Жизнь в пустыне: Silk Alley – оазис под палящим солнцем

Животный мир очень хрупок, свидетельство этому Красная книга. Однако и сохранить те уникальные виды, которые пока еще существуют на Земле, можно, причем для этого вовсе не обязательно создавать идеальные условия. Практика показывает, что даже подводных существ можно успешно выращивать в водоемах на территории, окруженной степями и пустынями.

Жизнь в пустыне: Silk Alley – оазис под палящим солнцем

Аквадилемма

В предыдущих материалах мы уже рассказывали об уникальном конном клубе «Дибек», расположенном близ Алматы, под крышей которого живет много редких животных и рыб, собранных из самых отдаленных уголков нашей планеты. Продолжая серию рассказов об уникальных оазисах Казахстана, мы окажемся на крайней южной точке страны, где находится еще один ковчег — винодельня Silk Alley. Она расположена практически на границе с Узбекистаном — в Сарыагашском районе Туркестанской области РК в ауле Енкес.

Область издревле славилась жестким климатом, но Сарыагашский район стоит особняком. Если, скажем, в городе Шымкенте умеренно теплый климат, то в Сарыагаше и непосредственно в ауле Енкес преобладает субтропический — настоящий рай для выращивания винограда винных сортов. Здесь расположена одна из лучших в Казахстане виноделен — фабрика Silk Alley. Как и в случае с конным клубом «Дибек», уникальность Silk Alley в том, что его деятельность значительно шире, чем подразумевают название и вид деятельности. В этом их обобщающая индивидуальность.

На территории завода, среди виноградников разных сортов, расположено искусственное озеро, в котором обитают и растут представители различных осетровых пород. Правда, здесь подход рыбоводов в корне отличается от того, который используют в Алматинской области.

Если в бассейнах «Дибека» из-за нахождения в предгорном районе вода холодная, то в Silk Alley, наоборот — южное солнце сильно прогревает все водоемы, а в летний период температура воды может составлять 26-29 градусов. Это создает немало хлопот местным рыбоводам, поскольку верхняя граница оптимальной температуры для выращивания рыб осетровых пород составляет те самые 26 градусов по Цельсию, до которых вода может прогреться даже в не самое жаркое лето. Как в таких условиях сохранить температуру оптимальной?

Если бы речь шла о небольшом бассейне, то, вероятно, можно было бы построить над ним навес, который защищал бы зеркало воды от прямых лучей солнца, а значит, можно было бы не только снизить температуру водоема, но и сократить потери воды через испарение. Однако размеры искусственных озер, сотворенных на территории Silk Alley, не позволяют провести такую комбинацию и единственный способ сохранения наиболее оптимальных температурных показателей — обеспечить проточность озера, чтобы вода в нем не застаивалась.

На первый взгляд, этот ход может показаться не только логичным, но и самым простым. Это действительно так с одной оговоркой, что простым такое решение не назовешь. Одно дело, когда речь идет, скажем, об Алматинской области, где большое количество мелких рек, озер, течение в которых образуется естественным способом за счет ландшафта и постоянной подпитки с ледниковых вершин Заилийского Алатау. Однако на юге страны и особенно в Сарыагашском районе с пресной водой все очень и очень сложно. Артезианские источники не спасают, поскольку в том районе расположено много минеральных источников, температура в которых достигает 70 градусов по Цельсию. И даже если ее остудить, степень минерализации такой воды будет просто губительной как для рыб, так и для растений.

Сухой паек

На самом деле большинство гениальных решений сводится к опыту наших предков и азам земледелия. Как и столетия назад, в Туркестанской области единственным источником пригодной воды является система арыков.

В районе есть достаточно широкая река Келес, являющаяся правым притоком Сырдарьи. Она образуется слиянием рек Жузумсай и Жегеренсай в горах Каржантау, а средний расход в истоке составляет около шести кубометров в секунду. Еще в 2014 году в пределах Сарыагашского района на реке Келес построили небольшую ГЭС. Использование сильного течения Келеса позволяет получать электроэнергию, имеющую достаточно низкую себестоимость, и обеспечивать электричеством несколько тысяч домовладений. Кстати, эта область является весьма перспективной для развития всех трех видов возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Эта тема особенно актуальна ввиду энергодефицита, который сохраняется там на протяжении последних десятилетий. Но работы в этом направлении ведутся, и по результатам 2021 года Туркестанская область оказалась лидером по вводу в эксплуатацию новых мощностей ВИЭ в Казахстане.

Возвращаясь к вопросам локального характера, река Келес также могла бы стать источником пресной воды для нужд Silk Alley, но винодельня находится на значительном отдалении от ближайшей ее точки. При этом на пути прямого отрезка расположены жилые дома и оживленная магистраль, что делает прокладку дополнительного канала крайне непростой задачей. Поэтому всем земледельцам того района приходится довольствоваться старой арычной системой, вода по которой не всегда доходит до тех пользователей, которые находятся на замыкающих или конечных точках. Соседи «выше по течению» попросту все разбирают.

Правда, у действующей арычной системы водоснабжения есть и свои преимущества. Юг Казахстана славится плодородностью земли, благодаря чему там произрастает много культурных растений. Фермеры выращивают все, что любит солнце — начиная от томатов и заканчивая садовыми деревьями. Это аграрное богатство также поливается через систему арыков, что позволяет создать уникальную экосистему, поскольку вода обогащается биогенной средой. То есть вещества, которые были созданы в процессе жизнедеятельности живых организмов, да и сами эти живые организмы выступают в качестве полезной биодобавки.

Вода после полива поступает на рыбную ферму, что дает совершенно невероятный эффект. Помимо того что рыбе в питомниках дают искусственные корма, через воду к ней попадает естественная кормовая база. Причем рацион этот настолько богат, что даже без искусственной подкормки осетры смогут жить, сохраняя активную форму.

Рыбоводы из Silk Alley проводили один любопытный эксперимент. На протяжении двух месяцев осетров вообще не кормили искусственными кормами, полагая, что естественной биодобавки в воде должно хватить. В результате рыба не только сохранила активность, но и продолжила набирать вес, что является отличным показателем.

Несибирский осетр

Конечно, немалую роль здесь играет температурный режим. В Silk Alley есть не только белуга, «родиной» которой является теплый Каспий, но и ленский осетр, основным ареалом обитания которого считаются реки Сибири. Зарыбление этими представителями искусственного озера показало, что «сибиряк» чувствует себя весьма комфортно в «южной» воде и даже больше — рыба в Silk Alley набирает вес почти в два раза быстрее, чем в «Дибеке». Это дает основания предполагать, что в Сибири эти представители осетров оказались случайно, в результате неких экологических трансформаций, происходивших сотни тысяч лет назад. А настоящим домом, вероятно, является тот регион, где сейчас расположен Каспий.

Ранее на винодельне были установлены инкубационные УЗВ, в которых планируют разводить не только осетров, но и дать шанс на сохранение как биологического вида туркестанскому усачу (Barbus capito conocephalus). Это младший брат аральского усача, который в небольшом количестве представлен в бассейнах конного клуба «Дибек». В естественной среде обитания туркестанский усач распространен в Средней Азии в водоемах бассейна Аральского моря на территории Казахстана, Узбекистана, Туркмении, Киргизии и Таджикистана. Обитает в реках Амударья, Сырдарья, Зеравшан, Чу, Нарын, Урга и их притоках.

Туркестанский усач всегда был малочислен, но встречался гораздо чаще аральского усача. В отличие от аральского туркестанский — типично пресноводная рыба, не совершающая далеких миграций, преимущественно золотисто окрашенная. Длина тела (данные по Казахстану) — до 70 сантиметров, масса тела — до 5,3 килограмма, а живет он не дольше 10 лет. Увы, туркестанский усач не попадает в программу сохранения вида, поэтому его разведением в промышленных масштабах никто не занимается.

Настоящий биофильтр

Но одно дело — добыть воду и совершенно другое — сохранить ее в пригодном для применения виде. Современные технологии дают множество способов и вариантов очистки водоемов: начиная от возведения сложных гидросооружений и заканчивая химическими добавками. Однако есть и естественные, природные «фильтры», которые справляются с задачей ничуть не хуже, а в некоторой степени даже лучше, чем любая из новаторских идей.

В Silk Alley для природного снижения минерализации воды используют устрицу Unio pictorum, или, как ее называют рыбаки, просто речную перловицу. Устрица получила свое название не из-за того, что ее подают с перловой крупой, хотя и такой рецепт приготовления тоже существует, а из-за перламутрового оттенка внутренних стенок раковин. Этот моллюск хорошо знаком многим любителям активного отдыха, причем не только рыбакам, но и тем, кто предпочитает проводить досуг на песочном пляже. Дети собирают устриц ради удовольствия, взрослые подходят к процессу с практической стороны, ведь по вкусу они мало чем уступают океаническим родственникам. Так что, если кто-то и скажет, что они не съедобные или не вкусные, то, скорее всего, этот «эксперт» попросту не умеет их готовить.

В озерах винодельни Silk Alley перловицы мирно сосуществуют с осетрами, только там запускают и растят устриц вовсе не для приготовления гастрономических изысков, а как раз для улучшения состава воды. Хорошо известно, что в районе Сарыагаша даже пресные воды имеют определенную степень минерализации, что может негативно сказываться как на рыбах, так и на растениях. В свою очередь, моллюски являются отличными санитарами прудов и водоемов, поскольку они извлекают из воды не только мусор, но и «лишние» минералы, которые в их случае служат материалом для роста створок раковин. Питание перловицы происходит одновременно с ее дыханием. Моллюск заглатывает воду через «сифон», она поступает в жаберную полость, принося кислород к жабрам. Вода несет с собой мелкие живые организмы, в том числе и потенциальных паразитов, опасных для рыб, а также остатки разлагающихся растений и испражнений рыб, находящихся на дне.

Таким образом, перловица очень эффективно избавляет пруд от опасных микроорганизмов и предотвращает зацветание озера. За сутки одна 6-сантиметровая особь пропускает сквозь себя 70-80 (!) литров загрязненной воды и возвращает ее в пруд чистой и осветленной, изъяв на пропитание себе всю органику. Растет перловица достаточно медленно, но зато долго — средний возраст составляет 15 лет, а размеры — до 20 сантиметров в длину. Кстати, ее возраст можно определить по количеству полос на створках раковины (подобно кольцам на срезе дерева, каждая полоса означает годовой прирост).

Враг подкрался откуда не ждали

Прочная раковина и ее округлая форма делают двустворчатых моллюсков малодоступными для хищников. И, казалось бы, что в искусственных озерах, где выращивают осетров, у устриц нет естественных врагов в принципе. Но в случае с южным регионом Казахстана опасность может прийти с суши. Как оказалось, шакалы не прочь полакомиться этими моллюсками. Конечно, нырять, как водолазы, они не умеют, однако те моллюски, которые оказываются слишком близко к берегу, рискуют стать ужином для хищников.

На самом деле обычные, или, как еще их называют, азиатские шакалы (они же чекалки) — это высокоразвитые животные. Они не только умны и хитры, но и весьма ловки и проворны. В высоком прыжке могут схватить птицу, уже поднявшуюся в воздух. От шакалов сильно страдают пернатые, гнездящиеся на земле, — фазаны, турачи. Если же нет никакой крупной живности, то хищники не брезгуют ящерицами, змеями, лягушками и улитками. Шакалы любят бродить у водоемов, где находят дремлющую рыбу, а поскольку все осетры в Silk Alley находятся в садках, то достается как раз перловице.

Пожалуй, азиатских шакалов можно считать самыми всеядными млекопитающими, ведь они употребляют не только мясо, но и фрукты: в числе излюбленных ягод — виноград, не отказываются хищники от арбузов и дынь. Шакалу отведено важное место в фольклоре народов Азии и Африки. Он — популярный персонаж индийских сказок, в которых выступает обычно как трусоватый, но ловкий пройдоха, обжуливающий всех встречных. Во многих местах Северной и Западной Африки шакала также уважают за хитрость и сообразительность. Есть и более высокая оценка. В Древнем Египте шакал был одним из особо почитаемых животных — бога Анубиса изображали с головой шакала. В Европе с середины XX века он встречался лишь на Балканах: в Греции, Албании, Болгарии и Югославии. Зверь был настолько редким, что в Албании и Сербии, а с 1962 года и в Болгарии охота на этот вид была полностью запрещена.

Сейчас же ситуация изменилась, и теперь эта «упрощенная версия» волка может представлять угрозу как фермерам, так и местной фауне. Поэтому, когда популяция шакалов угрожает истреблению фазанов, кроликов и других нехищных животных, осенью проводится отстрел этого вида для искусственного уменьшения популяции. В Казахстане шакалы включены в перечень видов животных, численность которых подлежит регулированию, но в умеренных объемах. И судя по тому, что ущерб от этих драгоценных «санитаров» не сокращается, а виноградники стоят объеденные, численность, подлежащую отстрелу, нужно увеличивать.

Silk Alley можно назвать молодой рыбной фермой, уникальные особенности которой еще только предстоит раскрыть. Однако уже сейчас ее можно считать жемчужиной Туркестанской области, которая хранит в своем сердце уникальных, исчезающих представителей подводного мира.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру