программы MBA Каспийской бизнес-школы. Второй форум прошел в 2022 году, где я также был в числе докладчиков. В процессе работы мы с ректором университета Жолдасбеком Муслимовичем пришли к тому, что нужно поднимать бизнес-образование в Казахстане на принципиально новый уровень. В том числе с помощью моих знаний и умений.

На протяжении последних восьми лет я вхожу в число ведущих преподавателей Российской бизнес-школы Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС. Это бизнес-школа No 1 в России и СНГ, занимает 30-е место в топ-100 европейских бизнесшкол по рейтингу Financial Times. У меня есть уникальные знания и умения, которыми хочется делиться, и я вижу в казахстанском рынке бизнес-образования огромный потенциал.

— Как казахстанские студенты воспринимают новое направление?

— Я провел двухдневный семинар в «Зимней школе» Caspian University — это школа повышения квалификации преподавателей. И, знаете, есть очень большая разница между тем, как слушают российская аудитория и казахстанская. Если российским слушателям интересно, то они, увлекаясь, начинают спорить, задавать вопросы, даже могут перебивать спикера. Казахстанские — наоборот: если нравится, люди замирают и безотрывно слушают. Крайне редко могут задать уточняющий вопрос, при этом извинившись за то, что перебили. Это непривычно.

— Насколько сложно научить человека правильно доносить свои мысли?

— В нас во всех заложено примерно одно и то же. То есть говорить, что один талантлив, а другой нет, неправильно. Все, как говорилось в детской книжке, не от питания, а от воспитания. В какой семье воспитывается человек, такая личность и вырастает. На мой взгляд, намного проще вырастить творческого человека в творческой семье, чем он таким станет сам, «от противного».

Однако есть очень тонкая и важная грань. То, что в детстве было или не было, — это опыт, и то, что человек прочтет в книге по риторике, — это тоже опыт. И поскольку этот предмет не изучает ничего нового, а описывает имеющийся опыт, крайне важна личность того, кто преподает.

Моя идея заключена в том, что нужно говорить доступно. Не примитивно, а так, чтобы тебя легко понимали. Ведь для того, чтобы говорить заумно, не нужно знать предмет, нужно уметь сложно разговаривать. Этому, кстати, тоже можно научиться. Можно научиться влиять на умы людей, то есть подбирать такие инструменты убеждения, которые будут работать. Можно даже научиться говорить таким голосом, который нравится тебе. Да, многим не нравятся их голоса, что приводит к ряду комплексов и других серьезных последствий. Правда, это уже не риторика, а техника речи, но это близкие вещи.

Как говорил Виктор Черномырдин: «В харизме надо родиться». Здесь есть вещи, которым нельзя научиться, что-то природное. Но чисто технически риторика — как физкультура, в ней есть разные навыки, которые достигаются определенными упражнениями. Поэтому, действительно, любой человек может научиться выступать и стать первоклассным хорошим спикером. Другое дело, что для достижения результата кому-то потребуется больше времени и сил, а кому-то достаточно будет понять общие принципы.

— Как не бояться выйти к аудитории, настроить себя перед важной встречей?

— Сначала нужно понять и признать, что волнуются все: молодой студент, опытный эксперт, народный артист. Когда вы рассказываете то, что знаете прекрасно, вы волнуетесь меньше.

Поэтому один из способов, позволяющих меньше волноваться, — это, как говорят артисты, «быть в тексте». То есть проговорить, прорепетировать текст столько раз, чтобы не заучить его, но ориентироваться в понятиях. Чтобы в случае, если вас кто-то собьет, вы не вспоминали заученное слово, впадая в ступор еще сильнее, а другими словами могли бы донести свою мысль.

Второй момент — если вы волнуетесь непосредственно перед выступлением или встречей, можно воздействовать на это волнение как минимум двумя способами — психологически и физически.

Психологический способ воздействия: нужно сфокусироваться не на себе, а на аудитории. То есть не думать о том, так ли ты выглядишь и четко ли говоришь, а на тех людях, с которыми контактируешь. Не рассматривать их, а сфокусироваться на коммуникации: заставить собеседников улыбнуться или сделать так, чтобы они задали вопрос. Вот на чем должен быть фокус.

Физический метод — нужно поднять пульс. Многие были в такой ситуации, когда они куда-то опаздывают и, прибыв, нужно сразу что-то рассказать. Вот в такой момент человек может говорить, запыхавшись, может говорить нечетко, но совершенно точно — без волнения! Все дело в адреналине. От высокого пульса адреналин «сгорает», и человека не колотит от волнения.

То есть, чтобы погасить волнение непосредственно перед выступлением или встречей, можно сделать физические упражнения, чтобы поднять пульс и «сжечь» хотя бы немного адреналина.

Есть еще один бонусный вариант, который используют артисты, — это гнев. Если вы можете перед выступлением на кого-то или что-то быстро разозлиться, то такой навык будет хорошим инструментом. Главное не транслировать злость вашей аудитории. Пинайте диван, стучите по столу... Найдите свой способ вызова чувства гнева.

Пытаясь побороть волнение, самое главное — не пробовать расслабиться алкоголем или таблетками. Те таблетки, которые есть в свободной продаже, или не работают, или начинают себя проявлять условно через неделю. Рецептурные таблетки действуют сильно, но они могут так расслабить, что вы попросту все завалите от полной безэмоциональности. А алкоголь помешает тем, что расфокусирует ваше внимание, и вам будет сложно собраться с мыслями. Есть еще риск — человек никогда не знает, как именно алкоголь повлияет на стресс. То есть, например, выпив, вы не почувствуете, что расслабились, и добавите еще, потом — еще немного, а после... вам уже будет не до выступления.

— И в заключение: дайте читателю пару коротких советов, как научиться разговаривать так, чтобы вас слушали?

— Моя коллега по цеху — тренер по ораторскому искусству и любимый конкурент, как мы друг друга называем, Нина Зверева, выделяет следующие причины, по которым нас слушают: когда мы рассказываем что-то полезное, когда развлекаем, когда шокируем, когда пугаем, провоцируем и когда говорим с людьми о них самих. Опираясь на одно из этих направлений, уже можно сделать так, чтобы людям захотелось вас слушать.

Также, в процессе общения есть множество инструментов, которые позволяют возвращать внимание собеседника, если он отвлекся. Эти инструменты позволяют сделать вашу речь такой, чтобы ее хотелось слушать. Здесь очень много деталей — начиная от положения тела в пространстве и заканчивая тембром голоса, о которых вобще не скажешь. У меня недавно вышла книга «Говори красиво: техники публичного выступления», в которой я подробно развиваю эту тему. Есть также Telegram и YouTube-каналы «Говори с Леонидом Смеховым», где я даю короткие советы. То есть если читатель хочет, не углубляясь в предмет, получить рабочие инструменты, сделать это можно в вышеуказанных источниках.

И в завершение — цитата моего учителя Александра Александровича Волкова, выдающегося ученого, автора главных фундаментальных трудов в области теории коммуникации. Он как-то раз произнес фразу, которой я часто заканчиваю свои тренинги: «Изучать риторику необходимо всем. Не столько потому, что она позволяет влиять на других людей, но, что гораздо важнее, она позволяет защищаться от чужого влияния». Изучайте риторику и будьте счастливы!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру