В Правительстве РК приняли новые методы борьбы с телефонными мошенниками

При попытке совершить звонок со злым умыслом личность звонящего легко можно будет идентифицировать, а звонки с тех номеров, которые попадут в базу данных Правительства, будут автоматически заблокированы.

В Правительстве РК приняли новые методы борьбы с телефонными мошенниками

Тайное становится явным

О том, как в стране собираются бороться с вопиющими случаями мошенничества, рассказал Министр цифровизации и аэрокосмической промышленности Багдат Мусин. Он сообщил, что в скором времени при покупке номеров казахстанцы будут проходить биометрическую идентификацию. Таким образом, все казахстанские номера будут привязаны к биометрическим данным. Как это поможет в борьбе со злоумышленниками? Оказалось, достаточно просто. Дело в том, что большая часть звонков «из банка», «полиции», да и просто с просьбой вернуть случайно переведенные деньги, поступают из-за границы. Предприимчивые иностранцы массово скупают казахстанские номера телефонов, вывозят их за пределы страны и начинают совершать мошеннические действия. С введением нового закона это станет невозможным.

«После этого, мы думаем, лиц, покупающих по тысяче номеров и оформляющих их на себя, будет меньше. Если через них будут мошеннические действия, то они будут нести ответственность. При биометрической идентификации уже будет уверенность, что человек действительно покупал номер и подтвердил, что он его», — пояснил Мусин. По его словам, эта норма станет обязательной как для новых, так и для старых номеров.

Также глава ведомства добавил, что, пока новые правила по идентификации не вступили в силу, Министерство вместе с мобильными операторами проведет работу по блокировке подменных номеров. По большей части, все звонки от мошенников поступают из-за рубежа, но казахстанцы видят отечественные номера. Поэтому телефонные службы будут считывать иностранные звонки и блокировать их, но не все подряд, а именно номера с «подозрительной активностью». Каким образом их будут отличать от рядовых звонков — другой вопрос, но в Министерстве утверждают, что ошибок не будет.

Что касается домашних телефонов, на которые телефонные мошенники могут переключиться после того, как они потеряют возможность использовать мобильные, то стационарная связь тоже будет под защитой. Над этим министерство собирается работать совместно с Казахтелекомом.

«Домашние телефоны — это работа Казахтелекома. Если мошенники пользуются источниками информации, достают базы данных, начинают названивать людям, то это, в первую очередь, мошенничество. А не минус цифровых технологий: они развиваются и, соответственно, несут новые угрозы», — заключил министр.

Достанут на всех континентах

Телефонное мошенничество — явление интернациональное. От него не застраховано практически ни одно государство, жители которого активно пользуются современными гаджетами. При этом если в Казахстане, наконец, собираются ввести специальную систему идентификации, то о подобной практике в зарубежных СМИ не говорится. Насколько остро стоит тема телефонных мошенников, скажем, в Европе?

Итоги опроса, проводимого британской исследовательской компанией Ofcom в течение третьего квартала 2021 года, показали, что около 45 миллионов человек (почти 70 процентов населения страны) стали жертвами мошеннических сообщений или звонков.Причем если граждан в возрасте от 16 до 34 лет пытаются обмануть с помощью серии смс-сообщений, то люди пожилого возраста становятся жертвами именно телефонных обманщиков. Согласно исследованию, 6 из 10 пенсионеров старше 75 лет получали подозрительный звонок на стационарный телефон.

Суммы ущерба от мошеннических схем весьма существенны. Согласно онлайн-опросу жителей Испании (результаты опубликованы в апреле 2019 года), 8,3 процента пострадавших потеряли суммы от 1000 до 5000 евро, почти 19,8 процента — от 100 до 1000 евро.

С приходом пандемии ситуация обострилась. Французское издание Capital в октябре 2021 года приводило такие данные: в период кризиса в системе здравоохранения преступления с онлайн-платежами выросли на 16 процентов, с переводами — на 65 процентов.

Схемы телефонного мошенничества разнообразны, но в целом схожи с теми, с которыми сталкиваются казахстанцы. Ведь в первую очередь преступники обращаются к человеческим страхам: это здоровье и безопасность, сохранность сбережений. Второй вид звонков от мошенников — предложение выгоды (например, повышенная компенсация). Только помимо звонков «из банков» и «полиции» европейские мошенники любят прикрываться ремонтом техники, установкой компьютерных программ, иногда даже прикидываются членами антимошеннической организации, которые якобы поддерживают жертв таких преступлений. Ловкачи убеждают собеседников, что за определенную плату человек будет впредь защищен от подобных преступлений. В то время как реальные организаторы таких фондов напоминают, что их помощь бесплатна.

Что касается конкретно установки компьютерных программ, то в Европе, где чтут авторское право, пользуются лицензионными программами и жестоко наказывают «пиратов», мошенники нашли удобную лазейку выудить деньги у населения. Показательна в этой связи «афера Microsoft», известная с 2012 года. Чаще всего пострадавшим звонят люди, которые представляются сотрудниками Microsoft на английском или национальном языке. Они заставляют жертву поверить, что у компьютера есть проблема. Однако за плату в 300-500 евро ее предлагают решить онлайн.

Еще один из сценариев — установка якобы антивирусной программы, которая по факту похищает личные данные пользователей, включая финансовую информацию.

В 2017 году, по данным отдела по борьбе с компьютерными преступлениями бельгийской федеральной полиции, в махинациях была заподозрена «индийская банда». В декабре 2022 года о «компьютерных мошенниках из Microsoft» писали уже швейцарские СМИ.

Если говорить о звонках с предложениями выгоды, то здесь преступники в каждом из эпизодов заявляют, что жертва имеет право на компенсацию, выгодную инвестицию, возможность распорядиться пенсионными накоплениями. Сюда относятся звонки о выигрышах в лотереях, подарках от компаний и прочее. Далее реализуется уже известная схема: звонящие пытаются получить данные банковского, пенсионного или иного счета или банковской карты.

Аферы с пенсионными накоплениями власти многих стран оценивают как наиболее опасные, так как пожилые люди, которые попались на крючок, оказываются не только без средств к существованию, но и без возможности заработать их снова. В рамках борьбы с пенсионными мошенничествами власти Великобритании запретили любые звонки, касающиеся пенсий.

В США, где эта проблема также актуальна, телефонные компании заключили соглашения о сотрудничестве с прокуратурами всех штатов. Они обязались оперативно передавать правоохранительным органам информацию о фактах автоматических дозвонов. Борьбу с робозвонками ведут и крупные IT-компании. Недавно Google объявил, что добавил опцию CallScreen на все телефоны Pixel. Она автоматически фильтрует нежелательные вызовы. Ранее функция была доступна лишь на флагманских устройствах корпорации. При этом компания пообещала добавить соответствующий API в Android 11, чтобы блокировку могли использовать все разработчики мобильных приложений. Насколько эффективными окажутся новые инициативы, покажет время.

Компенсации прилагаются

Удручающая казахстанская реальность, связанная со случаями мошенничества, показывает, что вернуть утраченные деньги практически невозможно. Во-первых, люди переводят деньги злоумышленникам самостоятельно, во-вторых, отследить положение получателя средств невозможно, а банки пока не оказывают поддержку пострадавшим. Как с этим обстоят дела в других странах?

В целом действия схожи. В тех же странах Европы первым делом необходимо позвонить в банк, страховую компанию, клиентом которых вы являетесь, сообщить им о произошедшем. Они сделают все возможное, чтобы предотвратить финансовые потери (заблокируют счет, онлайн-аккаунт), после этого потерпевший может обратиться в полицию.

При этом в разных странах Европы действуют свои процедуры возврата средств, списанных мошенниками. В качестве примера рассмотрим французскую историю.

Если гражданин Франции понял, что попался на удочку мошенников, он связывается с банком и полицией. Спустя некоторое время банк должен возместить ему сумму несанкционированной транзакции, а также любые связанные с этим расходы. Чтобы воспользоваться этим правовым положением, не обязательно заключать контракт на конкретную страховку. Но претендовать на возмещение можно только в том случае, если списание средств произошло без участия жертвы (например, данные карты были украдены). То есть не всегда, но рассчитывать на возвращение средств все же можно.

При этом практически во всех странах Европы работают специальные службы, которые занимаются телефонным и кибермошенничеством. На сайтах этих организаций публикуют статистику преступлений и статьи, рассказывающие, как распознать мошенников и как им противостоять.

Горячие линии поддержки также весьма популярны, туда поступают сообщения обо всех подозрительных звонках. К примеру, в Соединенном Королевстве существует центр оповещений о мошенничествах — Action Fraud, на сайте которого есть инструкции на разных языках, в том числе и на русском.

В Италии жертвам мошенников рекомендуют обращаться в почтовую полицию (Polizia Postale e delle Comunicazioni), в Польше — на специальный номер 997, в Германии предлагают заполнить форму на сайте Федерального сетевого агентства (Bundesnetzagentur).

Все эти структуры существуют не номинально, а реально работают. Также и потому, что помимо пожилых людей одной из наиболее уязвимых категорий в Европе являются мигранты. Они не всегда хорошо знают язык и не разбираются в нюансах местных законов, поэтому попытки мошенничества с участием лжеполицейских или лженалоговиков в отношении их могут быть весьма эффективны.

Не вызывает сомнения, что в Казахстане также необходимо вести борьбу с телефонными «стервятниками» на всех уровнях.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру