Казахстанские пенсионеры вынуждены работать, чтобы свести концы с концами

На днях в Минтруда поступило предложение ввести ограничения на трудоустройство пожилых людей. На портале «Открытый диалог» жительница Абайской области предложила ввести в Казахстане предельный возраст, при достижении которого гражданин не имеет права работать.

Казахстанские пенсионеры вынуждены работать, чтобы свести концы с концами

По ее мнению, «пенсионерам — уважение и почет», но рабочие места должны занимать лица трудоспособного возраста.

Министр труда и соцзащиты Тамара Дуйсенова нашла в этой инициативе нарушение гражданских свобод казахстанцев. Она ответила, что возрастные ограничения на трудоустройство противоречат Трудовому кодексу в части исключения дискриминации, а если углубиться в тему, то «попахивает» здесь откровенным эйджизмом. «Согласно статье 6, пункту 2 Трудового кодекса никто не может подвергаться какой-либо дискриминации при реализации трудовых прав по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства, возраста или физических недостатков, принадлежности к общественным объединениям или по иным обстоятельствам», — отметила министр.

Она добавила, что для помощи казахстанцам в трудоустройстве действуют проекты «Первое рабочее место», «Контракт поколений», «Молодежная практика», «Серебряный возраст». Безработным предлагают временно трудоустроиться на социальные рабочие места или пойти на общественные работы.

И все же, почему казахстанские пенсионеры не спешат уходить на заслуженный отдых?

А сколько их?

Значительная часть казахстанцев при выходе на пенсию продолжает работать. Этот вывод можно сделать даже исходя из негласных опросов. Мотивация понятна: средний доход работающего пенсионера примерно в 3-4 раза выше, чем неработающего. И даже если бы работающим пенсионерам вернули полноценную индексацию пенсий, это, по экспертным оценкам, все равно не перекрыло бы для них дохода от трудовой деятельности. По состоянию на 1 сентября 2022 года средний размер пенсионных выплат (с учетом базовой пенсионной выплаты) составил 109 224 тенге.

По данным на 2022 год, в Казахстане в 2021 году проживали 1,6 миллиона пенсионеров в возрасте от 65 лет и старше. Из них продолжали работать 70,3 тысячи человек — на три процента больше, чем годом ранее.

Как заключают исследователи finprom. kz, доля работающих пенсионеров от их общей численности составила всего 4,3 процента; 69,2 процента работающих пенсионеров, или 48,7 тысяч человек — независимые работники; 22,6 процента, или 15,9 тысячи пенсионеров — наемные работники. Еще 5,7 тысячи пенсионеров были зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей, 46 человек числились физлицами, являющимися учредителями хозяйственных товариществ и акционерами, а также членами производственных кооперативов, следует из исследования.

В отраслевом разрезе большинство пенсионеров — 73 процента, или 51,3 тысячи человек — были заняты в сфере агропромышленного комплекса. Также были отмечены оптовая торговля, ретейл, авторемонт и транспортно-логистическая сфера. Это если не считать тех пенсионеров, которые трудоустроены неофициально. Чтобы не жертвовать кровно заработанными, некоторые пенсионеры предпочитают подрабатывать «втихую».

Причин продолжать трудовую деятельность у пожилых людей множество. Одна из них — недостаточный уровень пенсии. Очевидно, после ухода с работы пенсионеры ощущают резкий контраст между тем уровнем жизни, который у них был и который стал, ведь на пенсии жизнь не кончается, а жить хочется достойно. Чтобы продолжать позволять себе все, что позволял раньше, приходится работать.

Другая причина, побуждающая пенсионеров работать, — стремление материально помочь детям. Причем во многих сферах: это и оплата коммуналки «молодым» в трудное время, и покупка квартир, чтобы потомки не жили на улице. Удивительно, но иной раз с маленькой пенсии бабушкам и дедушкам удается скопить больше, чем молодым казахстанцам с внушительной зарплатой.

Еще одна причина продолжать работать связана с ментальным одиночеством и привычкой к активной деятельности. Пока люди продолжают находиться в обществе, они остаются в тонусе. Но стоит только уйти в изоляцию, человек в буквальном смысле начинает заболевать. Помимо этого, немало казахстанцев пенсионного возраста в самом деле любят свою работу и не готовы расстаться с ней даже тогда, когда их откровенно просят уйти.

Министр труда и соцзащиты РК Тамара Дуйсенова

А как у них?

Ситуация, схожая с казахстанской, прослеживается по всему миру. Так, на конец 2022 года появилась информация, что британские пенсионеры тоже кинулись устраиваться на работу. Их причиной для работы однозначно стали экономические вызовы — выросли цены. Об этом говорит Бюро нацстатистики.

Более половины общего прироста экономически активного населения приходится на мужчин старше 65 лет — больше на 66 тысяч человек (на 8,5 процента). Увеличилось и количество женщин старше 65 лет, работающих или ищущих работу: на 37 тысяч (на 6,8 процента).

Во время исследования, в котором приняли участие 12 тысяч человек (50-70 лет), их спрашивали о том, планируют ли они вернуться на работу в будущем. Каждый третий в возрастной группе 50-64 года и каждый десятый в возрасте 65 лет и старше ответил, что намерен рассмотреть такой вариант.

«Все большее число пенсионеров ощущает себя беднее, чем раньше. Потребительское доверие находится на рекордно низком уровне, а покупательная способность ежемесячно снижается, — сказал глава сообщества людей старше 50 RestLess Стюарт Люис. — Все это стимулирует тенденцию к отказу от ухода на пенсию».

Не лучше на январь 2023 года складывается ситуация во Франции. Французские пенсионеры тоже вынуждены подрабатывать, чтобы хоть как-то удержаться на привычном уровне. В основном они устраиваются в сферу услуг: сиделками, нянями, уборщиками и контролерами.

В Германии тоже выросло количество работающих людей в возрасте 67 лет и старше. Как сообщает портал Tagesschau, для большинства немецких пенсионеров это просто дополнительный заработок. По данным Федерального правительства Германии, в ушедшем 2022 году зарегистрировано почти 1,07 миллиона сотрудников в возрасте 67 лет и старше. Это на 15 тысяч больше, чем в прошлом году, и на 200 тысяч больше, чем в 2015-м.

Сотрудники в возрасте 67 лет и старше работают в офисах, водителями, в уборке, складировании, на почте, в доставке или инженерных службах зданий. Сегодня более 400 тысяч сотрудников уже старше 70 лет, а около 138 тысяч человек — старше 75, 13 тысяч сотрудников — уже в возрасте 85 лет и старше, 446 из них по-прежнему работают водителями.

Итого: каждый четвертый высококвалифицированный человек в возрасте от 65 до 69 лет продолжает работать. Среди малоквалифицированных эта доля вдвое меньше и составляет 13 процентов. Поскольку уровень образования среди пожилых работников сейчас значительно выше, чем раньше, это положительное изменение способствует участию пожилых людей в трудовой деятельности.

Число работников, занятых неполный рабочий день в Южной Корее, тоже выросло за последние пять лет и достигло рекордных 1,63 миллиона в 2021 году, при этом 70 процентов из них устраиваются на ненадежные рабочие места, чтобы свести концы с концами.

Анализ статистических данных показывает, что за последние пять лет число занятых неполный рабочий день увеличилось примерно на 600 000 — до 1,63 миллиона. Число работников, занятых неполный рабочий день, увеличивалось на 9,2 процента в год в среднем за последние пять лет по сравнению с темпами роста всего на 1,2 процента для постоянно занятых работников за тот же период.

Семьдесят процентов, занятых неполный рабочий день, сообщают, что они должны были устроиться на работу, чтобы свести концы с концами, и 17,1 процента отвечают, что устроились на работу, чтобы сбалансировать работу с воспитанием детей и домашними хлопотами.

Кушать хочется всегда...

Согласно статистике одного популярного сайта по поиску вакансий, каждое десятое резюме в Казахстане приходится на кандидата пенсионного возраста. И если в регионах таких соискателей меньше, то в крупных городах до трети вышедших на заслуженный отдых людей хотя бы интересуются возможностью трудоустройства.

Удивительного тут ничего нет. Пенсии не растут, а экономические перемены, связанные с нынешней геополитической ситуацией, дают о себе знать.

По данным экспертов, спектр интересующих возрастных соискателей вакансий обширен. Оно и понятно — люди нередко ищут работу в тех же сферах, в которых трудились раньше, — на производстве, в бухгалтерии, обслуживающих и сервисных службах, медицине, науке и образовании. Что касается конкретных рабочих мест, то здесь разброс очень велик. Пенсионеров-мужчин, к примеру, интересуют вакансии от охранника и курьера до инженера и руководителя проекта. А женщины пенсионного возраста изъявляют желание работать нянями и уборщицами, бухгалтерами и администраторами, гардеробщицами и сиделками. Иногда — таксистами. К примеру, в Алматы возрастные женщины за рулем не такая уж и редкость.

Конечно, специалисты признают: когда речь заходит о трудоустройстве людей пенсионного возраста, без дискуссий на этот счет не обходится. И если при прочих равных есть возможность взять на работу более молодого специалиста, работодатель так и поступает.

Чтобы проверить это, в hh.kz проанализировали статистику откликов работодателей на одну и ту же вакансию по возрастам. Выяснилось: чем кандидат моложе, тем больше у него шансов получить место. Если самые молодые соискатели вакансий получают до 24 процентов приглашений на сайте, то те, кто постарше, — только до девять процентов. Надо сказать, на предложения пенсионеров все же отвечают. Дефицит кадров в некоторых сферах заставляет работодателей расширять границы поиска и отказываться от стереотипов, связанных с возрастом, ведь с дискриминацией необходимо бороться на всех уровнях.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру