Образование «экстерном»
Продавцы фейковых дипломов, кажется, абсолютно лишены страха. Они открыто рекламируют свои услуги в интернете. По понятным причинам не станем указывать ссылки на сайты, где можно получить эту услугу, но поясним — сегодня казнет буквально «кишит» такими предложениями.
Связаться с представителями преступного промысла можно посредством переписки на сайте, оставив свой номер телефона. После этого на связь выходит онлайн-консультант. Как правило, стоимость диплома разнится в зависимости от «убедительности» конечного образца.
Наиболее бюджетный вариант — типографский бланк «высокого качества», но, как предупреждают сами продавцы, существует вероятность, что при проверке на оригинальность тайна его получения будет раскрыта. Такой вариант «диплома» стоит от 85 тысяч тенге, но есть варианты подороже, так сказать, премиум-сегмента. За сумму, превышающую 200 тысяч тенге, заказчику обещают документ на «настоящем» бланке с использованием водяных знаков. По заверениям продавцов, на изготовленном дипломе даже будут указаны QR-код и синяя печать.
Но для того, чтобы «грамотно» оформить «документ», покупатель должен заполнить анкету: указать личные данные, желаемое учебное заведение, год окончания, оценки, дату выдачи диплома, контакты для связи и, конечно, адрес, чтобы диплом доставили прямо «к двери».
Хотя на большинстве сайтов указано, что изготовление подделки займет от силы несколько дней, на самом деле на получение «диплома» уходят недели. По поводу реестра мошенники советуют не переживать: работодателям обычно лень проверять документ на подлинность.
К сожалению, это правда. По факту наиболее тщательно подлинность диплома проверяют лишь в нескольких трудовых сферах — это сфера образования, здравоохранения и при устройстве на работу в госструктуры. Но, как периодически заявляют в новостных сводках, и там допускают оплошности.
Так, в марте этого года трое мужчин с фальшивыми дипломами работали тренерами в спортшколе Акмолинской области. Дипломы якобы были выданы Казахской академией спорта и туризма, где, как оказалось, эти «тренеры» никогда не учились. Во время разбирательств в полиции выяснили, что жители Нур-Султана 42, 39 и 27 лет в течение двух лет тренировали ребят, имея фальшивые дипломы.
Похожая ситуация произошла в ноябре прошлого года, но уже в сфере здравоохранения, когда во время аккредитации, проведенной в центральной больнице Жангалинского района, выяснили, что одна из медсестер при устройстве на работу предоставила поддельный диплом.
Директор больницы Сержан Есенгубеков обратился в правоохранительные органы с просьбой проверить этот факт. Сама женщина находилась в декретном отпуске, после которого написала заявление об увольнении по собственному желанию, заявив, что потеряла оригинал диплома об образовании. Жалоб на нее от пациентов не поступало, но в отношении женщины все-таки начали досудебное расследование.
Как в клинике появилась медсестра без специального образования и действительно ли она потеряла диплом? К сожалению, вузам приходится прилагать немалые усилия, чтобы защитить свои документы от подделки. Эта проблема стала особенно актуальна в последнее время в связи с введением дипломов собственного образца. Диплом каждого вуза выглядит по-разному. Отчасти это усложняет работу мошенникам, зарабатывающим на подделках, но отчасти и облегчает, потому что порой сами работодатели не знают, как должен выглядеть диплом человека, которого принимают на работу.
Так чем же вызван столь высокий интерес к фейковым документам об образовании? Принято думать, что их наличие крайне обязательно при трудоустройстве.
И еще раз учиться?
По данным зампреда НПП «Атамекен», средняя зарплата молодых дипломированных специалистов в Казахстане — 127 тысяч тенге. Больше всего выпускники получают в Алматинской области — 139 тысяч тенге, меньше всего в Туркестанской — 82 тысячи тенге.
После обучения трудоустраиваются 77 процентов выпускников казахстанских вузов, они находят работу в среднем за 89 дней, 16 тысяч из них находят работу менее чем за месяц.
В сфере здравоохранения по специальности работают 70 процентов выпускников, 19 процентов трудятся в других сферах, остальные работу не находят.
В области градостроительства по профессии трудоустраиваются 34 процента выпускников, 47 процентов уходят в другие отрасли.
