Несгораемый остаток: почему мусоросжигание не выход?

В декабре прошлого года власти заявили о строительстве «проекта века». Он должен был решить проблемы утилизации мусора в стране. Шесть мусоросжигательных заводов собиралась построить в Астане, Алматы, Шымкенте, Атырау, Таразе, Актобе. Однако экоактивисты не разделили восторг чиновников по этому поводу и выступили против таких инициатив.

Несгораемый остаток: почему мусоросжигание не выход?

Нужно менять сознание

Особенности переработки мусора путем сжигания давно изучены: нельзя переработать и сжечь абсолютно все виды твердых бытовых отходов. Помимо прочего среди гор бытового мусора могут быть опасные материалы, содержащие в себе газовые и горючие вещества. Их сжигание не просто опасно для проживающих вблизи мусоросжигательного завода людей, но может привести и к масштабным экологическим катастрофам.

Твердые отходы содержат химические соединения, при сжигании которых образуются хлорированные диоксины и другие токсичные стойкие химические вещества, относящиеся к ядам беспорогового действия с периодом распада 20 и более лет и токсичностью выше, чем у боевых отравляющих веществ. Даже ничтожно малое количество этих веществ представляет опасность для живых организмов, вызывает онкологические заболевания и разрушает гормональную систему человека.

Чтобы сжечь отходы, печь завода должна забирать кислород из атмосферы и использовать химические вещества для нейтрализации выбросов. Из-за этого в совокупности заводы выделяют газообразные и твердые загрязняющие вещества, которые весят на 45 процентов больше, чем исходные отходы, которые привезли сжигать.

При этом заводы выделяют и парниковые газы, влияющие на изменение климата. Но никто не строит мусоросжигательные заводы с улавливанием парниковых газов, так как для этого потребуется много средств и энергии.

Заводы выбрасывают больше диоксида серы, оксидов азота и углекислого газа на единицу энергии, чем электростанции, сжигающие природный газ. Сжигание одной тонны отходов приводит к выбросу одной тонны углекислого газа, что противоречит обязательствам и мерам Казахстана по Парижскому соглашению. Все вышеперечисленные причины заставляют относить мусоросжигательные заводы к объектам, которые вредят окружающей среде.

Последние исследования, проведенные в Германии, Финляндии, Италии, Бельгии, Англии, США, странах, применявших сжигание отходов, показали, что заболеваемость населения, особенно детей, онкологическими болезнями заметно выросла в районах размещения МСЗ в радиусе до 100 километров. Сегодня все развитые страны выводят мусоросжигание из списков зеленых технологий и прекращают их финансирование. Еще в 2017 году Европейский союз признал эту технологию барьером для развития зеленой экономики и рекомендовал государствам-членам отказаться от сжигания.

Экоактивисты уверены, что даже самые современные фильтры не смогут нейтрализовать вредные выбросы полностью. Не верят они и обещанию перейти, благодаря мусоросжигательным заводам, к «нулевому захоронению», то есть к такому, при котором отходов не останется совсем. При сжигании остается 30 процентов золы и шлака, которые имеют более высокий класс опасности, чем тот мусор, который поступил на входе. Для них нужно строить специальные полигоны…

Еще один барьер для строительства мусоросжигательных заводов — сами казахстанцы. По большей части они все еще не научились мыслить «экологично» и вести семейный быт безотходно. Это при том, что тем вещам, которые составляют основную массу неразлагаемых материалов, все еще нет аналогов. К ним относятся пластиковые предметы, синтетические ткани, подгузники, предметы женской гигиены, фабричная упаковка и те вещи, которые принято использовать одноразово.

Таким образом, по подсчетам отечественных экологов, ежегодно Казахстан производит около пяти миллионов тонн отходов. ТБО сортируют и перерабатывают на заводах в Астане, Шымкенте и Жанаозене, а также предприятиях среднего и малого бизнеса. Но пока перерабатывают около 15-20 процентов от общего объема ТБО. По прогнозам экологов, к 2025 году количество бытовых отходов, производимых казахстанцами, увеличится до восьми миллионов тонн…

Страдают здоровье и кошелек

При том, что строительство мусоросжигательных заводов оказывает негативное воздействие не только на экологию и здоровье граждан, существуют и финансовые риски.

Как отмечают отечественные ученые, стоимость заводов по переработке мусора — сотни миллионов долларов, но их строительство не окупится никогда. Конечно, те, кто поддерживает эту инициативу, считают, что все «окупится», так как заводы будут вырабатывать электроэнергию, но замалчивают при этом, что дополнительные киловатты будут в разы дороже, чем даже на обычных ТЭС. Инвестиции в этот проект и расходы на его эксплуатацию лягут дополнительным грузом на бюджет и население, вызовут повышение тарифов.

Помимо этого сжигание отходов противоречит стратегическим задачам, поставленным Президентом страны по созданию в Казахстане новых перспективных отраслей экономики, включая ресурсосбережение и переработку отходов с максимальным извлечением полезных ресурсов для вторичного использования.

Концепции Zero Waste и зеленой экономики, принятые Казахстаном и успешно внедряемые сегодня в Дании, Германии, Японии и других странах, предусматривают полное сокращение бытовых отходов к 2030-2050 годам. Закрытие и отказ от мусоросжигательных заводов в развитых странах основаны также на планах по сокращению отходов как сырья для таких заводов. В этих условиях строительство в РК дорогостоящих мусоросжигательных заводов является неоправданным. Учитывая все негативные факторы, от подобной переработки мусора уже отказались во Франции, Нидерландах, Польше, Англии и других странах. В Японии в последние годы было закрыто более 500 мусороперерабатывающих станций. В США еще в 1995 году законом было запрещено строительство таких заводов, а сегодня там разработаны новые стандарты — намного жестче, чем в ЕС, что потребует прекращения работы уже более тысячи установок по сжиганию твердых бытовых отходов.

Есть ли альтернатива?

Каков же выход из сложившейся ситуации? Ответ очевиден: необходимо создавать новые объекты, соответствующие трафику отходов, и внедрять альтернативные способы утилизации.

Первыми на ум приходят сортировка и утилизация, то есть переработка отходов во вторичное сырье. Несмотря на то, что Правительство Казахстана сейчас плотно занялось этой темой, приходится признать, что создание подобной инфраструктуры занимает время, требует больших инвестиций и прежде всего изменения отношения самих казахстанцев к сортировке отходов. Но пока этого не случилось, самым очевидным решением для огромного потока отходов крупных городов на этом этапе остается по-прежнему захоронение как альтернатива мусоросжиганию. Но такой план может быть действенным все же недолго: с каждым годом количество выбрасываемого мусора только увеличивается, тогда как свободных земель для его хранения остается все меньше.

Все же утилизация считается наиболее безопасным, эффективным и экономически целесообразным способом. И хотя такой подход требует усилий от всех участников цепочки — от потребителя до производителей товаров из переработанных материалов, он позволяет сократить не только объем захоронений, но и многие ценные ресурсы, которые тратятся на производство различных продукции и упаковки.

Однако комплексное решение проблемы мусора предполагает системный подход, включающий, наряду с раздельным сбором и вторичным использованием полезных фракций, обезвреживание опасных элементов, сжигание тех отходов, которые не поддаются переработке, и экономное отношение к ресурсам путем сокращения потребления.

Вероятно, Казахстану нужно перейти на циклическую экономику, при которой ценные ресурсы возвращаются в производство, а не попадают в печи заводов. Так страна сможет выбраться из мусорного кризиса.

Для этого нужно начать максимально использовать сырье и материалы, предотвращать появление отходов, улучшать качество раздельного сбора и переработку товаров, налаживать компостирование и анаэробное сбраживание (без доступа кислорода) органических отходов. Если следовать этому алгоритму, то и сжигать будет практически нечего.

Как бы власти страны ни бежали от этого вопроса, необходимо развивать систему разделения и переработки мусора. Из отходов можно получить разные виды полезных вещей — энергию, корм для птиц, материалы для строительства дорог, одежду, обувь, предметы быта. Пластик можно перерабатывать несколько раз. Если население научить и создать все условия для разделения и переработки мусора, необходимость строительства мусоросжигательных заводов отпадает автоматически. Чтобы перерабатывать мусор, нужны отдельные предприятия, которым требуется постоянное финансирование. В странах Европы такие заводы стали отдельным бизнесом. Сегодня большинство предприятии по сортировке мусора ̆ существуют почти на энтузиазме. Мало кто видит в этом бизнесе прибыль, но именно перевод этой деятельности в бизнес-среду и соответствующее стимулирование могли бы наладить в стране систему раздельного сбора мусора…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру