В зоне риска
Рост заболеваний продолжается: 2661 казахстанцев заболели коронавирусом за сутки. Такие заголовки особенно часто сейчас мелькают в новостных лентах. Как предупреждают представители здравоохранения, если заболеваемость продолжит расти в том же темпе, то у объектов бизнеса, туризма и в том числе образования есть все шансы снова уйти на удаленку, а учитывая предыдущие методы борьбы с «короной», кажется, в стране пока не придумали ничего лучше ухода на дистанционное обучение.
На днях по этому поводу в интервью Zakon.kz высказался Министр просвещения Асхат Аймагамбетов:
— Вероятность всегда есть, но моя позиция в том, что дистанционно обучаться мы не должны. Несмотря на высокий рост заболеваемости в прошлом году, в школах больших вспышек не было. Те дети, которые учились в школе, заболевали гораздо меньше, чем те, кто учился дистанционно. Потому что в школе больше порядка, дисциплины.
Также глава Минпросвещения добавил, что школа должна закрываться последней и открываться первой. А когда рынки и магазины работают, а школа закрывается, это неправильно. Но именно так и было во время самых жестких локдаунов в стране. По мнению экспертов, очередного ухода в онлайн казахстанское образование может не пережить.
Ниже плинтуса?
Система образования в Казахстане сталкивалась с вызовами еще до начала пандемии. До вспышки COVID-19 6 из 10 учащихся в Казахстане были функционально неграмотными.
Функциональная грамотность — это не то же самое, что обычная грамотность. Грамотные учащиеся вполне могут запомнить большинство столиц мира или выучить наизусть периодическую таблицу Менделеева. Однако они не могут применить полученные знания на практике, чтобы работать на профессиональном уровне.
Недавние оценки Всемирного банка по Казахстану также показывают, что в результате пандемии показатели обучения снизились на восемь баллов по шкале PISA. PISA — это Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся, в рамках которой оцениваются навыки по математике, чтению и естественным наукам среди 15-летних подростков (выбор именно этой возрастной категории мотивируется тем, что в подавляющем большинстве стран к 15 годам заканчивается обязательное обучение в школе).
Впервые Казахстан участвовал в PISA в 2009-м — и с того момента наши школьники неизменно набирали меньше баллов по каждой из трех дисциплин, чем их ровесники из подавляющего большинства стран-участниц. Схожие результаты обычно показывают ребята из Аргентины, Албании, Чили и Иордании. Среди причин низких показателей, как правило, системные проблемы: от неудачных реформ системы образования до отсутствия обеспечения равных возможностей для учебы.
Казахстанский дебют 2009 года показал, что нашему образованию еще далеко до мировых стандартов. Тогда в тестировании приняли участие 5,5 тысячи наших учеников — 3,1 тысячи из казахскоязычных школ и 2,3 тысячи из русскоязычных. В качестве основной дисциплины PISA была определена читательская грамотность.
Средний балл казахстанских участников составил всего 390 (из 1000 возможных) — ниже оказались только Катар, Панама, Перу, Азербайджан и Киргизия. С самыми сложными заданиями справилось лишь 0,4 процента учеников, что согласно методике PISA говорит о том, что подавляющее их большинство не имеют должных навыков логического мышления, умения оценивать незнакомый текст, находить, извлекать и интерпретировать необходимую информацию.
Тест по математической грамотности в 2009-м учащихся из Казахстана также оказался значимо ниже среднего балла по странам ОЭСР — 405 против 496. Выяснилось, что 30 процентов наших учеников не имеют знаний для решения самых элементарных математических заданий.
Результат казахстанцев в естествознании был ниже среднего балла по странам ОЭСР — 400 против 501. Если в государствах ОЭСР 82,1 процента учеников могли делать краткие утверждения, используя факты, и принимать решения на основе естественно-научных знаний, то в Казахстане таковых обнаружилось лишь 27,1 процента.
Перед пандемией в 2018 году казахстанские учащиеся также сдали тест PISA. При этом наши ученики впервые показали общее снижение уровня грамотности: по математике набрали 423 балла, по естествознанию
— 397, по читательской грамотности — 387. Пояснения такие: подавляющее большинство учащихся справилось только с первым-вторым уровнем сложности, где требуются минимальные познания.
В 2020 году Казахстан в четвертый раз принял участие в международной программе по оценке образовательных достижений обучающихся PISA. Результаты оказались ниже показателей предыдущих лет. Разница между PISA-2015 и PISA-2018 составила по математике — 37 баллов, по естествознанию — 59 и по читательской грамотности — 40 баллов. Так, с 2018 года по всем трем направлениям функциональная грамотность казахстанских учащихся пошла на спад. К примеру, по математике результаты 2018 года были выше только показателей 2009-го. В отличие от математики по естествознанию и читательской грамотности казахстанские школьники набрали баллы ниже, чем за все годы участия в исследовании.
По мнению экспертов, вероятнее всего, удаленка, неожиданно свалившаяся на казахстанских школьников, добавила дополнительного дегтя в и так уже пошатнувшуюся систему образования. Это можно проследить и по ежегодным результатам ЕНТ.
В Министерстве просвещения РК результаты этого года с оговорками признали удовлетворительными. Несмотря на то, что в этом году ЕНТ не сдали 33 процента учащихся, а в прошлом году — 39 процентов, оснований для оптимизма нет.
Если прежде основное ЕНТ проводили один раз в год, то теперь абитуриентам предоставили две попытки, и 80 процентов от общего их числа воспользовались такой возможностью, чтобы улучшить свои результаты. А чем больше попыток, тем легче преодолеть порог. Наверное, новшество само по себе правильное, позволяющее минимизировать стресс, которому подвергаются выпускники, но при сравнении с итогами 2021-го этот фактор нужно учитывать.
Помимо этого, как сообщили в Национальном центре тестирования, средний балл, набранный участниками ЕНТ-2022, составил 66. А год назад он был выше — 69,08. Выходит, уровень знаний среднестатистического казахстанского абитуриента упал.
Что произошло за год? Вероятно, новое руководство Министерства образования и науки во избежание чрезмерного наплыва абитуриентов в вузы и обесценивания высшего образования инициировало полную замену тестовых заданий, усложнив их. Вероятно, уровень знаний казахстанских школьников подкосила удаленка. Ведь не все могут придерживаться требований дисциплины вдали от педагогических глаз...
Забыть о ковиде?
Справедливости ради стоит отметить, что во время пандемии пострадало не только казахстанское образование.
Закрытие школ из-за ковида в большинстве стран мира затронуло более 70 процентов учащихся. Но ситуацию за рубежом усложнило то, что половина из них не имела доступа к домашнему компьютеру, а 43 процента не имеют домашнего интернета. Учитывая эти факты, правительства стран решили: провалы в образовании для детей страшнее, чем COVID-19, ведь отсутствие должного образования обнажает куда более глобальные проблемы. К примеру, социальное неравенство: в Испании 15 процентов школьников просто не имели технической возможности заниматься онлайн. А в более бедных странах, например Индии, этот процент выше — там доступа к дистанционке не имеет больше половины школьников. По этой причине во многих странах изловчились организовывать «безопасные» офлайн-уроки.
К примеру, в Японии все, даже младшие школьники, должны носить маски на уроках. Исключение — только для физкультуры. Родители каждый день заполняют подробные анкеты о здоровье детей. Подобная ситуация в Германии — с поправкой на то, что учителя могут вести урок без маски, если помещение позволяет им соблюсти социальную дистанцию в полтора метра.
В Испании, больше всего пострадавшей от коронавируса в Европе, всех учащихся старше шести лет обязали носить маски и мыть руки не меньше пяти раз в день. При этом, по словам родителей, в некоторых школах весь класс организованно ведут мыть руки.
В Италии правила достаточно мягкие: учащихся просят соблюдать дистанцию в один метр. Маски ни для учеников, ни для учителей не обязательны. Измерять температуру ребенку до занятий должны родители. Зато в Италии предложили интересную меру — одноместные парты.
В Великобритании маски на переменах рекомендуют носить детям старше 11 лет. При этом рекомендуется реже выходить в коридор: в некоторых школах все уроки теперь проходят в одном помещении. Общение с другими классами не приветствуется.
Самый радикальный способ защиты учеников от коронавируса придумали в одной из школ Таиланда. Каждое место за партой с трех сторон защищено прозрачным пластиковым боксом. При этом такой защитный колпак не отменяет обязательного ношения масок. Для младших школьников такие же боксы поставили для игр: хочешь повеселиться — соблюдай дистанцию.
В индийском Кашмире и вовсе решили подойти к школьным занятиям оригинально: их проводят на открытом воздухе. Единственный недостаток — в случае непогоды занятия могут отменить.
Как можно проследить из этих примеров, как таковых единых правил для работы школ в период пандемии нет — каждое государство разрабатывает свои. Но в основном они похожи: школьников просят соблюдать дистанцию в полтора метра, регулярно мыть руки. Помещения должны регулярно проветриваться, классы не должны пересекаться.
Пока сложно понять, какие меры действительно работают, а какие нет. Что из перечисленного приживется в Казахстане — пока не ясно. Но исходя из нашего опыта уже понятно, что удаленный формат обучения нашим учащимся не подходит...