Самая удручающая картина в сфере сельского хозяйства. Несмотря на острую нехватку кадров, всего семь процентов студентов после окончания вуза идут работать по специальности, и 73 процента дипломированных специалистов находят себя в других отраслях.
Если рассматривать картину глобально, то в начале 2000-х годов зарплата выпускников университетов и институтов была на 7080 процентов выше, чем зарплата окончивших школу. Ближе к 2010-м годам выигрыш граждан с высшим образованием упал до 5560 процентов, а сегодня — до 45 процентов.
Это понятно — получение высшего образования может обходиться довольно дорого, в зависимости от специальности и учебного заведения, и не все расходы, потраченные на обучение, могут окупиться при трудоустройстве специалиста в дальнейшем.
Если заглянуть на популярные сайты для поиска работы, к примеру, hh.kz, можно заметить, что самую оплачиваемую работу предлагают не за высшее образование, а за конкретные навыки, опыт, которым должен обладать соискатель. В основном это умение продавать, настраивать таргетированную рекламу, владение несколькими языками, способность разбираться в компьютерных играх, технологиях. Если посмотреть правде в глаза, то в большинстве казахстанских вузов всему этому не обучают. Даже если рассматривать тех же лингвистов, которых сегодня выпускают университеты, по их окончании они имеют только определенную базу, говорить же на иностранных языках бывшие студенты начинают со временем. Некоторые же с удивлением для себя отмечают, что онлайн-школы с блогерами дали им гораздо больше знаний за несколько месяцев, чем за все годы, потраченные в вузе.
Гарант светлого будущего?
Другой парадокс трудоустройства с наличием высшего образования заключается в том, что не все работодатели готовы взять на работу пусть образованного, но неопытного вчерашнего студента. Не все студенты могли совмещать учебу с работой. Как набираться опыта, если никто не хочет брать на работу, — другой вопрос...
Другая причина, по которой при наличии высшего образования непросто найти работу, так называемое обесценивание высшего образования.
Если, например, в советское время человек с высшим образованием отличался от человека, окончившего техникум, буквально всем: фундаментальными знаниями, которые так бережно «вкладывали» в головы, да и просто тем, что возможность поступить в университет выпадала не всем, то сегодня получить степень бакалавра — задача более чем доступная.
Если повезет — можно поступить «на грант», не повезет — достаточно найти средства и учебное заведение по карману. По нынешним временам, окончить универ — все равно что прежде было окончить колледж. Что еще больше обесценивает высшее образование, так это то, что сегодня все больше специалистов в разных областях добивается успеха, не имея «вышки». Такова реальность не только в Казахстане, но и за рубежом. К примеру, Стив Джобс, основатель самой дорогой компании в мире Apple, в свое время не получил диплома.
Кроме того, в своей колонке для Forbes американский предприниматель Гэри Шапиро пишет, что для современного жителя США высшее образование и диплом престижного колледжа все реже символизируют билет в счастливое и богатое будущее. Наоборот, студента выпускают с долгом от 20 до 60 тысяч долларов займа на обучение и завышенными ожиданиями от своей будущей карьеры.
Скованные кредитом бывшие студенты не рискуют и не вкладывают усилия в авантюрные стартапы или собственную деятельность, предпочитая работать в менеджерском составе фирм на начальных должностях. Это в лучшем случае, в худшем — остаются без работы на перенасыщенном рынке труда и не знают, что делать со своей ученой степенью.
В Англии на этой основе возник кризис доверия к системе образования в целом. Предыдущее поколение вышло из учебных заведений с большими надеждами и грандиозными планами, а когда реальность расставила все по своим местам и вынудила обладателей дипломов работать на далеко не престижных должностях, они стали советовать детям меньше обращать внимания на оценки. Таким образом, английские педагоги остались без своих важнейших союзников — родителей.
И английских родителей в этой ситуации легко понять. «Перевыпуск» дипломов и профицит людей с высшим образованием на рынке труда постепенно повышают требования к соискателям. Выпускник из-за этого попадает в заколдованный круг трудоустройства после университета: на приличные должности требуется опыт, а опыт зарабатывается на позициях, зачастую образования не требующих или не соответствующих его справедливым ожиданиям.
Подобная ситуация складывается и в Казахстане. Неудивительно, почему в стране процветает рынок поддельных дипломов. Образование хотя бы для галочки (на всякий случай) лучше получить, но тратить на него время желает не каждый...