Тропами Алматинского заповедника, или невероятные рассказы очевидцев

Орнитолог Алтынбек Джаныспаев 40 лет работал научным сотрудником Алматинского природного государственного заповедника, который находится в Талгарском горном узле Заилийского Алатау. За эти годы он многое повидал, ступая по горным тропам и изучая природу, соприкоснулся с ведомым и неведомым, в которое не очень-то верил.

Тропами Алматинского заповедника, или невероятные рассказы очевидцев
Алтынбек Джаныспаев на перевале Северном

Свет в лунную ночь

Но один мистический случай, произошедший в районе Большого ключа, между ущельями Средний и Левый Талгар, заставил Алтынбека усомниться в своих убеждениях. В 90-х там пропал сотрудник «Казселезащиты». Его долго искали, а в прошлом году один селевик рассказал, как вышел в лунную ночь из домика, и было так красиво, что он включил камеру на мобильнике. Что-то светилось среди камней, а на фото было изображение фигуры человека, словно держащего в руке свечу. На этом месте обнаружили кости пропавшего четверть века назад селевика.

Николай Князев из «Казселезащиты» говорил Алтынбеку, что видел в Среднем Талгаре летающие объекты, а однажды снял на видео в Большом Алматинском ущелье объект в форме ромба с прожектором. Он спустился вниз, в зону леса, а потом резко взмыл вверх. Орнитолог не верил, но однажды сам наблюдал в районе пика Советов летающий объект, похожий на самовар.

Бурый медведь в Алматинском заповеднике

Три незабываемые встречи с медведями

Алматинский заповедник — это медвежий рай. Там много грибов, барбариса, боярышника, яблони Сиверса и горной малины, а бурый медведь занесен в Красную книгу Казахстана и чувствует себя вольготно. Както раз наша съемочная группа отправилась в те края снимать программу о природе. Нас разместили на кордоне, велели ночью не покидать дома и показали поваленное дерево, о которое хозяин этой территории точил когти.

Наутро мы отправились вверх на научную базу, где нас ждали ученые Алтынбек Джаныспаев и Салторе Сапарбаев. Инспектор вез на лошади штатив для видеокамеры. Я поспешала за ним, режиссер с оператором отставали, потому что бывали в горах редко, а не зная об опасностях, ничего и не боишься. Спустя много лет я попросила Алтынбека рассказать о встречах с дикими животными.

Не забыть орнитологу три случая, когда на него мог напасть медведь. Начало весны 1987 года было теплое, а 17 марта ударил мороз, и снег покрылся настом. Алтынбек 23 марта шел с лыжами в руках по ущелью Правый Талгар.

— За мостом в оттепель прошел медведь, и по его следам я вышел к снегомерным рейкам. Их высота три метра, а уровень снега был на отметке 2.80. Я перешел на южный склон, преодолел подъем и зашел в осинник, где стоят несколько елок, под которыми проходит тропа. Смотрю, из-под хвои торчит шерсть. Подумал, что медведь задавил и прикопал марала. Глаза мои защищали темные очки для газосварки, и мне бы снять их, но я сделал это, когда подошел совсем близко. Увидел ухо и нос медведя. Тут зверь начал нюхать воздух, а я стал потихоньку отступать назад. Успел пройти метров 20, как вдруг хвоя разлетелась и из лежки выскочил ошалевший медведь. Он не понял, откуда грозит опасность, и побежал прямо на меня. Я со страху закричал, и он остановился метрах в семи, оскалился и запрыгал на одном месте. Наконец, зверь развернулся и стал уходить, а меня как перемкнуло — я достал из кармана рогатку, зарядил гайку и выстрели в его сторону. Хорошо еще, что промазал...

Гайка со щелчком ударила в ствол осины, и оскорбленный медведь снова побежал на обидчика. Ученый стал кричать, коренной житель гор — рычать, а потом, оглядываясь, он двинулся в заросли таволожника и шиповника.

— Медведь мог укрыться в кустарнике, чтобы обойти меня и напасть сзади. Я побежал по его следу, а до открытого места пришлось подниматься вверх, и я никак не мог отдышаться. Когда же увидел медведя, успевшего уйти далеко, сел на снег, потому что ноги стали ватными. Подлетел вертолет, лавинщики проверяли рейки. Зависли, кричат в окошко — все ли нормально? Я махнул рукой — теперь уже все хорошо...

У одного инспектора в заповеднике околела лошадь, и запах стоял такой, что Алтынбек убедил хозяина животины закопать ее. Вместо этого он привязал тушу к машине, утащил к верхнему мосту и оставил под елкой.

— На другой день поднимаюсь по ущелью и вижу сорок над этим местом, а когда подошел ближе, обнаружил вокруг множество медвежьих следов. Оказалось, что один зверь улегся в зарослях арчи на дневку, и, когда я приблизился к останкам лошади, он выскочил из-под куста и кинулся ко мне. Я закричал, и этот медведь оказался сообразительным — не сбавляя скорости, он изменил направление и пронесся стороной.

Николай Долгополов работал в заповеднике уже два года, но медведя ни разу не встречал. Алтынбек оставлял у него на кордоне мотоцикл, а до научной базы ходил пешком. Как-то раз сели пить чай, и Николай попросился с ученым на обход территории.

— Я в то время наблюдал за беркутом в Среднем Талгаре, — вспоминает Алтынбек. — Сказал Николаю, что каждый день вижу медведей, и мы договорились, что вечером он придет к нам на базу, а назавтра отправится вместе со мной. На рассвете вышли на маршрут, дошли до гнезда. Я стал вести наблюдение, а он все ноет, что я обещал показать ему медведя. Мы сидели под отвесной скалой, рядом был обрыв, на склоне которого росла елочка. И тут я увидел большого медведя, который шел снизу прямо на нас. Я решил показать инспектору, что зверь боится человека, поднял руки и кричу: «Медведь, куда идешь?». Он остановился, поднял морду и стал втягивать воздух, а я стал махать руками, чтобы он меня увидел. И вдруг зверь заложил назад уши, резко стартовал и через несколько секунд был рядом. Я кричу Николаю:

— Стреляй!

— Куда?

— Да в медведя!

Инспектор вскинул карабин и промазал.

Я подбежал к обрыву и подумал, что прыгну на торчащую из обрыва елку. Николай сидел на тропе и перезаряжал ружье, его вторая пуля попала в ель. Ветки подпрыгнули от ударной волны, шерсть на медведе подпрыгнула в такт, он остановился, развернулся и стал спускаться в лог. Во рту Николая плясала сигарета. Заикаясь, он попросил зажечь ему спичку, его руки тряслись, но зато он видел медведя! Когда возвращались, инспектор держал наготове карабин, а я подшучивал, что медведь его запомнил и подкарауливает в кустах.

Снежный барс на фоне города Талгара

Гнездо шахина на Кремлевской скале

На территории заповедника, за озером Иссык, стоит огромная красная скала, которую называют Кремлевской. В 1987-м А. Джаныспаев проводил здесь наблюдения. Над ельником летал незнакомый ему сокол, которого он принял за сапсана, но это был шахин.

— В литературе о шахине практически не было информации, — говорит ученый. — Обобщенные сведения появились в начале 80-х. В то время в Институте зоологии работал орнитолог Ральф Пфеффер, он занимался изучением соколов, собрал все литературные данные о встречах с этим соколом, известные на тот момент по территории Казахстана. Дополнительно провел наблюдения на плодоконсервном комбинате в Алматы, где зимой обитают различные виды соколов, которые охотятся на воробьев и голубей. Здесь же он наблюдал за шахинами и по материалам исследований опубликовал статью. Шахин встречается в северных районах Казахстана, а в наших краях его можно видеть лишь зимой. В местах, где много воробьев и голубей. Смотрю, четыре птенца держатся на скалах, а взрослые носят им корм. Срок вылета у них приходится на 6-8 июня, значит, где-то близко гнездо. И в том же году Ральф нашел гнездо шахина в урочище Аюсай, где еще через год снова загнездилась пара. Мы встретились с Ральфом в Институте зоологии, и я сказал ему, что видел сапсана, а он предположил, что это был шахин. Оказалось, что я наблюдал за гибридной парой: самец — шахин, самка — смесь сапсана с шахином. Раньше их относили к одному виду, но к разным подвидам. Ральф проводил наблюдения в 89-м, собрал материал по биологии, экологии и этологии. Он отмечал поведенческие тонкости, которые отразил в великолепных рисунках, иллюстрируя свои научные и научно-популярные издания.

В 1991-м Алтынбек начал наблюдения в феврале. Он видел, как птицы занимали территорию, как самец призывал самку к гнезду, как они спаривались, как откладывали яйца, и на его глазах вылуплялись птенцы.

— Я наблюдал выкармливание и вылет птенцов. Из хищных птиц гнезда строят беркут, бородач, канюк и ястреба — перепелятник и тетеревятник, а сокола — дербник, чеглок, пустельга, шахин занимают гнезда других пернатых. Шахин — самый редкий из соколов, но мы изучили его гнездовую биологию достаточно хорошо.

Орнитолог отмечает, что в Заилийском Алатау много интересных птиц. За последние 30-40 лет в мире пернатых произошли значительные изменения.

— Так, в предгорьях от Котырбулакского до Иссыкского ущелий почти перестали встречаться чернолобый сорокопут и сорокопут-жулан, в предгорных поселках исчез обыкновенный скворец, а на глиняных обрывах, где я раньше наблюдал за гнездованием сизоворонок и золотистых щурок, теперь их не встретишь. Сократилась численность черноголового чекана, стало меньше коростеля, почти исчезли перепел и желчная овсянка, и этот список можно продолжать. Но есть изменения, связанные с образованием в Алматинской области двух крупных водоемов — Сорбулака и Капшагая, где стали гнездиться водоплавающие и околоводные виды. Осенью, во время миграций, здесь останавливаются на отдых и частично на зимовку некоторые птицы. Между этими водоемами и Иссык-Кулем установилась определенная связь, многие пернатые стали летать через горы. Я видел летящих над перевалом Талгар Центральный (4800 метров) бакланов, встречал летящих по Левому Талгару больших выпей, орлана-белохвоста, разные виды уток, и это совсем не характерные для гор птицы. Как-то в декабре видел на озере Иссык черную казарку — это птица арктических просторов, а в Казахстане она бывает редко и фиксируется лишь в зимнее время. Встречаются на озере и бакланы. Там водились окунь, голец, карась и выпущенная форель. Значит, рыба есть и сейчас. Не встречается черный аист, так как озеро передано в частные руки, и в 2015-20 годы на Иссыке отдыхающие катались на моторных лодках, в связи с чем исчезла единственная пара серпоклювов, которая гнездилась на галечнике у места впадения реки в озеро.

Орнитолог Алтынбек Джаныспаев продолжает работать, хотя подошел пенсионный возраст. Он создает фильмы, пишет рассказы и надеется издать книгу о природе Заилийского Алатау.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру