Понятие «средняя скорость» планируют закрепить в национальном стандарте Казахстана

В Казахстане планируют существенно расширить функционал систем видеонаблюдения за нарушением Правил дорожного движения (ПДД). Одна из главных и наиболее привлекательных в информационном плане анонсированных инициатив — это желание ввести штраф за нарушение средней скорости на определенном участке.

Автолюбители Казахстана помнят, что похожий разговор уже идет примерно пять лет. Но ввести такой порядок все никак не могут. И в первую очередь потому, что в законе отсутствует понятие «средняя скорость». А следовательно, и наказывать не за что. На этот раз, обещают, все будет иначе — стандарты разработают (кстати, уже) и на их основе внесут правки как в ПДД, так и в Административный кодекс.

Как и ожидали, общественность в очередной раз довольно живо отреагировала на эту историю. Можно было бы предположить, что произошел информационный вброс с целью продемонстрировать деятельность чиновников, если бы не одно обстоятельство. Разработкой стандарта, наконец, занимаются профессионалы — «Казахстанский институт стандартизации и метрологии». К тому же закрепление определения понятия «средняя скорость на участке» является лишь одним из пунктов пакета расширения функционала систем видеонаблюдения, которые закреплены в документе. Новый стандарт, напомним, регламентирует обязательный функционал систем фотои видеофиксации нарушений. Да, сейчас он находится пока в стадии проекта. Но, по неофициальным данным, может быть принят уже до конца лета этого года. То есть поправки в ПДД и Адмкодекс вполне могут быть внесены, в свою очередь, до конца этого года. Впрочем, пока официальной информации по срокам принятия стандарта и проекта закона поправок нет. Но мы продолжим следить за ситуацией.

Что касается самого стандарта... Он действительно объемен и включает в себя около 20 положений, которые являются требованием к функционалу систем видеонаблюдения. Мы по понятным причинам не будем публиковать все, что есть в проекте. В том числе и из-за его статуса — окончательный вид документа пока неясен. Однако на наиболее интересных предложениях все же остановимся. Так, согласно информации из открытых источников, камеры в обязательном порядке должны уметь фиксировать движение по обочине, тротуарам, велодорожкам, выделенным полосам для общественного транспорта. Есть и такое требование — камеры должны фиксировать нарушение правил пользования внешними световыми приборами. То есть в теории нарушителям в будущем могут прилетать «письма счастья» за езду с выключенными фарами или дневными ходовыми огнями. Конечно же, камеры должны уметь ловить тех, кто выезжает на «встречку», едет «против шерсти» на улице с односторонним движением, движется задним ходом, где этого делать нельзя (есть такие, которые, проехав поворот, возвращаются задним ходом чуть ли не полквартала), или не пропускает пешехода. Остальное вполне стандартно — нарушение требований знаков, дорожной разметки, скоростного режима (в том числе уже упомянутой средней скорости), «стоп-линия», нарушение правил парковки.

Кстати, относительно штрафов за соблюдение правил парковки... На наш взгляд, эта инициатива особенно полезна для сохранения спокойствия законопослушных горожан сегодня, когда крупные города поделены (неизвестно кем и за какие заслуги — отдельная тема) на платные парковочные зоны. То есть когда единственной бесплатной альтернативой для тех, кто не желает платить за постой или не может, становятся дворы. В особенности от этого страдает город Алматы, а именно некогда тихие комфортные дворы его исторического центра. В них творится настоящий бардак: проезжающие транзитом, таксисты, «гастролеры» с неясной целью пребывания в городе (может оказаться в ходе проверки, что вполне себе незаконной) — все паркуются во дворах. Причем осознанно считают это каким-то кемпингом, караван-сараем. То есть спят, едят, распивают спиртные напитки, развлекаются... И жители не могут от них отгородиться — закон, оказывается, не на их стороне! А ведь это также нарушение правил парковки, тем более что нарушители спокойствия вполне могут встать на газоне, на детской площадке. И вот в этом случае очень бы пригодился обновленный функционал камер — так, чтобы за это нарушение могли официально и моментально штрафовать в автоматическом режиме. Надеемся, что с приходом нового порядка это удастся, наконец, сделать. Ведь не всегда полицейские успевают прибыть на место и выписать штраф лично. К тому же камеры, назовем вещи своими именами, не подвержены соблазну мздоимства.

Вернемся к основной теме. Исходя из информации, опубликованной в открытых источниках, в стандарте отсутствуют требования фиксировать разговоры по телефону за рулем и обязательно использовать ремень безопасности. Впрочем, это все же проект стандарта. И по ходу работы над ним он может как лишиться каких-то норм, так и приобрести. Опять же продолжим следить за информацией.

Еще о средней скорости, опираясь на информацию из открытых источников. «Средняя скорость движения транспортного средства — характеристика, равная отношению длины контролируемого участка ко времени, затраченному транспортным средством на преодоление данного участка», — так представлено в стандарте, который разработал Казахстанский институт стандартизации и метрологии. Наше издание всегда выступает за любую возможность расширения контроля над соблюдением законности. Но видно, что по-прежнему со средней скоростью не все так просто. Критика этого способа фиксации нарушений шла в том числе и от юристов. Так, многие говорили, что автолюбитель беспрепятственно мог на определенном участке превысить условно хоть на 100 километров в час существующее ограничение, а потом, зная расстояние между комплексами, выждать необходимое время. При этом не получив наказания за то, что подверг себя и других участников дорожного движения опасности... Можно, но нужно ли обременять себя расчетами? Однако теоретическая возможность нарушить закон при таком определении все же есть. То есть задача, получается, полностью еще не решена. Вполне возможно, что при фиксации средней скорости необходимо фиксировать и моментальную скорость тоже. Причем как максимальную, так и минимальную. Но об этом пока не сказано. Опять же — мы говорим о проекте стандарта. И по-прежнему надеемся, что в нашем законодательстве удастся решить все спорные моменты, касающиеся этого положения.

Также надеемся, что расширение функционала и требований к системам видеофиксации, наконец, продиктовано острой необходимостью охраны спокойствия законопослушных граждан и соблюдения закона. Иными словами, проект не является демонстрацией деятельности чиновников и компаний, которые зарабатывают на курировании систем видеоконтроля.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру