Знания в наказание
Статус электросамокатов в стране пока еще висит в воздухе, но подвижки в этом вопросе уже есть: понятие «электросамокат» прописали в стандарте, и до конца этого года полицейские обещают внести изменения в ПДД и Адмкодекс. По всей видимости, информацию об этих изменениях восприняли только те, кто имеет водительские удостоверения, то есть те, кто учил правила, сдавал экзамены. Среди армады электросамокатчиков есть небольшой процент людей, которые действительно пересели с автомобиля на средство индивидуальной мобильности (СИМ), поскольку на самокате передвигаться быстрее, дешевле и, естественно, экологичнее. Одно но: таких водителей очень мало, а львиную долю рыскающих по дорогам городов электросамокатчиков составляют те, кто ни разу не держал в руках ПДД и вряд ли знаком с правилами передвижения на этих самых средствах передвижения, которые многим так сильно полюбились. Это подтверждает и недавний рейд, реализованный полицейскими Алматы.
«За один день проведения профилактического мероприятия строевыми подразделениями выявлено свыше 40 нарушений ПДД РК. Правонарушители привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 615 КоАП РК (штраф два МРП — 6126 тенге). Также наказаны родители двух подростков, управлявших мопедами», — рассказал замначальника УМПС ДП города Алматы Диас Дуанбеков.
Показательная «порка» — это, несомненно, хорошо. Но если говорить о результативности, которая видится в соблюдении ПДД, то полицейские должны обращать внимание на этих участников движения не только в рамках так называемой отработки, а на постоянной основе. Те 40 «несчастных», которые попались полицейским, уже завтра совершат те же самые нарушения, поскольку сумма штрафа на самом деле номинальная.
Между тем контроль над этой группой участников дорожного движения мог бы работать на пользу обществу. Если бы отработка длилась хотя бы в течение месяца, то полицейские помогли бы пополнить казну уже на 7,3 миллиона тенге. Это при условии, что каждый день они фиксировали бы по 40 правонарушений. Но, судя по тому, насколько сейчас хаотично электросамокатчики передвигаются, число фиксаций могло бы спокойно превысить две сотни. А это в денежном эквиваленте составило бы более 36,7 миллиона тенге в виде штрафов — отличное вливание для создания велодорожек и зон для безопасного передвижения СИМ. А самое главное — то, что такой контроль неминуемо привел бы к тому, что водители стали бы в разы дисциплинированнее.
Нелишним было бы и увеличить сумму штрафа в три-пять раз, при этом внедрив как обязательную меру наказания посещение лекций об основах ПДД. Повторим, что все эти инструменты будут работать только в том случае, если контроль со стороны органов правопорядка будет постоянным, а не эпизодическим.
Сейчас же остается только наблюдать за пугающей статистикой: за полгода в Алматы зарегистрировано 77 аварий с участием мопедов и электросамокатов, в которых 81 человек пострадал и один погиб. Также известно, что зарегистрировано 21 ДТП с участием несовершеннолетних, управлявших самокатами или мопедами. Травмы получили 23 ребенка.
С учетом, но не в убыток
Напомним, в начале июля правила для электросамокатов прописали в стандарте Казахстана. По новым правилам, на электросамокате может кататься только один человек, а скорость его передвижения не должна превышать 25 километров в час. Для управления самокатами, что разгоняются быстрее 50 километров в час, нужны водительские права категории А1, как на мопед. Как сообщали ранее, нормы обсуждают с другими госорганами и общественностью, учитывая мнение урбанистов, шеринговых компаний и даже блогеров. И здесь непосредственно к бизнесу уже сейчас возникает вопрос.
Как уже ранее говорили, по настоянию прокатчиков (они создали Ассоциацию экологичного транспорта РК), из стандарта для электросамокатов, принятого в июне, убрали требование о наличии у техники пешеходного режима. Он принудительно снижает скорость электросамокатов, движущихся по тротуарам, до пяти километров в час. В ассоциации убедили экспертов, что GPS-трекеры неточны и потому высока вероятность, что пешеходный режим будет включаться не там, где требуется. Плюс установка дополнительного оборудования значительно увеличит стоимость электросамокатов.
А ведь именно это требование могло бы существенно снизить число ДТП. Если рассматривать на примере Алматы, то в большинстве случаев тротуары расположены на значительном отдалении от проезжей части и если уже электросамокатчик решил ехать именно по пешеходной алее, то разумно было бы автоматически ограничивать скорость самоката до «пешеходных» 5-6 километров в час. Лично нам объяснение о «неточности GPS-трекеров» кажется банальной отговоркой. Современные технологии позволяют давать точные координаты, а если на электросамокатах стоит устаревшее оборудование, то это уже проблемы самого бизнеса. Неужели из-за их экономии должны расплачиваться синяками и ссадинами (а может, и переломами костей) простые пешеходы?!
Здесь, скорее всего, дело совершенно в другом. Если пешеходный режим будет работать полноценно, то спрос на электросамокаты значительно упадет — то, чего бизнес хотел бы меньше всего. Если допустить такую точку зрения, то противостояние прокатчиков этой опции легко объяснимо.
Справедливости ради стоит отметить, что по заверению Ассоциации экологичного транспорта, некоторые кикшеринговые компании сами занизили скорость самокатов в тех частях города, где есть большое скопление людей. Но ведь чаще сбивают пешеходов именно на тротуарах, а не на широких прогулочных зонах.
Если эта норма так и останется подконтрольной исключительно бизнесменам, то и корректировать режим движения они будут «с учетом общественного мнения», но и не себе в ущерб.
Другое дело, если речь идет не о кикшеринге, а о собственных электросамокатах, где никто сознательно занижать скорость не собирается и вся ответственность соблюдения скоростного режима лежит исключительно на плечах владельца транспортного средства. Здесь единственным рычагом воздействия остается контроль со стороны представителей власти.
Есть в теме электросамокатов и другой острый угол. Нередко водители, пропустив рюмку-другую, оставляют авто у бара и добираются до места на электросамокатах. Причина опять же в отсутствии контроля. Водители знают, что вне отработки полицейские попросту не замечают этих участников дорожного движения.
Между тем в той же России, откуда мы перенимаем многие тенденции, этот вопрос прописан четко и однозначно. Если водитель никогда не имел прав управления, но попался за рулем мощного самоката или мопеда, его накажут за управление транспортным средством без прав — за это полагается штраф от 5000 до 15 000 рублей (от 38 до 114 тысяч тенге). Если водитель был ранее лишен прав, за повторный проступок его оштрафуют на 30 тысяч рублей (228 тысяч тенге). Если же он оказался нетрезвым, то в первый раз его ждет административный штраф 30 тысяч рублей, а во второй уже начинает действовать статья УК, которая подразумевает лишение свободы сроком до двух лет.
Кубик преткновения
Отдельная тема — мопедисты. Это, пожалуй, самая опасная категория водителей сегодня. Они продолжают пренебрегать всеми правилами дорожного движения. Известно, что на этом виде транспорта разрешается ездить только по правой стороне проезжей части, однако мопедисты рассекают там, где им вздумается, нередко устраивая на дорогах настоящие «шашки». В прошлом месяце один из таких «шашечников» едва не лишился жизни из-за грубейшего нарушения ПДД.
Жесткое ДТП, попавшее на видеорегистратор очевидца, произошло в Алматы 30 июля на проспекте Аль-Фараби. Скутерист на большой скорости несся по крайней левой полосе (что запрещено делать мопедам, согласно ПДД РК), резким маневром перестроился в средний, а из него — в крайний правый ряд, где стоял припаркованный автомобиль. Поскольку водитель не убедился в безопасности маневра, у него попросту не оставалось времени на то, чтобы как-то среагировать. С тяжелыми травмами мопедиста-лихача госпитализировали. Мопед восстановлению не подлежит. Судя по видео, горе-водитель собрал целую пачку нарушений ПДД. Здесь движение по запрещенной полосе, несоблюдение скоростного режима и дистанции, нарушение правил маневрирования.
Взявшись за электросамокатчиков, полицейские продолжают игнорировать мопедистов, поскольку по классификации и объему двигателя (менее 50 кубических сантиметров) они не подпадают под вид транспорта, подлежащего регистрации. Если в случае со средствами индивидуальной мобильности еще возникают вопросы о классификации, то здесь их не должно быть в принципе.
Во многих странах мира движение на мопеде без регистрации и установленного номера (ГРНЗ) запрещено в принципе. К примеру, в Евросоюзе права выдают с 14 лет — категории АМ, которая позволяет управлять мопедом, скутером или квадроциклом. Категория АМ разрешает передвигаться со скоростью не более 45 километров в час, при этом объем двигателя должен быть меньше 50 кубиков. А с 16 лет в Евросоюзе выдают водительские права категории А1 на мопеды, скутеры и легкие мотоциклы объемом двигателя до 125 кубиков. В Казахстане же мопеды с объемом менее 50 кубиков по-прежнему остаются вне закона, и решать этот вопрос, судя по всему, никто не торопится.