Грозит ли нашей планете перенаселение?

К 15 ноября 2022 года число жителей планеты достигнет 8 миллиардов человек, а в будущем году Индия станет самой густонаселенной страной мира. Такой прогноз содержится в отчете ООН, опубликованном во Всемирный день народонаселения.

Грозит ли нашей планете перенаселение?

Новая реальность

Согласно опубликованному докладу ООН, приуроченному ко Всемирному дню народонаселения, в 2023 году произойдет знаковое событие: впервые за всю историю Китай уступит Индии пальму первенства по количеству населения. По данным на сегодня, в КНР проживают 1,455 миллиарда человек (18,19 процента населения планеты), тогда как в Индии — 1,417 миллиарда (17,72 процента от населения Земли).

Еще в 2000 году в Индии жили 1,053 миллиарда человек, а в КНР — 1,262 миллиарда. Но за два десятилетия Индия смогла нагнать КНР, поскольку власти Китая с 1979 по 2016 год проводили для титульного населения политику «одна семья — один ребенок». С 2016 года ограничения были ослаблены, семьям разрешили заводить второго и третьего ребенка, но пока ситуацию это не изменило. В то же время в Индии политика планирования семьи проводилась менее последовательно, по этой причине, несмотря на все усилия властей, население субконтинента росло практически неконтролируемо.

Впрочем, по прогнозам ООН, Китай, который вошел во все учебники как пример страны с самым быстрорастущим населением, выбывает из гонки. В период до 2050 года более половины населения планеты окажется сосредоточено в восьми странах: Демократическая Республика Конго (ДРК), Египет, Индия, Нигерия, Пакистан, Танзания, Филиппины и Эфиопия. И на протяжении ближайших 80 лет станет набирать обороты Африка — она и будет главным драйвером роста населения Земли до 2100 года.

Особняком стоят США, которые по уровню социально-экономического развития занимают лидирующие позиции, имея при этом модель многодетной семьи, более типичную для слаборазвитых стран.

Учитывая, что в современном мире национальные границы (в первую очередь экономические) становятся все более прозрачными, полтора миллиарда полуголодных людей не сулят сытой жизни и жителям других стран. Миграционные кризисы, с которыми сегодня сталкиваются Европа и США, покажутся легкой разминкой, если нищета отправит к ним жителей развивающихся стран.

Темпы прироста населения Земли за счет не самых богатых стран давно пугают демографов и политиков, и последний доклад ООН, кажется, эти страхи подтверждает. Эксперты Организации Объединенных Наций указывают, что корнем едва ли не всех социально-экономических бед стран третьего мира является бесконтрольная рождаемость. По расчетам специалистов, на восьмимиллиардном ребенке рост населения Земли не остановится. Согласно прогнозу ООН, население в мире достигнет 8,5 миллиарда человек к 2030 году, 9,7 миллиарда — к 2050-му и 11,2 миллиарда — к 2100 году.

Иными словами, перенаселение — уже не прогноз футурологов, а новая реальность. Почему оно происходит, стоит ли его бояться и как с этим жить? Попробуем разобраться.

Больше — не значит лучше

Час-пик в метро, очередь на кассе в супермаркете, пробки на дорогах — все это хоть раз, но заставляло каждого задуматься — почему нас так много? Этим же вопросом люди задавались и в III веке нашей эры, когда население земного шара едва достигало 300 миллионов человек. Тогда богослов и писатель Тертуллиан, размышляя о проблемах народонаселения, писал: «Наше население столь огромно, что Земля едва сможет нас выдержать». В наше время население планеты увеличивается более чем на 90 миллионов человек в год.

На Земле никогда не жило так много людей, как сегодня, и на это были свои естественные причины. До этого регулятором численности населения выступали эпидемии, голод и войны. Смертность была настолько высока, что превышала высокую, по нынешним меркам, рождаемость — иметь одного ребенка было экономически невыгодно, поэтому семьи были многодетными. К тому же высокий риск детской смертности побуждал к рождению «запасных» детей — даже в середине XIX века в наиболее продвинутых европейских странах 150–250 новорожденных из каждой тысячи умирали, не дожив до года. Ко всему прочему добавлялись отсутствие правил личной гигиены, низкий уровень медицины, нехватка врачей или дороговизна обращения к ним.

Превосходство смерти над новой жизнью воспринималось как естественный процесс, который невозможно изменить. По иронии судьбы, именно в 1798 году английский врач Эдвард Дженнер опубликовал исследование о прививке коровьей оспы, которое стало первым серьезным шагом в борьбе за снижение смертности.

К 1804 году население планеты впервые достигло 1 миллиарда человек. Сто двадцать три года понадобилось человечеству, чтобы удвоиться — в 1927 году на Земле проживали 2 миллиарда людей. Через 33 года население достигло 3 миллиардов, а спустя еще 14 лет — 4 миллиардов. Каждый новый миллиард давался планете все проще и быстрее. Развитие науки, медицины, изобретение первого антибиотика, общее улучшение условий жизни — все это позволило изменить так называемую «эпидемиологическую модель смертности» и, несмотря на войны, увеличить продолжительность жизни. Именно это накануне появления четырехмиллиардного жителя планеты заставило ученых задуматься, к чему же в конечном счете приведет увеличение численности населения и есть ли у планеты предел «заполняемости»?

Прогнозы ученых были неутешительными: если темпы индустриализации, загрязнения окружающей среды, использования ресурсов останутся прежними, то человеческую популяцию ждет катастрофический обвал — своих пределов роста цивилизация достигнет всего за 100 лет. Далее людей ждет снижение уровня жизни вплоть до борьбы за продовольствие. Количество производимых продуктов не сможет увеличиться так же быстро, ведь ресурсы планеты ограничены...

Несмотря на эти опасения, производство белковой пищи и зерновых уже растет в соответствии с ростом населения. Однако, согласно докладу ЮНЕСКО, к 2030 году человечество может столкнуться с дефицитом пресной воды, а на опреснение морской воды нужно будет тратить до 200 миллиардов долларов каждый год.

При этом проблема жизнеобеспечения людей далеко не единственная. По мнению ученых, в борьбе за ресурсы человека поджидают не менее серьезные угрозы — возникшие социальные проблемы в обществе. Безработица, сильное социальное расслоение, войны — так может повлиять на человечество возросшая конкуренция. Планета не сможет больше содержать не только людей, но и животный мир. Фактически с ростом населения придет и рост количества населенных пунктов: человек будет подчинять себе все новые и новые территории в поисках богатых ресурсами районов. Последствия очевидны — человек вытеснит с планеты все живое, чтобы освободить для себя место. Вымирание одних видов животных приведет к вымиранию других, согласно биологической цепочке. Нужно понимать, и само человечество — часть этой цепи.

Единственным методом решения этой проблемы ученые, да и правительства разных стран видят контроль рождаемости со стороны государства. Только пока одни страны нацелены на сокращение численности населения, другие — наоборот, сосредоточены на его росте.

Строгий демографический режим

Проблема перенаселения тесно граничит с проблемой контроля рождаемости, точнее с разнообразными попытками ее решения. В некоторых странах, таких как Китай, до недавнего времени рождаемость контролировали жесткими методами — один ребенок на семью. Главную задачу — замедление темпов роста населения Китая — «правило одного ребенка» выполнили. Оно, утверждают в Пекине, не позволило за четыре десятилетия появиться на свет как минимум 400 миллионам новых китайцев и предотвратило проблемы с продовольствием и ресурсами.

Китай сейчас — вторая экономика планеты. Поднебесная стремительно догоняет Соединенные Штаты, а по ряду важных показателей уже их превзошла. Однако, снижая уровень рождаемости, Пекин явно перестарался. Власти опасаются, что стареющая и сокращающаяся рабочая сила еще больше замедлит развитие экономики, а гендерный дисбаланс, еще одна большая проблема китайского общества, которую обострило планирование семьи, приведет к росту социальной нестабильности. Как стимулировать китайцев рожать больше, в Китае еще не придумали.

В других же странах рождаемость пытаются контролировать другими методами. Например, запретом абортов. Так, в 1960-х годах под руководством румынского диктатора Николая Чаушеску Румыния была превращена в «машину по производству детей». Сделано это было без согласия населения. Были запрещены аборты и противозачаточные средства, введен налог на бездетность (20 процентов от оклада), который взимался со всех граждан, достигших 25 лет и не имеющих детей. Последствием этих мер явилось увеличение криминальных абортов. По мнению экспертов, в то время погибло около 10 тысяч женщин.

В Катаре также строгие законы. Там даже употребление алкоголя чревато публичной поркой. Поэтому, согласно законам страны, любой, у кого есть ребенок вне брака, может попасть в тюрьму на срок до одного года. Это относится и к иностранцам тоже. Около 100 женщин-эмигранток, оказавшихся без мужей, рожают прямо в тюрьмах. Избежать этой участи невозможно, так как в стране также запрещены аборты. Чего таким образом желает добиться страна — неизвестно.

В 2014 году рождаемость в Японии упала до рекордно низкого уровня. Поскольку к 2050-му общая численность населения, как ожидается, упадет на 30 миллионов человек, страна находится в состоянии полномасштабного кризиса рождаемости. Весной 2014 года Правительство решило выступить с программой поощрения, на которую выделили 30 миллионов долларов. Были созданы даже официальные агентства знакомств, чтобы молодые люди вступали в брак и рожали детей.

Япония, Тайвань, Сингапур — страны, страдающие от низкого уровня рождаемости, также решили действовать методом «пряника». Напуганные мыслью о бездетном будущем, правительства этих стран санкционировали расходы в размере 1,5 миллиарда долларов на меры по поощрению рождаемости — для молодых семей активно ведется строительство одно- и двухкомнатных квартир.

Таким образом, в некоторых государствах к стимулированию рождаемости пытаются подходить более мягко. Но не всегда, стоит признать, это помогает. В странах, где запрещены аборты, люди ищут способы рожать меньше и более осознанно подходят к методам контрацепции. В государствах, где супружеские пары стимулируют квартирами, это тоже не всегда помогает. Потому что карьера и личные достижения для многих молодых людей сегодня приоритетнее создания семьи.

Но ученые не бьют по этому поводу тревогу. Напротив, демографы считают, что первоочередная проблема в наши дни — это нагрузка на общество и экономику детьми и молодежью, а отнюдь не стариками. Бэби-бум, который случился в XX веке, выглядел более устрашающе, чем нынешняя ситуация, когда наблюдается перевес в сторону пожилых людей. Советский Союз сталкивался с этой проблемой в 1926 году, когда в его очень молодом населении на 1000 взрослых в возрасте 20–59 лет приходилось всего 156 человек старше 60 лет. Молодежь нужно было активно учить и трудоустраивать, что негативно сказывалось на экономике государства, в которой было мало представителей старшего поколения. Сегодня же приток молодых людей в экономику не очень развитых стран чреват дополнительными потрясениями: прежде чем привлекать новую рабочую силу, нужно подготовить необходимое количество рабочих мест. Возможно, тогда увеличение рождаемости оправдается без страха за планету.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру