Альпинист Денис Урубко: система федерации по-прежнему душит наш альпинизм

Имя альпиниста Дениса Урубко вписано в историю казахстанского спорта большими буквами. Он давно уехал в Европу, но в Алматы у него по-прежнему много друзей. Чтобы понять, какую роль сыграл этот человек для продвижения имиджа Казахстана, напомним о некоторых вехах в истории мирового и казахстанского альпинизма.

Альпинист Денис Урубко: система федерации по-прежнему душит наш альпинизм

Альпинист Денис Урубко и художник Андрей Старков, который пишет горы и является автором портрета Анатолия Букреева, родились в один день — 29 июля. В 2022 году Денис поздравил своего друга с вершины К2. Как отметил Старков, круче — только с МКС! Урубко постоянно общается с алматинцами Андреем Старковым, Ринатом Хайбуллиным, Борисом Дедешко. Иногда я задаю ему свои вопросы — не могу упустить возможность получить ответы от талантливейшего альпиниста и писателя.

Однажды я спросила Дениса Урубко, кем для него был Анатолий Букреев, ставший альпинистом-легендой. Он ответил: «Гибель Анатолия Букреева оказала большое влияние на мое спортивное становление. Именно в зимней экспедиции на Аннапурну в 1997 году Симонэ Моро узнал от Анатолия о программе «Снежный барс». Он побывал в Казахстане, Киргизии и Таджикистане, чтобы попытаться совершить восхождения на все пять семитысячников СНГ за один сезон и посвятить это достижение памяти своего погибшего друга. Симонэ взял двух молодых спортсменов из ЦСКА — меня и Андрея Молотова. Для меня Букреев был примером, когда он сделал скоростное восхождение на Гашербрум 2, и позже мне удалось превзойти его результат. Я шел по следам великого спортсмена. Во время забегов на пик Амангельды и на Эльбрус я ставил для себя высокую планку, ориентируясь на результат Анатолия Букреева. Он привлекал своей свободой и независимостью, делал то, что хотел, правда, заплатил за это высокую цену. У него не было нормальной семьи, на родине его не понимали, а зато после смерти он стал идолом. Анатолий Букреев сыграл большую роль в понимании советского альпинизма на Западе. Он был очень яркой личностью, фанател на альпинизм, занимался только горами, и это была его религия».

Денис Урубко из Бергамо

Алматы стал для Дениса Урубко родным городом, Казахстан — родной страной. У него было ощущение дома и много друзей.

— Но в силу определенных причин я чувствовал, что не нужен, — говорит Денис. — Я оказался в тупике и понял, что не смогу развиваться и совершенствоваться. У алматинцев есть ощущение, что горы за их окнами самые лучшие, что это центр мира, но гор много в разных частях света. К счастью, у меня нашлись силы, чтобы завершить все дела в Казахстане и уехать. Многое было жаль, но я обладаю таким свойством характера, что не жалею о прошлом, не боюсь жечь мосты, легко обхожу препятствия, не стараюсь что-то доказывать, а просто тихо закрываю за собой дверь и ухожу. Поэтому в свое время уехал в Россию, женился, у меня родились еще две дочери и сын, но я оказался в замкнутом пространстве — система федерации по-прежнему душит наш альпинизм. Работы для меня не нашлось, а я ориентировался на то, чтобы и дальше развиваться по линии спорта, заниматься журналистикой и писать свои книги.

Денис обосновался в Бергамо, в предгорьях Альп, где у него были друзья, где нашлись люди, которым он был интересен и нужен. А разве это не самое главное? Менталитет жителей города завязан на альпинизме, об этом пишут в газетах, выходят передачи на радио и телевидении, и это было то самое место, где Денис оказался востребованным. Незнакомые люди интересовались, как он сходил на гору, ему предлагали писать о приключениях в экспедициях и оплачивали эту работу. В Польше у него тоже было много знакомых, и ему предложили получить польское гражданство. Денис работает самостоятельно как фрилансер, проводит презентации, занимается тренерской деятельностью, читает лекции, пишет книги. Он владеет несколькими языками, и проблем с переездами у него нет. А живет он на четыре страны, из России едет в Италию, оттуда — в Испанию, потом — в Польшу. Называет себя цыганом и нигде не чувствует якоря. Он очень хочет, чтобы его дети жили рядом, но пока это невозможно. Однако в профессиональном плане Денис Урубко нашел свое место под солнцем.

— Здесь серьезно подходят к горовосхождениям — у них своя школа, своя система. Я со знаниями и опытом оказался востребованным. Находились спонсоры и друзья, с которыми я ходил в Гималаях и Каракоруме. То есть после отъезда из Казахстана для меня начался другой альпинизм: я стал более одиноким, но более свободным в своем выборе. Совершил несколько интересных восхождений, в том числе прошел новые маршруты на Канченджангу, на Гашербрум 2, были и зимние экспедиции. На Западе многие этим интересовались, и я понял, что мое место здесь. Много восхождений я совершил вместе с моей напарницей и подругой — испанкой Марией Хосе Карделл Фернандес. Мы прошли новую линию на пик Чапаева (Центральный Тянь-Шань), на Ушбу (Кавказ), планируем восхождение на Гашербрум 1 по новому пути. В Казахстане я тоже многим был интересен, но в Европе люди готовы платить деньги за свой интерес. Надо признать, что я многим мешал своим видением альпинизма в той системе, которая функционирует в СНГ, и мне казалось правильным работать на Западе, где я чувствую себя востребованным.

Денис Урубко открыл свое агентство и два года назад решил завершить с высотным альпинизмом, так как он многого достиг — выиграл множество соревнований, установил немало рекордов, совершал восхождения, на которые мало кто способен. Во всем мире 10-12 линий на восьмитысячники пройдены в альпийском стиле, и пять из них сделал Денис Урубко.

— Моя подруга Мария попросила помочь ей совершить восхождение на восьмитысячник по новому маршруту в альпийском стиле, потому что женщины такого еще не делали. Мне проект показался интересным, и сейчас мы тренируемся, чтобы установить такой рекорд. В Европе я узнал много нового о скалолазании и планирую этим заниматься. Это очень большая нагрузка, но она безопасна, потому что трассы пробиты, а напарники надежны. Технику скалолазания, которую нам преподавал тренер Юрий Горбунов, технику альпинизма, которую я узнал от Дмитрия Грекова, физическую подготовку, которую дала Людмила Савина, я сумел совместить с европейским альпинизмом. Это разные школы. Так что на ближайшие десятилетия у меня много планов в тренерской работе и скалолазании, и я намерен дальше писать книги.

Недавно в Италии и Испании вышли две новые книги Урубко. В Скарду (Пакистан) он вместе с Марией Карделл пробивал безопасные маршруты для детей-скалолазов, организовал небольшой фестиваль для молодежи, и этот долгоиграющий проект помогают продвигать итальянцы. Денис намерен организовать фестиваль в Бергамо, где он проводит много времени. А прошлым летом он поставил эксперимент — сам тащил грузы, акклиматизировался на Броуд-пике, работал первым на склоне пика Гашербрум 2, потом вернулся под Броуд-пик, в третий раз в своей жизни сходил на вершину за 20 часов из базы в базу, а это очень быстро. Немедленно сходил в одиночку — за 24 часа из базы в базу — на Гашербрум 2, совершил восхождение на К 2 за 36 часов (из базы в базу). За 11 дней он взошел на три восьмитысячника и прекрасно себя чувствовал.

— Совсем неплохо в полтинник, после двух лет бездействия на высоте, «забубенить» столько высоких гор, — говорит Денис. — Когда Мария попросила меня о помощи, я вернулся в высотный альпинизм и устроил себе тестирование. В феврале 2022 года сходил с друзьями на шеститысячник, вместе с Марией мы сделали новый маршрут на другой шеститысячник в Пакистане. Мы тренируемся на скалах Сьерра-Невады и летом 2023 года планируем осуществить новый проект — пройти интересный маршрут на Гашербрум 1.

С напарницей Марией Хосе Карделл

Друзья уходят как-то невзначай...

Когда в августе 2019 года на склоне пика Победы не проснулся Александр Чечулин, перестали выходить на связь Андрей Корнеев и Мурат Отепбаев, я сообщила об этом Денису с перевалочной базы в Каркаре. Он тренировал их, был их близким другом и порывался вылететь на поиски, но шторм накрыл горный район. Он писал мне: «Мне не нравятся горы, у меня там погибло много друзей. Там Корень с Мурой. Это мои люди, мои друзья. Они были моими учениками много лет назад. Не сплю. Надеюсь, что объявятся».

Осенью он прилетел в Алматы и провел встречу с членами секции Alpine Asia Team.

— У нас была команда, которая выкладывалась ради красивых идей. Это был ансамбль. Мы все были на одной волне, звучали в одной тональности, играли одну музыку, а наши маршруты с Сергеем Самойловым, Борисом Дедешко и Геннадием Дуровым входили в сотню лучших восхождений в мире и номинировались на престижные награды. Двое из погибших теперь на Победе были старше меня, и они считали себя моими учениками, — с горечью говорил Денис.

В Италии премия Марчелло Мерони присуждается тем, кто совершил в горах чтото значительное. В 2019 году специальную премию получил Денис Урубко. Жюри вынесло решение: «Его альпинизм — это что-то совершенно особое, на историко-планетарном уровне, и его человечность все чаще проявляется в том, что он бросается на помощь людям, которым больше никто не может помочь. Все эти случаи волнуют наше воображение, и мы понимаем, что этот парень с другой планеты и вне категорий.»

Его Piolet d’Or и орден Почетного легиона лишь запечатлевают необыкновенные подвиги, романтические истории, кристальную честность и дальновидное вдохновение человека, который знает, как любить жизнь, и всегда ставит ее выше «успеха любой ценой». Об этом в сетях написала Елена Лалетина, которая публикует новости мирового альпинизма. И читателям становится ясно, что бывший актер, а ныне альпинист экстра-класса Денис Урубко нашел «своего зрителя» в Европе.

Справка МК

На 14-й сессии комитета ЮНЕСКО в Боготе 11 декабря 2019 года альпинизм был включен в Репрезентативный

список нематериального наследия человечества, или реестр культурных явлений. Читаем на сайте ЮНЕСКО: «Альпинизм — это искусство восхождения на вершины и скалы в высоких горах вне зависимости от времени года, будь то каменистая или ледовая местность. Альпинизм требует физических, технических и интеллектуальных способностей, использования соответствующих методов, экипировки и специализированных инструментов (ледорубы, кошки и т.д.). Альпинизм — это традиционная практика, характеризующаяся общей культурой, основанной на знаниях о горной среде, истории ее развития и связанных с ней ценностях, а также специфических навыках. Занятия альпинизмом требуют знаний об окружающей среде, меняющихся погодных условиях и опасных природных явлениях. Альпинизм основан на эстетических аспектах: альпинисты стремятся к элегантности лазания, созерцанию ландшафта и гармонии с природой».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру