Сегодня даже ребенок знает, и порой больше, чем его родители, что загрязнение воздуха представляет собой серьезную экологическую угрозу для здоровья человека. Инсульты, болезни сердца, рак легких, хронические и острые респираторные заболевания чаще всего могут быть спровоцированы средой проживания.
По данным, приведенным ВОЗ, в 2019 году 99 процентов мирового населения проживало в районах, где уровень загрязнения воздуха превышал значения, установленные в рекомендациях по качеству воздуха. По исследованиям 2012 года, проведенным этой же Всемирной организацией здравоохранения, выявили, что загрязнение воздуха на открытом пространстве и внутри помещений стало причиной более семи миллионов смертей от сердечно-сосудистых, хронических респираторных заболеваний и рака легких. Наш Казахстан, согласно исследованию аналитиков Energyprom.kz, в рейтинге стран по качеству воздуха в 2021 году занял 32-е место в мире из 106. Среди стран Содружества немногим хуже оказалась ситуация в Киргизии, Таджикистане, Узбекистане и Армении.
Чтобы уменьшить воздействие основных источников загрязнения атмосферного воздуха, необходимо на уровне каждого государства принять действенные глобальные стратегии и инвестиции, стимулирующие развитие более экологически чистых транспортных систем и внедрение энергоэффективных технологий в жилищном строительстве, производстве электроэнергии, промышленности и переработке бытовых отходов.
Мы все превращаем только в мусор
Из глобальных экопроблем эксперты «Денсаулык» называют изменение климата, общемировое истощение природного потенциала планеты, которое может привести к природным катастрофам, техногенным авариям, политическим конфликтам и огромным человеческим жертвам. В прошлом году на саммите ООН было отмечено, что потепление на Земле составило 2,7 градуса. В Казахстане это может привести к дефициту воды до 60 процентов, засухам, заморозкам, инфекциям, паводкам, оползням, пожарам, опустыниванию, сокращению урожайности и рабочих мест, росту заболеваемости населения и смертности, миграции и конфликтам. Избежать катастрофы можно только следуя принципам устойчивого развития, основанного на равновесии трех основных составляющих: экономическом росте, социальной ответственности и экологическом балансе Экологическая устойчивость есть фундамент жизни экономики и бизнеса, а природные экосистемы являются основой для сохранения здоровья и жизни на земле. Законы природы — основа жизни, а все другие регулирующие экономические, политические и социальные отношения вторичны по отношению к ним. Деятельность людей должна не разрушать экологическую устойчивость, а поддерживать законы функционирования биосферы. Но это все слова, а на деле в Казахстане сегодня объем накопленных твердых бытовых отходов (ТБО) составляет более 100 миллионов тонн. Ежегодно в стране образуются пять-шесть миллионов отходов. До 2025 года их объем будет постепенно увеличиваться и подойдет к отметке в восемь миллионов тонн ежегодно. Вредные соединения, образующиеся в результате совместного хранения ТБО, наносят огромный урон экологической среде. Наиболее загрязненными оказываются индустриальные и промышленные регионы Казахстана: Павлодарская, Карагандинская, Акмолинская, Костанайская и Восточно-Казахстанская области.
— В Казахстане очень слабо развиты индустрия отходов и система вторичной переработки мусора. Мировой опыт показывает, что без применения определенных принципов и механизмов достичь успехов в этой области практически невозможно. Необходимо совместное взаимодействие государства, предприятий по утилизации мусора и каждого жителя страны, чтобы добиться кардинальных изменений, — считает Айгуль Соловьева, председатель правления Ассоциации экологических организаций Казахстана, член Совета по зеленой экономике при Премьер-Министре, Комиссии по правам человека при Президенте и эксперт Национальной ассоциации «Денсаулык».
Что делать? Ассоциация «Денсаулык» рекомендует: чаще говорить о проблемах; принимать участие в выработке решений экономических проблем посредством предоставления большей информации о наличии источников углеродного следа (совокупность всех выбросов парниковых газов), о внедрении альтернативных источников энергии, принципов энергоэффективности и экономии расходования воды; развивать культуру раздельного сбора отходов и вторичной переработки пластмасс; стимулировать применение биоразлагаемого пластика через внесение в национальное законодательство соответствующих норм, а также переходить в экономике на принципы замкнутого цикла; инициировать и поддерживать информационные кампании экологической культуры и направленности на окружающую среду и здоровье людей.
Автотранспорт и рост неинфекционных заболеваний
Транспорт является крупнейшим источником CO2 в мире и ответственным за выбросы более четверти всех парниковых газов. Стремительный рост автопарка в Казахстане приводит к тому, что выбросы от автомобилей могут вызывать ряд проблем со здоровьем — от аллергических раздражений на коже до сердечных и хронических респираторных заболеваний. В 1990 году в стране насчитывалось 1 278 800 единиц автотранспорта, к 2019 году их количество выросло в четыре раза и достигло 4 325 300 единиц.
— Чтобы минимизировать риски возникновения неинфекционных заболеваний среди населения, нужно применять дифференцированный налог на автотранспорт, выбрасывающий в атмосферу опасные вещества. Необходимо стимулировать население отказываться от автомобилей, пересаживаться на общественный транспорт, велосипеды, метро и электрокары. Но при этом по городу должны ездить современные со всеми удобствами автобусы с развитой маршрутной сетью. Необходимо увеличить километры велодорожек не только в центре города, — считает Бахыт Туменова, глава Национальной ассоциации «Денсаулык» по снижению факторов риска неинфекционных заболеваний.
Эксперты предлагают государству развивать инфраструктуру для поддержки электротранспорта, максимально уменьшать продажи автотранспорта с двигателем внутреннего сгорания и по возможности прекратить его продажи с 2035 года. Рекомендуя переход на электротранспорт, они считают, что таким образом можно снизить выбросы вредных газов на 15-30 процентов.
Курильщики тоже портят воздух
Мы дышим всюду, и внутри помещений — тоже. Особую актуальность качество воздуха внутри помещений приобрело во время эпидемии коронавируса COVID-19. И одним из факторов еще большего ухудшения качества воздуха внутри жилых и общественных помещений стал табачный дым. Известно около 2500 химических веществ, входящих в состав табачного листа, и еще более 4700 веществ, входящих в состав табачного дыма. Таким образом, курение традиционных сигарет может служить причиной многих функциональных и органических поражений организма не только самого курящего, но и окружающих его людей, так как большая часть дыма от 55 до 70 процентов выделяется в окружающую среду.
Чтобы бороться за качество воздуха, в последние десятилетия на рынок были представлены альтернативы традиционным табачным изделиям — бездымный табак, электронные сигареты, изделия из нагреваемого табака и гибридные системы. Исследования показали, что аэрозоль систем нагревания табака практически не влияет на качество воздуха внутри помещений.
— Самый действенный способ сохранить здоровье — это полный отказ от курения. У человека должен быть выбор. Если нельзя отказаться от вредной привычки, то в этом случае переход к устройствам, которые не сжигают, а нагревают табак, будет разумной альтернативой курению, которая поможет ему снизить риски для здоровья. В этом главная цель концепции снижения вреда, — подчеркивает Гинтаутас Кентра, врач и эксперт Национальной ассоциации «Денсаулык» по снижению факторов риска неинфекционных заболеваний.
Ассоциация рекомендует применять дифференцированное налогообложение на сигареты и бездымные табачные продукты, использовать упаковку бездымных продуктов, например, изделий с нагреваемым табаком, в качестве платформы для предупреждения замусоривания почвы.
Сколько бы исследований ни проводилось и ни давалось рекомендаций, менять, прежде всего, необходимо сознание каждого человека, преобразуя привычки в ответственность за свое отношение к природе, чистоте воздуха и собственному здоровью. Возможно, для этого государству на первом этапе стоит ввести серьезную систему штрафов за нанесение вреда экологии в комплексе с обучающим экообразованием и воспитанием населения и бизнеса.