Занимательная инициатива от главы Министерства науки и высшего образования РК

Согласно официальной информации, ведомство предлагает признать так называемое неформальное образование при приеме на работу. Где и в каких отраслях это будет иметь силу, пока не называют.

Занимательная инициатива от главы Министерства науки и высшего образования РК

Звучит инновационно — неформальное образование может быть признано, а также введена практика микроквалификаций. Иными словами, курсы вполне могут иметь силу дипломов! В каких конкретно отраслях это может применяться, пока не сказано. Надеемся, что сферы медицины, предположим, юриспруденции или иные направления, где от квалификации и образования специалиста зависят жизнь и судьба человека, такое новшество если и коснется, то очень осторожно. Впрочем, если подобные услуги будут оказывать аккредитованные государством организации, считают независимые эксперты, то это вполне допустимо. Что же касается остальных — в этом случае, на наш взгляд, необходимо проработать вопрос тщательнее.

В таком предложении, которое существенно изменит рынок образования, можно увидеть государственное регулирование сферы послевузовского обучения. Иными словами, если, предположим, курсы повышения квалификации будут признаны на уровне дипломов, как предлагают, то слушатель будет заинтересован получить услуги конкретно с государственной омологацией. А это фактически отфильтрует рынок, скажем так, альтернативного образования. Что не совсем-то и плохо в нынешней ситуации, когда на рынке масса непонятных учителей, как их еще называют, «инфоцыган». Конечно, есть масса интересных и действительно эффективных методик актуализации знаний, которые можно приобрести в частном порядке. Но в таком случае видится необходимость в процедуре нострификации. Конечно же, если государство продумает новый механизм, который будет лишен бюрократических излишков, как это происходило еще «вчера». И, кстати, в этом плане большие надежды на новую команду нового министерства.

Что побудило Саясата Нурбека, Министра науки и высшего образования, выступить с предложением признать неформальное образование? Оказывается, это исторический максимум безработицы дипломированных специалистов, выпускников. Фактически чиновники признают — нынешний подход к высшему образованию более не выдерживает критики. Получается, что традиционный диплом, а проще — то, чему учат в вузе, более неактуально в современных реалиях. Следовательно, чтобы как-то влиться в трудовое общество, молодому специалисту необходимо актуализировать свои знания сразу после получения диплома, а то и параллельно. И если еще условно вчера это можно было делать в процессе работы, то сегодня в условиях жесточайшей конкуренции на это просто нет ни времени, ни ресурсов. Отчего работодатель не горит желанием брать «специалиста», которого придется «полировать», тратить личные ресурсы в виде выплаты конкурентной заработной платы, получая при этом довольно низкую производственную отдачу. А то и учить для других — молодой специалист, как правило, найдет другое место, как только почувствует профессиональную силу. В общем, вот этот период становления, складывается впечатление, решено возложить на самого специалиста и на его кошелек. И это, на наш взгляд, существенная реформа в сфере образования.

Впрочем, возникает такой вопрос — а что же вузы? Неужели некоторые структуры высшего образования настолько костны, что их дипломы, методики обучения в принципе не отвечают требованиям современного общества? Но как тогда объяснить выделение грантов, подтверждение государственной лицензии на образование? Осязаемо такое предложение — может быть, стоит пересмотреть принципы аккредитации вузов и если трансформировать отрасль, то закрепить законодательно показатель трудоустройства и в том числе на его базе присваивать рейтинг, подтверждать государственную лицензию на образование? Ведь эта инициатива, которую обозначил министр, фактически дает возможность официально признать — грант от государства или оплата за высшее образование не гарантирует трудоустройства. И в нынешней ситуации высшее образование, получается, необходимо воспринимать лишь как начальный этап. Это еще называют западной моделью, когда человек учится всю жизнь.

И вот здесь мы вплотную подошли к документу, где об этом начали говорить и которым, получается, вдохновлялся упомянутый министр — «Национальный план развития Республики Казахстан до 2025 года». «Первая редакция» — 15 февраля 2018-го. В документе так и было указано: «Будут внедрены альтернативные варианты неформального образования, признание результатов самостоятельного обучения, сертификация профессиональных навыков. Широкое развитие получат «серебряные университеты» и Stackable degree (наращиваемые степени), которые позволят населению в удобном темпе проходить сертифицированные курсы». В общем, происходит смена концепции. И если государство прежней формации по инерции было заинтересовано сделать из тебя человека (этому была подчинена система), то теперь в том, чтобы стать человеком, должен быть заинтересован ты сам. А государство лишь попытается помочь.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру