Понятие «электросамокат» наконец-таки прописали в стандарте Казахстана

Теперь уже можно говорить о том, что беспредельная езда на самокате в обозримом будущем уйдет в прошлое.

Понятие «электросамокат» наконец-таки прописали в стандарте Казахстана

Право на скорость — права

Хаотичное и беспорядочное движение электросамокатчиков было проблемной и нерешаемой задачей трафика крупных городов Казахстана на протяжении последних пяти лет. Стоит отметить, что внимание к этому виду транспорта поубавилось после того, как город заполонили скутеристы и мопедисты. Отношение изменилось не из-за того, что электросамокатчики стали ездить прилежнее. Отнюдь, просто новая «каста» водителей (курьеры-мопедисты) принесла еще больше хаоса, за которым последовали аварии и смертельные ДТП.

При этом полицейские после каждого резонансного ДТП с участием этого вида транспорта разводили руками — мол, это электросамокат невозможно классифицировать и они, соответственно, не могут привлечь его владельца к ответственности. Не могут или не хотят? Трактовка вопроса на самом деле спорная, ведь наказание даже для велосипедистов и пешеходов есть, а для «повисших в воздухе» электросамокатчиков его почему-то не находилось. Но лед тронулся, и процесс легализации запущен.

Документ «Самокаты электрические. Технические требования» (СТ РК 3769-2022) подписан 1 июля 2022 года и сразу же вступил в силу. В новом стандарте дано толкование самому понятию «электросамокат». В частности, в нем указывается, что к электросамокатам относятся «электрические транспортные средства индивидуальной мобильности, имеющие два или три колеса, предназначенные для передвижения одного человека посредством использования электродвигателя(ей), не имеющие сиденья, с максимальной конструктивной скоростью не более 25 километров в час».

По части скоростного режима вопросов не возникает, ведь разгоняться еще быстрее на маленьких колесах действительно крайне опасно. Но вот то, что с самокатов решили «срезать» сиденье, — это не понятно.

Для большинства моделей электросамокатов сиденье предусмотрено как аксессуар, который производится на том же заводе, что и сам самокат. Чем помешали эти дополнения? Нельзя сказать, что в Казахстане такой тюнинг пользуется большим спросом. В большинстве своем сиденье устанавливают люди зрелые, то есть те водители, которые априори ездят не быстро и стараются не нарушать ПДД.

Также в документе сказано, что электросамокаты, разгоняющиеся выше 25 километров в час, согласно новому стандарту, подчиняются уже техрегламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» и относятся к категории L. По сути, это целая группа, в которой есть семь подгрупп, позволяющая их выделить отдельно и раздробить дополнительно. Но для чего — опять не понятно. Ведь эта группа не имеет ничего общего с категорией водительского удостоверения. Видимо, заготовка на будущее.

В свою очередь, для управления электросамокатами, разгоняющимися свыше 50 километров в час, нужны водительские права категории А1, как на мопед. И это, несомненно, радует, поскольку все чаще в автомобильном потоке начали попадаться «камикадзе», которые разгоняются на электросамокате и до 80 километров в час. Да, такие водители, как правило, используют экипировку, как минимум, шлем и перчатки, но в случае падения эти средства защиты вряд ли спасут при движении на столь большой скорости. Дело в том, что даже самые мощные модели электросамокатов оборудованы маленькими колесами диаметром около 13 дюймов (примерно 33 сантиметра). То есть в случае если под колесо попадет какой-то крупный камень или на пути встретится серьезная выбоина, удержать электросамокат на ходу будет крайне сложно.

Вдвоем «тесно»

В опубликованном документе четко прописаны и технические требования к электросамокатам. В частности, они должны быть оснащены электродвигателем(и), батареей напряжением не более 100 вольт постоянного тока, зарядным устройством на напряжение не более 240 вольт переменного тока. То есть под этот пункт подпадают практически все модели электросамокатов — от самых простых до сверхмощных, способных разгоняться до скорости 100 километров в час.

Должны иметь деку, руль, два или три колеса, устройства освещения (фара спереди и фонарь сзади), сигнал, тормозную систему, органы управления. То есть в теории, если какого-то из пунктов не окажется, то эксплуатировать такое средство нельзя. Конечно, на электросамокате без руля вряд ли кто-то будет кататься — на таком далеко не уедешь. Но вот в случае, если перегорит лампочка стоп-сигнала или будет отсутствовать основной свет, это может послужить поводом для претензий.

В документе также говорится, что электросамокаты, имеющие возможность движения задним ходом, должны быть оборудованы устройством, ограничивающим скорость до шести километров в час при движении задним ходом. В это время также должен включаться слышимый звуковой сигнал. Чем продиктовано это обязательство, не понятно. Опцией звукового сигнала, как правило, оборудуют только крупные и легкие грузовые машины. Даже на легковых авто и мотоциклах такие условия не предусмотрены.

Что касается допусков к управлению, то здесь авторы документа всю ответственность возложили на производителей.

«Максимальный вес водителя, максимальный и, если применимо, минимальный рост водителя, а также максимальный и/ или минимальный возраст водителя должны указываться в сопроводительной документации», — говорится в стандарте. Каком именно, не указывается. По всей видимости, речь об аннотации, которая в большинстве случаев идет на китайском или, в лучшем случае, на английском языках.

Зато четко прописан запрет на перевозку пассажиров, буксировку других транспортных средств (в том числе электросамокаты, прицепы, полуприцепы), перевозку грузов. С ростом популярности кикшеринга парные катания стали просто каким-то трендом. В большинстве своем дуэтами на одном самокате катаются молодые пары. Понятно, что в подростковом возрасте гормоны начинают зашкаливать, а такие условно безобидные поездки позволяют сблизиться. Но здесь нужно опираться не на чувства, а на логику и трезвый ум. Не раз такие парочки создавали аварийные ситуации, когда управляющий электросамокатом парень увлекался беседой с девушкой, не обращал внимания на смену света светофора на красный.

Есть в рейтинге Казнета и «герои» из числа взрослых. Титул самого безответственного родителя занял один папаша, который, двигаясь на электросамокате по улицам Алматы, поставил одного ребенка на деку, фактически зажав его между ног, а второго посадил себе на шею. Цирковое шоу, не меньше. Только вот закончиться такой «аттракцион» мог совсем не аплодисментами.

Нарушением условий перевозки грешат и сами сотрудники, предоставляющие кикшеринг. В городе достаточно часто можно увидеть, как один человек везет пять-семь электросамокатов, сложенных веером. Понятно, что таким образом они экономят время на сбор разбросанных по разным точкам разряженных электросамокатов. Но впредь эту практику придется пересмотреть.

А как же контроль?

В стандарте отдельно сказано, что не допускается осуществлять модификацию каких-либо узлов электросамоката в целях увеличения максимальной скорости либо снятия установленного ограничения максимальной скорости. Тут все логично. Хочешь ехать быстрее — сдавай на категорию, получай права, и можно смело катить на все четыре стороны с любой разумной скоростью. Кстати, стандарт не распространяется на электрические средства передвижения с системой самобалансирования, такие как моноколеса, гироскутеры с рукояткой управления или без нее, устройства, а также классифицируемые в качестве игрушек для детей. Кем тот же электросамокат должен классифицироваться как «детский», непонятно. Например, в Европе все прописано четко и однозначно: к детским относятся те, скорость которых не превышает шесть километров в час. У нас же, видимо, подразумевается, что категория должна быть прописана изготовителем.

Следующим шагом на пути вывода электросамокатчиков из тени беззакония станут изменения в ПДД и Адмкодексе РК. И здесь хочется верить в то, что такой шаг будет сделан этим летом, а не к следующему сезону, ведь только с начала этого года в стране произошло более 40 аварий с участием электросамокатов, одна из которых со смертельным исходом.

По-прежнему остается открытым главный вопрос: «Кто будет следить за порядком?». Будут ли представители власти уделять электросамокатчикам такое же пристальное внимание, как в случае с автомобилистами, или все останется, как и было. Повод предполагать, что все может остаться только на бумаге, есть, поскольку сейчас ничего не сказано об идентификации электросамоката и его владельца. Именно невозможность определить человека и дает ложное чувство безнаказанности.

«МК» уже не раз писал о том, как этот вопрос решен в Европе, где на электросамокате запрещено перемещаться до тех пор, пока его владелец не получит номер, клеящийся на брызговик заднего колеса. К слову, на большинстве современных самокатов под эти самые номера есть специальные площадки. Однако в опубликованном стандарте мы нашли лишь рекомендацию (!) в разделе «Маркировка и информация об изделии», где авторы советуют использовать идентификационный номер в соответствии с п.9, который отсылает к стандарту ISO 3779:2009 «Транспорт дорожный. Идентификационный номер автомобилей (VIN). Тот самый вин-код, который не на всех автомобилях присутствует, не говоря уже о средствах передвижения, которые только-только идентифицировали как электросамокаты.

В целом же будем верить, что в обозримом будущем в Казахстане станет, как в Европе, где уже давно полиция не просто следит за электросамокатчиками, а на глаз может определить транспортное средство, мощность и скоростные показатели которого превышают установленные нормы. Для этого они даже укомплектованы специальными докстанциями, которые позволяют тут же, на месте, проверить скоростные характеристики самокатов. Внедрена такая практика неслучайно. Дело в том, что есть мастера тюнинга, которые повышают мощность самокатов путем перепрошивки системы (кстати, этим грешат и казахстанские любители электросамокатов). То есть визуально это может быть модель, которая с завода, делает максимальные 25 километров в час, а после доработки может ехать все 30-35.

В целом вопрос контроля за электросамокатчиками уже давно и детально проработан. Достаточно взять опыт развитых стран и внедрить его у нас.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру