Жительница Астаны отсудила пять миллионов у религиозной общины

Пять миллионов тенге – такую сумму согласно решению суда община «Свидетели Иеговы» обязана выплатить астанчанке и ее несовершеннолетнему сыну. Зачастую казахстанцы не могут получить сколько-нибудь приличную компенсацию за те же врачебные ошибки. Почему моральные страдания казахстанцев оценивают выше?

Жительница Астаны отсудила пять миллионов у религиозной общины

Иск гражданки Б. рассмотрели в Сарыаркинском районном суде столицы. Женщина просила взыскать с ответчика компенсацию за причинение морального вреда ей и ее сыну – по 10 миллионов тенге на каждого.

По словам женщины, более 10 лет она с сыном еженедельно посещала служения и собрания в МРО «Свидетели Иеговы», пока однажды их не отлучили от организации. Как сообщили в суде, ей было запрещено общаться с братьями по вере и с сыном. В результате потерпевшая начала страдать, испытывала растерянность, разочарование, пустоту, перемену настроения. Все эти состояния перетекли в навязчивые идеи о конце света, гибели родных и близких, постоянное чувство страха, вины, предательства веры и возможность наказания в виде смерти. Таким образом, ответчик якобы нанес тяжкий вред здоровью верующей.

Опираясь на эти пункты, суд решил удовлетворить ее иск, но частично. С общины «Свидетелей» взыскали компенсацию морального вреда в сумме 2,5 миллиона тенге для женщины, в пользу ее сына ровно столько же.

Веришь мне или нет?

Это судебное дело далеко не единственное в своем роде. Свои претензии через суд к «Свидетелям Иеговы» в прошлом году предъявили супруги из Тараза, Максат и Алина Бекбембетовы. Они отсудили у местной общины более двух миллионов тенге за вред их психическому здоровью. Начиная с подросткового возраста они сами являлись членами религиозной организации и жили по ее законам, но однажды покинули общину и подали на нее в суд.

Причиной для подобного жеста стал частый «апгрейт учений». В общине около пяти раз передвигали дату прихода Армагеддона (битвы Иеговы с Сатаной). Шли дни, а конец света все не приходил. Обратив внимание на эту несостыковку, супруги начали задавать неудобные вопросы, что по законам общины говорило о сомнениях в вере и являлось абсолютно неприемлемым. Это и послужило поводом для изгнания четы Бекбембетовых. Для начала городской суд присудил им компенсацию за моральный вред пребывания в общине и чтение литературы, а в сентябре Верховный суд Казахстана поддержал вынесенное решение относительно денежной компенсации.

При этом согласно заключениям психологической экспертизы и Максат, и Алина обладали абсолютно идентичными психическими заболеваниями «в виде обсессивно-компульсивного расстройства с формированием психической зависимости от пребывания в церкви, что носит длительный характер — более 19 лет». Также им диагностировали неврастению в результате «тяжелого стресса и нарушения адаптации в виде смешанной тревожной и депрессивной реакции». По заключению двух психиатров и психолога, у Бекбембетовых выявлено «состояние измененного сознания, что, в свою очередь, приводит к психическому расстройству или обострению психических заболеваний». Произошло это, по мнению суда, из-за посещения общины и долгого чтения литературы, предлагаемой организацией «Свидетели Иеговы». Также в рамках суда была проведена и комплексная психолого-психиатрическая экспертиза религиозной литературы (16 разных книг) на предмет их воздействия на личность.

Там врачи подтвердили, что супругам необходима реабилитация и они нуждаются в серьезном лечении.

Как признаются правозащитники, в правовом поле Казахстана подобные ситуации не редки. Больше всех претензий в свой адрес собрали именно «Свидетели Иеговы».

Так, в 2019 году в суд обратились бывшие прихожане общины Ергали Абишев и его жена Ирина Кван. Они также получили моральную компенсацию за так называемое пребывание в общине в один миллион тенге. В их деле также обнаружили «вред психическому здоровью».

Ергали и его адвокат смогли обосновать исковые требования, опираясь на литературу культа, умело задавая вопросы свидетелям, привлеченным стороной ответчика. Как бывший старейшина, Ергали мог легко предсказать, как именно будут отвечать обученные сектой свидетели, поэтому для получения правдивых ответов мог применять нестандартные подходы, к которым те не были готовы. Решающую роль в постановлении суда сыграла экспертиза культовой литературы, проведенная республиканским государственным казенным предприятием «Центр судебных экспертиз Министерства юстиции Республики Казахстан».

Ее результаты установили, что «общая направленность деятельности в религиозных материалах содержит скрытые команды на полное подчинение и выполнение всех необходимых рекомендаций и приказов со стороны старейшин и руководителей «Свидетелей Иеговы». Судебные психиатры отметили также, что «психологическое воздействие предоставленных на исследование материалов приводит к изменению настроения или же к его модификации, в целом к нарушению личностной конструкции и может стать причиной социальной дезадаптации и невротизации личности».

Почему так дорого?

С момента появления в законодательстве Казахстана института компенсации морального вреда суды уже рассмотрели довольно большое количество дел, связанных с компенсацией морального вреда, вреда здоровью, распространением порочащих сведений и другими нарушениями. Учитывая относительную новизну этого правового института, весьма любопытно, почему именно иски о компенсации за, так сказать, «обманутую веру» удовлетворяют — если не в полной мере, то в большем объеме по сравнению с исками другой направленности. Приведем пример.

Истец Табынаев обратился в суд с иском к газете «Ак Жайык» и ее обозревателю К. о защите чести и достоинства и возмещении морального вреда, указав, что в городской газете «Ак Жайык» была напечатана публикация «Табынаевский» облсовпроф подрывается на своих же минах». Названием этой публикации задета его фамильная честь и достоинство, ибо в области нет частного, принадлежащего ему лично, профсоюза, а есть облсовпроф, который возглавляет он. Его предки — известные и уважаемые люди, и такой публикацией оскорблена и их честь. Никто из потомков его прапрадеда Табыная, как и действующий облсовпроф, никогда не подрывался на минах. Считает, что тем самым его фамильная честь и достоинство дискредитированы перед большой аудиторией читателей газеты, выходящей тиражом 13 500 экземпляров, поэтому просил защитить его честь и достоинство, принести ему извинения и в возмещение морального вреда взыскать 270 тысяч тенге.

В целом его иск удовлетворили, вот только в пользу истца взыскали 100 тысяч тенге. То есть его честь и достоинство оценили в гораздо меньшую сумму.

По словам отечественных правозащитников, первым условием для удовлетворения подобного иска является наличие морального вреда, то есть негативных изменений в психической сфере человека, вызванных физическими и нравственными страданиями.

Одной из важнейших специфических особенностей морального вреда являются сами негативные изменения, происходящие в сознании потерпевшего, и форма, в которой эти изменения проявляются. То есть доподлинно оценить, какой тяжести потерпевшему был нанесен моральный вред, практически невозможно, только если это не отражается в серьезных физических или психических осложнениях.

При этом мнение истца о размере компенсации следует относить к числу «иных заслуживающих внимания обстоятельств». Каким образом суду следует учитывать это обстоятельство? С одной стороны, нет оснований не считать заявленный истцом размер суммы соразмерным его внутренним страданиям. Однако суду следует учитывать, что такие оценки субъективны.

Как правило, если задать подобный вопрос потерпевшему непосредственно после совершения правонарушения, то часто называют совершенно астрономическую сумму. По прошествии некоторого времени – сумму значительно меньшую, хотя бывает и наоборот. Человеку свойственно переоценивать собственные страдания и недооценивать страдания другого, что неудивительно, так как пока еще не изобретен достаточно достоверный способ проникновения в глубины психики другого человека. Однако, по признанию юристов, у дел, связанных с религиозной направленностью, всегда больше шансов на высокую компенсацию.

Причины и следствия

История развития религиозного законодательства в Казахстане берет начало в 1992 году. Тогда постановлением Верховного Совета РК был введен в действие Закон о свободе вероисповедания и религиозных объединениях. Но жизнь не стоит на месте, со временем меняется количество верующих, увеличивается число религиозных организаций, появляются, к сожалению, и запрещенные опасные объединения. Спустя 19 лет с момента принятия первого закона 11 октября 2011 года в силу вступил обновленный. До сих пор именно Закон «О религиозной деятельности и религиозных организациях» является основой правового регулирования отношений в этой сфере.

В одной из статей настоящего закона говорится как раз о миссионерской деятельности. Она разрешена только после регистрации в уполномоченном органе при предоставлении всех необходимых документов. Другая статья регулирует вопрос религиозной литературы и атрибутики: акцент делается на том, что издание, выпуск и распространение религиозной литературы и иных информационных материалов религиозного содержания допускаются только после получения положительного заключения религиоведческой экспертизы.

Закон направлен не только на то, чтобы выстроить оптимальную модель взаимодействия государства и религиозных объединений и защитить права верующих граждан, но и на то, чтобы не допустить распространения запрещенных деструктивных течений в Казахстане.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру