Легенды космоса. Им что машину починить, что космостанцию

В истории космонавтики было несколько по-настоящему легендарных эпизодов: первый полет Гагарина, выход в открытый космос, высадка на Луну... Одним из таких ярких событий было спасение орбитальной космической станции «Салют-7».

Легенды космоса. Им что машину починить, что космостанцию

Непревзойденный рекорд

В стенах Caspian University 16 июня 2022 состоялась историческая встреча с летчиком-космонавтом СССР, дважды Героем Советского Союза, генерал-майором авиации Владимиром Александровичем Джанибековым и советским космонавтом, ученым, организатором подготовки кадров в системе высшей школы, доктором технических наук, профессором, академиком РАН, дважды Героем Советского Союза Виктором Петровичем Савиных. Студентам вуза предоставили уникальную возможность услышать из первых уст, как на самом деле была спасена орбитальная космическая станция «Салют-7», и воочию пообщаться с легендарными людьми.

Виктор Савиных провел в космосе 252 (сутки), 17 часов 37 минут. Он стал 50-м космонавтом СССР и 100-м — Земли. Автор ряда учебников и монографий, посвященных вопросам дистанционных исследований Земли из космоса, а также научно-популярных книг о космосе.

Владимир Джанибеков и вовсе является нашим земляком, он родился в селе Искандер Бостандыкского района Южно-Казахстанской области Казахской ССР. Космонавт совершил наибольшее число космических полетов — пять, причем все — в качестве командира корабля. Это непревзойденный пока мировой рекорд.

Быть современником этих уникальных людей — повод для гордости, но иметь возможность пообщаться — невероятное везение. Так сложились звезды, что Caspian University удалось интегрироваться в международный перелет космонавтов из России в Монголию и организовать в Алматы живую встречу студентов с легендами. Каспийский университет и прежде организовывал уникальные проекты, такие как восстановление садов яблони Сиверса, сохранение популяции осетровых как вида. Теперь же им удалось привезти героев космоса, о которых снят уже не один фильм.

В современной кинематографии о тех событиях, которые прославили космонавтов на весь мир, рассказывает творение режиссера Клима Шипенко — фильм «Салют-7». Картина вышла в прокат в 2017 году и, по мнению современного зрителя, получилась весьма удачной, красочной и даже захватывающей. По меньшей мере, если смотреть на кассовые сборы, которые в разы превзошли бюджет на производство фильма.

Но, как оказалось, кино не выдержало критики участников той самой экспедиции, о которой и был снят фильм. И это на самом деле очень важно, поскольку документальных фильмов о спасении станции «Салют-7» снято большое количество, однако такой продукт интересен в первую очередь тем, кто рос в период, когда каждый полет в космос был грандиозным праздником для всей страны, а фамилии космонавтов не знал только ленивый. В свою очередь, у современной молодежи иное восприятие информации. Молодые люди с большим интересом будут смотреть именно те фильмы, которые сняты в стиле экшн, нежели документальные, которые основываются, как правило, на фактах и исторических справках.

Кувалда преткновения

В частности, в ночь на 11 февраля 1985 года, после полугодового отсутствия людей на станции «Салют-7», связь с ней прервалась из-за неполадок с электроникой и цепи коротких замыканий. ЧП совпало с пересменкой экипажей. Двадцатитонная станция сходила с орбиты Земли и могла упасть в любой точке мира, то есть под угрозой была не только репутация советской космонавтики, но и человеческие жизни. Тем более что подобный прецедент уже был шестью годами ранее. Тогда из-за ошибок в управлении на Землю упала американская орбитальная станция «Скайлэб».

«Салют-7» нужно было спасать, и 6 июня 1985 года в космос направили экспедицию на переоборудованном под эти цели космическом корабле «Союз Т-13» с экипажем, состоящим из Владимира Джанибекова и Виктора Савиных. Джанибеков, самый опытный космонавт Советского Союза, к этому времени имел четыре выполненных космических полета и проводил ручную стыковку, причем не со второй-третьей попытки, как это показано в современном фильме, а с первой.

«На мой взгляд, то кино, которое вышло в прокат, — антисоветчина и антирусское кино. Если проводить параллель с американскими фильмами про астронавтов, там они практически всегда выходят героями. Что увидел зритель в фильме Шипенко «Салют-7»? Взрыв и пожар на орбитальной станции... Это все режиссерская выдумка! Дальше. После того как космонавты всетаки починили станцию, у них не оказалось возможности вернуться на Землю... Это что? Момент с молотком — это вообще откровенный ляп, который нельзя было допускать (в одном из эпизодов фильма космонавт, выйдя в открытый космос, кувалдой бьет по станции, чтобы починить один из датчиков. — Ред.). То, что генерал на Земле хотел расстрелять людей, находящихся в космосе, также не соответствует действительности. Наоборот, весь ЦУП, где находились и Министр обороны, и представители Центрального комитета, постоянно предлагал помощь и обращался к нам.

Нет, были в фильме и элементы истины. То, что мы приехали к стартовой площадке на автобусе — это правда. А больше что-то я и не припомню», — заключил Джанибеков.

Несомненно, приуменьшая свои достижения, космонавт говорит, что проделанная работа по оживлению станции не была чемто экстраординарным, и даже приводит параллель с ремонтом автомобиля.

«Смысл операции заключался в том, чтобы определить причину отказа. Но здесь сыграло и обыкновенное техническое человеческое любопытство. Мы с Виктором отправились искать ответ на простой вопрос: «Что случилось?». Важно понимать, что «Салют-7» предполагалось эксплуатировать не один год, где планировали провести большой объем научно-исследовательской ра

боты. Мы довольно быстро нашли причину и взялись за устранение неполадок. Что же касается самого ремонта... То приведу пример. Когда я купил первую машину-развалюху, ремонтировал ее зимой в неотапливаемом гараже. Примерно такие же ощущения были и в космосе», — делится воспоминаниями Джанибеков.

Виктор Савиных начал свое выступление с акцента на еще одно творение Шипенко «Вызов» — фильм, который еще не вышел в прокат, но широко известно, что один из эпизодов снимали на МКС в прошлом году. Тогда на орбиту попали сам режиссер и актриса Юлия Пересильд.

«Шипенко позвонил мне и пригласил на Байконур, чтобы я дал им рекомендации о том, как жить на космической станции. Я долго думал — ехать или нет. В итоге решился. Когда мне дали слово как провожающему, я попросил командира экипажа перепроверить Шипенко, вдруг тот помимо кинокамеры взял на борт кувалду. Мол, этот человек может натворить бед на МКС.

Не знаю, продолжается ли съемка фильма на Земле или нет, но к нам с Володей никто не обращается, чтобы мы могли подсказать нужные моменты. Чтобы избежать киноляпов. Ведь, если той же кувалдой один раз махнуть, ты тут же сам окажешься в открытом космосе», — подчеркивает Савиных.

Экспертное мнение

«Что касается реальной экспедиции, то, конечно, тогда все было иначе. Пристыковались мы сразу, а не с очередной попытки, как у Шипенко. Ведь мы очень хорошо знали станцию. Переход из корабля на станцию действительно был очень интересным и волнительным моментом. Тогда были версии и о возможном пожаре, и о концентрации газов, и ряд других вариаций. Ответ на этот вопрос находился за люком.

Как только мы его открыли, Володя произнес фразу, которая в дальнейшем вошла во все книги и документальные фильмы: «Колотун, братцы!» (сообщение для ЦУП. — Ред.). Не было никакого обледенения, станция была чистой, все находилось на своих местах, и даже сухарики с солью лежали на столе — по традиции космонавты ждали очередной экипаж. На станции не было видимых повреждений. Но не работали система подачи кислорода, система поглощения углекислого газа, не было электричества и много чего другого. Из-за низкой температуры вся вода замерзла.

ЦУП в течение ночи разработал весь алгоритм восстановительных работ. Не скрываю, было тяжело возвращать станцию к жизни. У нас был вариант задраить люки и сбросить станцию в нужное место, чтобы она не упала на головы людям. Но мы не могли допустить мысли о том, чтобы этот вариант даже рассматривать. Мы выполнили свой долг. Станция ожила. Володя вернулся на землю, а я продолжил научную работу уже с вновь прибывшим экипажем», — заключил Савиных.

За этот полет обоих космонавтов наградили орденами Ленина, бортинженер Савиных получил еще и вторую звезду героя. Командиру «Союза Т-13» Джанибекову звезду не дали, потому что у него уже были две, но присвоили звание генерал-майора авиации.

В заключение встречи ректор Caspian University Жолдасбек Нусенов вручил почетным гостям премию «Золотой лауреат Евразийского творческого союза» за выдающийся вклад в мировую космонавтику. В свою очередь, космонавты передали учредителю Caspian University Рашиту Сарсенову памятную медаль «60 лет космонавтики», выпущенную в честь полета Ю.А. Гагарина.

Конечно, кинематография должна быть яркой и красочной, в ней есть место даже фантастике. Но если ведутся съемки о реальных событиях, то здесь однозначно важно прислушиваться к экспертному мнению.

Знаменательная встреча с героями нашего времени позволила студентам сделать фотографию на память с поистине легендарными личностями.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру