Водоемы Алматы как угроза здоровью

Опасная кишечная палочка, найденная в алматинском водохранилище Сайран, не бог весть какое открытие. Общеизвестно, что другие водоемы южной столицы оставляют желать лучшего, превращаясь в настоящие болота. Слуги же народа продолжают твердить, что волноваться не о чем.

Водоемы Алматы как угроза здоровью

Концы в реку

Для человека вода — источник жизни и бодрости, и эта связь понятна, ведь организм на 60 процентов состоит из воды. Проснувшись утром, чтобы окончательно пробудиться, мы направляемся в душ — бодрит. Когда же на улице стоит жара, то лучшим спасением от зноя являются вовсе не кондиционеры, а времяпрепровождение у рек и водоемов. Купание помогает моментально сбить избыточную температуру, после чего палящие солнечные лучи уже перестают быть такими невыносимыми, а наоборот, обогащают тело витамином D, даря бронзовый загар. Все это действительно так, и эта схема работает, но лишь в том случае, если у вас есть деньги на турпутевку за границу либо автомобиль, позволяющий выехать на природу. Но такие возможности, увы, есть не у всех.

Казахстан входит в категорию тех стран, где разрыв между богатыми и бедными уже стал настоящей пропастью. И сколько тех, кто не на «золотом» берегу, можно говорить лишь условно. Еще в начале этого года депутат Мажилиса Ерлан Саиров приводил сравнение, в котором указывал, что черта бедности в Казахстане является одной из наиболее низких в мире и находится гдето на уровне Нигерии. Конечно, этот факт имеет больше политическую подоплеку и не позволяет отразить реальный уровень жизни казахстанцев, которым сложно дожить до очередной получки. По озвученным чиновниками данным, в республике наименее обеспеченные 40 процентов населения тратят около 59 процентов своего бюджета на продукты питания. А ведь еще есть и другие потребительские траты... Понятно, что при таких расходах не только покупка, но даже содержание имеющегося автомобиля — неподъемное бремя.

Для этой группы населения поездки за рубеж — фантастика, да и путешествия по стране — роскошь. Единственной возможностью получить свою порцию акварелакса является использование рек и водоемов шаговой доступности. Алматы в этом плане уникальный город. Во всяком случае мог бы быть таким, если бы чиновники научились сохранять в должном состоянии то, что есть на балансе. В предыдущем материале мы уже писали о проблеме главной водной достопримечательности южной столицы — о водохранилище Сайран. Напомним для неалматинцев: это искусственное озеро, созданное в начале 70-х годов на месте карьера, вырытого на одном из участков стока реки Большая Алматинка.

Но некогда популярное место, привлекающее людей не только со всего города, но и со всей агломерации, давно получило дурную славу. В Сайране постоянно находят опасные для человека бактерии, лидером из которых является кишечная палочка (лактоположительная кишечная палочка — ЛКП). Этот сезон также не стал исключением, уровень концентрации ЛКП стал зашкаливать, и в начале прошлого месяца по отмашке департамента санитарно-эпидемиологического контроля города водохранилище вновь полностью спустили.

Этот, к слову, достаточно спорный метод решения проблемы используется на протяжении последних нескольких десятков лет. Да, с одной стороны, шаг выглядит верным, ведь в целом с дисциплиной у многих все далеко не идеально, чему свидетельствуют многочисленные нарушения запрета на купание. Людей не пугают ни штрафы, ни информация о наличии заразы.

Но, с другой стороны, весь объем зараженной воды попросту спускается вниз по течению реки Большая Алматинка, которая проходит через город, пересекает несколько поселков, где образованы искусственные малые озера (в них, кстати, тоже купаются люди и даже ловят рыбу), впадает в реку Каскелен, которая в итоге впадает в водохранилище Капшагай. И даже это не самое главное.

А как же факты?

Спуск зараженной воды в реку не устраняет первопричину, источник той самой пресловутой кишечной палочки. Ранее мы уже упоминали о том, что ЛКП являются основным нормируемым показателем степени фекального загрязнения воды, и понятно, что загрязнение это расположено выше по течению, где потенциально опасных источников невероятно большое количество. С конца 1990-х — начала 2000-х годов активно выдавали разрешения на застройку водоохранных зон в пойме реки Большая Алматинка. Законность таких документов находится под большим сомнением. Дно долины Большой Алматинки от противоселевой плотины до ГЭС-2 было застроено многочисленными кафе, ресторанами, гостиницами и коттеджами.

Подчеркнем, что река, так же, как и ее долина, крайне селеопасна. По ней неоднократно проходили разрушительные селевые потоки, которые доходили до города. Последний катастрофический сель объемом в несколько миллионов кубических метров сошел в 1977 году. Тогда по всей долине реки были снесены мосты, разрушены здания. Были человеческие жертвы. Кстати, именно на селевых отложениях 1977 года и возведены все рестораны и многие коттеджи, которые пользуются у горожан большой популярностью. Но одно дело — сопряженные риски. Другое — как организован вывод отходов из этих многочисленных построек.

За последние два десятка лет специальная комиссия уже не раз проводила рейды, в результате которых выявлялись десятки эпизодов сброса нечистот в реку Большая Алматинка. От чиновников горожане уже не раз слышали заверения о том, что все (!) источники загрязнения выявлены и устранены. Но можно ли верить этим утверждениям? Судя по тому, что в этом году Сайран вновь столкнулся с проблемой заражения, — нет. Причем, как выяснили накануне, проблема заключена не только, а может быть, и не столько в недобросовестных гражданах и бизнесменах, сколько в небрежном исполнении поставленных задач со стороны органов местного управления.

По данным informburo, как минимум один из постоянных источников заражения расположен в Большом Алматинском ущелье примерно в одном километре выше противоселевой плотины. И по иронии судьбы как раз в районе экологического поста.

Там находится канализационный люк, из которого канализационные воды изливаются на поверхность и стекают в ущелье, где расположена река. Тошнотворный запах слышен за десятки метров, а в почве образовались черные, покрытые сизой пленкой заболоченные участки.

По словам героини материала алматинки Элины, это не случайный прорыв канализации, который не успели устранить, а постоянный источник загрязнения, стоки которого годами попадают в воду Большой Алматинки. Первое свое обращение к властям она написала еще в 2019 году, но за три года ничего не изменилось.

«На все мои обращения отвечали, но глобально ничего не сделали. После жалобы канализацию прочищают, и поток останавливается, но ненадолго», — рассказала алматинка.

В свою очередь, в городском управлении энергетики и водоснабжения считают, что никаких проблем с канализационными сетями в БАУ нет.

«Вдоль реки Большая Алматинка проходит городская канализационная сеть, которую сдали в эксплуатацию в 2019 году. Сеть работает в штатном режиме. Сточные воды на поверхность не выходят и в реку не попадают. На сетях своевременно проводят плановые профилактические работы», — ответили в акимате со ссылкой на управление.

Вот и получается, что горожане проблему видят, а те, кто должны — нет.

Что примечательно, после выявления превышения предельного уровня концентрации ЛКП в Сайране забор воды делали и в реке Большая Алматинка, но никаких отклонений не обнаружили.

Быть может, эксперты брали пробы где-то у подножия ледников?

На самом деле локальных точек загрязнения может быть в разы больше, ведь, по данным того же управления энергетики и водоснабжения, вдоль реки расположены 660 жилых строений, 460 из которых к сетям водоотведения не подключены. Помимо этого реку окружают многоквартирные жилые дома, а также ряд малых ИП и крупных компаний — всего 103 юридических лица.

Есть чем гордиться?

Своеобразная слепота чиновников наблюдается и по отношению к другим водоемам, расположенным в черте города. Многим известно озеро Карасу, расположенное в одноименном районе города. Рядом с ним расположен храм, куда в праздник Крещения устремляются тысячи людей. Сейчас пруд выглядит если не ухоженным, то, по крайней мере, не похож на заброшенное место. Однако до 2018 года этот водоем являлся настоящей свалкой для мусора.

Навести там порядок удалось вовсе не благодаря чиновникам, а энтузиазму всего одного неравнодушного человека из числа местных жителей. Сергей Васильев на период обучения покидал страну, а вернувшись в 2015 году, оказался в ужасе от состояния того места, у которого в детстве проводил летние жаркие дни.

Больше трех лет ушло на то, чтобы собрать группу единомышленников, получить небольшой грант от НПО и внести первые видимые изменения. На береговой линии уже нет таких свалок, как в 90-х, однако визуально озеро пока смотрится не столь эстетично из-за большого количества водорослей. Решить эту проблему намерены естественным путем. По задумке инициатора, в будущем туда планируют выпустить белых амуров.

Известно, что эта рыба очень хороша для очистки водоемов от водных растений, с которыми она очень хорошо справляется, за это рыбаки его называют «водной коровой». Удастся ли реализовать все планы — покажет время. Пока активисты увязли в бюрократической тине, которая не позволяет поднять уровень озера до необходимого для зарыбления. Судьба Аэропортовского озера, куда впадает вода из Малой Аматинки, также оставляет желать лучшего. Как сама река, так и озеро также подвержены антропогенному фактору, что негативно сказывается на качестве воды в этой водной артерии. Купаться там категорически запрещено уже не первый год, что, собственно, неудивительно. Ведь за последние 30 лет на озере ни разу не проводили полноценные работы по очистке. Это привело к тому, что в некоторых частях озеро превратилось в настоящее болото.

Некую попытку по благоустройству провели в 2019 году, когда на одном из участков построили прогулочные пешеходные эстакады. Также был возведен маленький мост, соединяющий жилой массив с улицей Бухтарминской. Это, пожалуй, вся работа, которой можно «похвастаться». А ведь и это озеро когда-то было лучшей в районе локацией для купаний.

Любой водоем, особенно если он расположен не за чертой города, а практически в центральной его части, является настоящей драгоценностью, которая дана не многим городам мира. Имея в своем кейсе такой ресурс, его можно сделать настоящим достоянием и визитной карточкой. Однако все алматинские жемчужины все больше погружаются в ил, создавая идеальные условия для развития самых различных инфекций.

А ведь есть и положительные примеры — в заболоченных прудах Ботанического сада когда-то тоже плавали одни головастики и жабы. Сейчас, после реконструкции, люди приходят туда, чтобы полюбоваться императорскими карпами. Что мешает вернуть прежнюю славу более крупным объектам Алматы? Или, быть может, кому-то там, выше по течению, просто выгодно, чтобы тема с «внезапным» заражением озер так и тянулась десятилетиями, но главное — не решалась?

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру