Исследователи белых пятен идут по Джунгарии

В конце июля я отправила знаменитому альпинисту и бывшему казахстанцу Денису Урубко поздравление с днем рождения, а он поприветствовал меня с вершины второй горы мира К2 (8611 метров). В такие моменты чувствуешь связь с эгрегором, словно невидимые нити тянутся из долин к вершинам, пронизывая тех, кто породнен горами.

Команда горных туристов университета «Туран» под руководством директора НИИ туризма В.Н. Вуколова много лет занимается исследованием Джунгарского Алатау. По материалам, которые собрали спортсмены, уже изданы два путеводителя и карта.

— Экспедиция 2022 года предполагает, что мы закроем большую часть нехоженых перевалов в южной части этих гор, — говорит профессор Вуколов. — Мы работали в Северной и Центральной Джунгарии, теперь намерены выпустить книгу и карту-схему по Южной, нехоженой части. В прошлом году команда прошла «пятерку» в Южной Джунгарии, теперь заявила «шестерку».

Общее энергетическое поле

Много ли вы знаете людей, которые до седых волос остаются преданными своим юношеским увлечениям? Их мало, но они есть, ведь любовь к горам неистребима. В разгар лета я пришла в Горный клуб, где готовилась к отправке в Джунгарию экспедиция под руководством Литвинова.

Бизнесмен Вячеслав Арсентьевич Литвинов, как правило, прилетает из Усть-Каменогорска в элегантном костюме, останавливается в лучших отелях Алматы и может позволить себе самое дорогое путешествие, но при этом для друзей остается все тем же Славой, который с радостью сменит пиджак на спортивную куртку, туфли — на горные ботинки и привычно вскинет на плечи рюкзак.

Слава напомнил, что мы познакомились с ним в 93-м на леднике под пиком Хан-Тенгри. Горные туристы оставили на хранение в кухне международного альплагеря мешки с продуктами, а когда вернулись со своего маршрута, Слава пришел их забрать. Он присел на камушек, пока в палатке-столовой шла разборка по поводу пропажи корейских яств. Альпинисты из Южной Кореи традиционно привозили с собой целый баул специй и приправ, а то и своего повара. По словам Славы, я громко и убедительно доказывала, что эти специи даже через резиновые перчатки руки разъедают, когда после обеда в кухне моют посуду, и кто же добровольно станет это есть, а уж тем более — красть...

— Когда корейцы начали выбегать из палатки, я минут 15 не решался войти, чтобы не попасть тебе под горячую руку, — смеется Слава.

В общем, на такой «перечной» ноте мы и познакомились, хотя я этого момента не помню. Ведь тропы тех, кто ходит по горам, часто пересекаются, и не важно, кто ты и откуда. Важно, что ты — свой.

В Казахстане пока есть только один мастер спорта международного класса по горному туризму, и это доктор наук В.Н. Вуколов. В.А. Литвинов выполнил норматив МСМК в 2019 году, но ему еще не присвоили звание мастера спорта, хотя норматив он выполнил в 2014-м. Осенью Литвинов подаст документы на присвоение международного звания. Что касается белых пятен, они еще остались на карте планеты, и всегда будут люди, готовые первыми проложить там маршруты.

— Есть правила прохождения маршрутов разных категорий сложности, — говорит Вячеслав. — В Джунгарии сейчас нельзя проводить походы 6-й, высшей категории, так как там нет пройденных перевалов категории 3Б. Во время прошлогодней экспедиции мы поняли, что такие перевалы в этом горном районе есть. Мы начали поход в Северной Джунгарии, в районе пика СеменоваТянь-Шанского, переместились южнее, в район пика Панфилова, где в 60-х годах прошлого века альпинист Борис Студенин прошел траверс, и больше там никто не бывал. Годом ранее я прошел по белому пятну и оценил его сложность.

Алтай — дом родной

Отец Литинова служил на Камчатке и хотел там остаться, но вернулся в Риддер, чтобы решить семейные вопросы. В УстьКаменогорске сдавали в эксплуатацию титано-магниевый комбинат. По всей области ездили агитаторы, звали на работу, и отец остался в ВКО, где родился Слава. Этот регион славится горами и лесом, и в трудные времена люди жили здесь охотой да рыбалкой, сбором грибов и ягод.

— Мы постоянно ездили к бабушке, а дорога идет по лесу, и ты видишь эту красоту в окошко. В 4-м классе я сказал, что еду к брату, а брат сказал, что поехал ко мне. Мы встретились на полпути и рванули в лес. Познакомились с ребятами, заплутали и опоздали на поезд, а на другой день должны были стоять на линейке в школе.

Ребята повинились перед родителями, и дорога в горы для них осталась открытой. Отец приучил Славу к рыбалке, наказывал перед входом в таежное жилище просить разрешения у хозяина остаться на ночлег, бережно относиться к лесу. Всех пасечников и охотников знали в лицо, а лесные домики никогда не закрывались.

— В таких избушках всегда были спички, соль, сухие дрова и щепки для розжига огня, — рассказывает Вячеслав. — Когда уходишь, обязан оставить домик чистым и с теми же запасами. На пересечении туристских маршрутов в таких избушках вели журналы, где записывали, кто был и куда пошел. Одно такое место называлось Пудовка. Ребята выковали пудовый замок и гигантские уключины, а огромный ключ символично повесили рядом.

Он вырос в рабочем поселке, где основным доказательством правоты были кулаки. Но в горах другие правила, здесь он встречал одних и тех же людей, которые пригласили его в клуб туристов.

— В клубе «Искатель» занималось более 300 человек, там были секция фотолюбителей и компьютерный класс, я обучал ребят настольному теннису. Я был школьником, когда меня взяли в первый поход выходного дня. К тому времени уже много ходил, и силы девать было некуда. Группа идет, а я туда сбегаю, сюда сбегаю, и руководитель Сергей Руденко говорил, что я сбиваю всем дыхание и мозолю глаза. Я нес в рюкзаке сметану. Во время обеда полбанки съели, а остальное вернули. Как ни строжился предводитель похода, я успевал залезать на кедры, убегал вперед, катался по склонам, а вечером вместо сметаны в банке оказалось масло, то есть я его взбил во время своих пробежек. Тут все расхохотались и простили мои шалости.

Вячеслав понял, что горный туризм — спорт, а спорт — это путь. Быстро образовался костяк, появилась команда, которая выступала на соревнованиях.

— Мать сказала, что в соседнем подъезде живет парень, который тоже ходит с рюкзаком. Мы жили с ним в одном доме, а познакомились в горах. Александр Гончаров занимался альпинизмом. Мы подружились и стали ходить вместе, проводить совместные мероприятия, зарабатывать деньги и ездить на сборы.

Медвежьими тропами

— Когда перестраивали Пудовку, я как раз вернулся из армии. Для тренировки дал круг и уже вечером шел по берегу реки. Остановился, достал сигарету и вдруг увидел след медведя, который на моих глазах заполнялся водой, то есть я буквально шел по его стопам. Стало не до курева, и километра полтора я летел оттуда, как на крыльях. А однажды весной столкнулись с медвежьим семейством нос к носу. Группа туристов на лыжах подходила к перевалу, и надо было свернуть в боковое ущелье, а там оказались медведица с медвежатами. Не сговариваясь, мы развернулась на палках, спустились в зону леса и очень быстро развели два костра.

По профессии слесарь-ремонтник металлургического оборудования, он учился на вакуумщика и работал на титано-магниевом комбинате в отделении дистилляции, где отвечал за состояние вакуумной системы. Окончил Республиканскую школу инструкторов туризма, проявил яркие лидерские качества. В 1990 году Вячеслав вошел в сборную команду горных туристов КазССР, которая прошла маршрут высшей категории сложности и удостоилась бронзовых медалей чемпионата СССР в классе сложных спортивных походов.

— Когда Союз развалился, все искали способ заработать, а я отобрался в сборную Казахстана и сфокусировался на спорте, — говорит Вячеслав. — Тогда мы с братом открыли кооператив, собирали золотой корень, добывали мумие и продавали по всей стране. Когда сбор запретили, мы стали работать в промышленном альпинизме. Группа компаний насчитывала 13 предприятий. У нас были строительное и монтажное управления, снабжение и отдел проектно-техническогообслуживания. Мызанимались высотными покрасками, и нам нужна была эмаль. В 2002 году я открыл новое направление, создал 12 филиалов по всей стране. Мы отработали логистику и продавали лакокрасочные материалы.

Совмещая горы и бизнес

Горовосхождения требовали меньше времени, чем горные походы. Появился коммерческий альпинизм, и Слава вместе с командой университета участвовал в программе «Семь высочайших вершин континентов».

— Взошел на Килиманджаро в Африке, поднялся на Эльбрус в Европе, оттуда улетели на Аляску и сходили на Мак-Кинли. В Южной Америке мы поставили лагеря на Аконкагуа, спустились вниз, а рейнджеры предупредили, что на днях гору закроют по погодным условиям. И мы без отдыха снова вышли наверх. Подходим к своей штурмовой палатке на 6200. Вижу, кто-то здесь уже побывал. Лежит записка, в которой говорилось: «Судя по палатке и набору продуктов, вы русские. Мы тут немного встряли и похарчевались, но за нами не заржавеет. Хабаровск».

Бизнесмен и председатель Федерации альпинизма ВКО В.А. Литвинов ведет общественную работу, берет на себя спонсорские обязательства по организации экспедиций, спонсирует спортивный клуб альпинистов и скалолазов «Ирбис», возглавляет Международный рыболовный клуб «5 баллов».

— В мой рыбацкий клуб входят жители семи государств и 21 города, улыбается Слава. — Однажды я организовал мероприятие в Хабаровском крае. Сидим с рыбаками, беседуем, и я говорю, что пересекались на горе с хабаровскими, что друг друга не видели, но продуктами обменялись. Тут один человек звонит кому-то: «Братец, у тебя долг перед казахами, ты продукты у них занимал». Земля-то круглая, оказывается!

Найти людей в походы 6-й категории сложности сегодня непросто. Маршрут протяженностью более 170 километров предполагает прохождение 12 перевалов и трех вершин. Паспорта перевалов, пройденных впервые, подаются в Международную федерацию спортивного туризма. На основании утвержденного отчета выдают справки о прохождении маршрута, после чего данные включают в «Перечень высокогорных перевалов».

Было белое пятно – теперь его нет.