Искусство написания Алены Веселовой: художник, дизайнер, арт-директор

О традициях и реалиях нового времени для газетных изданий говорим с Аленой Веселовой — арт-директором республиканской общественно-политической газеты «НП».

Искусство написания Алены Веселовой: художник, дизайнер, арт-директор

Что выделяет «НП» и кто стоит за «картинкой»?

Газета «Новое поколение» на протяжении практически всего существования имеет свой индивидуальный визуальный стиль. Из многих аспектов его существования значительную роль играет творческая работа арт-директора газеты, или, скажем иначе, визуального редактора, несущего ответственность за единый стиль, на основе которого выстраивается подача всего огромного потока разнообразных информационных материалов. «НП» давно закрепило за собой узнаваемость, издание отличается от других собственным визуальным концептуальным стилем, его четкостью и лаконичностью, традиционным масштабным форматом газеты, эксклюзивностью подачи смыслового информационного наполнения. Возвращаясь к визуализации, можно отметить, что на каждой первой полосе газеты всегда по центру расположен авторский дигитальный (цифровой) коллаж. Собирает его и создает как самостоятельное произведение искусства Алена Веселова. Более 21 года Алена Васильевна занимается в «НП» изданием эксклюзивного продукта, сопровождающего основной журналистский материал практически каждого номера газеты. Как правило, такая подача информации мгновенно привлекает внимание читателя к важной теме, поднимаемой в конкретном номере выпуска.

Зарисовка о художнике

Алена Васильевна Веселова — дизайнер, художник — родилась в Алматы в семье ученых. Ее отец — академик Василий Васильевич Веселов — был директором института гидрогеологии, и сегодня одна из улиц Алматы носит его имя. Мама Алены Васильевны — Лариса Константиновна Веселова — профессор КазНУ имени аль-Фараби. Долгое время она возглавляла кафедру геоморфологии, и сегодня в свои 86 лет до сих пор преподает в родном вузе. В этом году Ларисе Константиновне вручили награду в честь 50-летия ее научной и преподавательской деятельности в университете.

Алена Веселова является членом Союза дизайнеров РК, имеет множество наград и дипломов как участник групповых и персональных выставок. Одна из ее выставок в 2019 году состоялась в главном музее страны — в Государственном музее искусств имени А. Кастеева. Кураторами экспозиции выступили известные в стране кураторы Анжелика Акилбекова и Ольга Батурина. Помимо республиканских и международных выставок Алена принимает участие в создании государственных проектов. Так, она награждена дипломом конкурса создания графического изображения тенге.

Сегодня в Нур-Султане на территории EXPO находится ее инсталляция под названием «Стая взлетающих фламинго», а в южной столице на пересечении улиц Толе би и Абылай хана расположен ее авторский объект с монетой, выполненный к 1000-летию Алматы.

Жизнь в городе и редакции

— Вся моя жизнь проходит в моем любимом городе Алматы, и многие свои работы я посвящаю ему. (Даже в коридорах редакции «НП» можно увидеть работы Алены, посвященные теме дорогого для нее города. — Прим. автора.) А в «НП» я попала больше 21 года назад. Мой приход в редакцию изначально требовал создания рекламы. Тогда, в начале нулевых годов, это был период интенсивного становления бизнеса в Казахстане, и я вспоминаю, как мы делали первые роскошные макеты для «Французского Дома», «Астана моторс» и других компаний. Уже через семь месяцев мой статус в редакции повысился, меня перевели из дизайнера в арт-директора, и я благодарна судьбе, что «НП» дало мне возможность превратить рекламу у нас в государстве не просто в объявления, а в дизайнерские проекты. Я очень четко понимаю разницу между дизайнером и художником, когда дизайн всегда вторичен, что не умаляет его достоинств, но как без архитектора не построить здания, так без ясного концепта художника не осуществить идею дизайнеру. Так, Дмитрий Гутов, российский историк искусства и художник, отмечает, что дизайн всегда направлен на облегчение восприятия информации, на умиротворение, тогда как художнику важнее вложить в свою работу внутренний конфликт, напряжение. Словом, если дизайнер гармонизирует пространство, художник его будоражит, провоцирует. Это внутреннее ощущение побудило совмещать в своем творчестве две личности и два стремления — быть и художником, и дизайнером. Во-первых, мы разработали дизайн-макет «НП», который практически не изменился до настоящего времени, потому что в нем была заложена очень концептуальная идея. Газета — это бесконечная смена информации, и в ней должен быть тот каркас, который держит ее, не позволяя расплескиваться по воздуху. Этим каркасом и является четкий макет газеты, в котором узаконено, где должны располагаться основные материалы на полосе, где новостные, где подвальные и так далее. И потому помимо устойчивых основных редакционных направлений у издания есть и стабильная структура на ее визуальном уровне. Фактически, как арт-редактор, я корректирую то, что делают дизайнеры и верстальщики для того, чтобы держать единый стиль газеты, позволяя читателю легко воспринимать информацию. Я очень благодарна руководству и учредителям издания, которые дают мне возможность создавать для читателя качественный продукт, позволяющий легко ориентировать его в информационном потоке.

Каждый номер — эксклюзивное оформление

— Получилось так, что следующий этап моей деятельности в редакции расширил дизайн издания, дополнив его иллюстрированием. Практически все номера издания сопровождаются моими дигитальными коллажами для первой полосы. Что представляет собой иллюстрация для первой газетной полосы? Это прежде всего концентрированная визуальная подача проблем и тем, затронутых в журналистских материалах, но не дублирование текста, а его новое осмысление. Мне всегда лестно слышать от журналистов, коллег и читателей, что мои иллюстрации позволяют мгновенно схватывать суть публикации еще до ее прочтения. Такой комплимент дорогого стоит. На самом деле до 80 процентов информации мы считываем не вербально, а первым взглядом.

Газеты, как и театр, всегда будут актуальны

— Мы говорили о том, что начало деятельности газеты совпало с развитием государства, его экономики, становлением нового бизнеса в стране. Сегодня, после 30 лет независимости, развитие нашей страны входит в новые реалии. Изменилась и действительность для самой информационной сферы. Все уходят на сайты в интернет, но печатный вариант газеты при этом не теряет своей актуальности. Редакция изданий, как структура, производящая продукт, а информация сегодня стала товаром, и этому являются актуальнейшим подтверждением те информационные войны, которые сегодня ведутся в мире, является тем фильтром, тем компасом, так необходимым читателю, чтобы достойно существовать в огромном океане информации. Многие сегодня понимают, как важна и необходима качественная информация, проверенная, проанализированная профессиональными журналистами и редакторами, объединенными в редакцию, будь то традиционная бумажная или интернет-версия издания.

Сегодня, когда газеты выходят в интернет-пространство, они должны сохранять и свою оригинальную бумажную версию. Когда-то мой отец, всегда занимавшийся наукой и оставивший большое количество авторских монографий, научил меня ценить и хранить все изданное и написанное. Он всегда подчеркивал, что мир материален и любая информация материализуется, действует и живет, когда к ней можно прикоснуться руками, когда ее можно найти и увидеть собственными глазами. У меня с 2001 года хранятся все печатные выпуски газеты «НП». Таким образом, я могу в любой момент взять в руки и посмотреть, что мы издавали, что я сделала сама. Сайт в этом отношении не стабилен. Словом, то, что написано пером, как известно, не вырубить топором. Печатная версия есть та самая материализация продукта, созданного руками и интеллектом человека. Печатное издание — это архив, это закон и это стратегический государственный документ, созданный на основе юридических законов и права. Это устойчивый и гарантированный в своем качестве фолиант, важный не только для читателей, авторов, редакторов, издателей, но и для истории, бизнеса, рекламодателей, науки, государственных институтов. Исходя из реалий времени, возможно, и необходимо сократить тираж печати бумажной версии газеты, и, по моему мнению, допустимый оставляемый тираж еще требовательнее изучить, согласовать с учредителями, учитывая их потребности наряду с читателями, традиционно привыкшими к бумажной версии газет. Еще один важный акцент, мне кажется, важно поставить на актуальность образования и культуры. Мы имеем возможность и ресурс поддерживать и развивать эту тенденцию как общественно-политическая газета. Для этого нам необходимо чаще выходить с открытыми дискуссиями, мнениями экспертов в области культуры, искусства, образования, создавая платформу обсуждений и оппонирования мнений. Возможно, стоит создать сеть экспертных мнений по культурным событиям страны и мира. Экспертами могут быть художники, кураторы, преподаватели и другие творческие специалисты. Привлекая специалистов в области культуры в наше издание, мы получим мощный рывок в своем развитии и обеспечим читателя многосторонней подачей материалов. На мой взгляд, необходимо собрать полный банк учреждений культуры (театры, музеи, галереи и прочее) и взаимодействовать с ними не точечно, а на постоянной временной основе. Развить музейное направление в нашем отделе «Культура» на фоне общегосударственного запроса и расширения туристического направления Казахстана.

Если резюмировать нашу беседу с Аленой Веселовой, можно сказать, что редакция «НП» — это профессиональная команда ярких и серьезных специалистов, чей ум и таланты позволяют создавать интересный, оригинальный, актуальный и важный информационный продукт. А что касается традиций, то ярче всего классику жанра несут в этот мир итальянцы. Они сохранили аристократичную культуру выпивать свой утренний кофе, внимательно изучая при этом свежие новости из газеты. Здесь что в больших городах, что в маленьких деревнях уже в шесть утра в кофейне будут сидеть мужчины в белоснежных рубашках, курить сигары, медленно попивать капуччино, со смаком листая еще пахнущую типографской краской газету.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру