Меняется лишь форма мошенничества, суть остается

Непростая экономическая обстановка в России, а также разного рода ограничения со стороны Запада заставляют многих российских предпринимателей перебираться в Казахстан. Тенденция должна радовать как минимум тем, что в стране должен увеличиться объем налоговых поступлений. Правда, есть здесь и негативные моменты: вместе с добросовестными бизнесменами перекочевывают и паразиты.

Меняется лишь форма мошенничества, суть остается

Нетуристический бум

Перетекание российского бизнеса в Казахстан наблюдалось и раньше, ведь по сравнению с Россией у нас в стране более лояльные условия для ведения своего дела. Меньше налогообложение, значительно упрощена и не так забюрократизирована отчетность и так далее. После того как разгорелся российско-украинский конфликт, интерес к Казахстану увеличился в разы, поскольку помимо бизнесменов в страну начали массово приезжать люди, которые не собираются развивать в РК деловые отношения. Это как бы туристы, но не совсем. Цель визита — вовсе не изучение местных красот или отдых на казахстанских курортах (хотя немало и таких). Центром притяжения стали местные ЦОНы и отделения банков — вот, оказывается, главные достопримечательности Казахстана.

Причиной всему санкции, введенные Западом против России. Из-за них в патовой ситуации оказались те россияне, которые привыкли или вынуждены по работе ездить за границу. Дело в том, что в начале марта этого года международные платежные системы Visa и MasterCard объявили о прекращении своей работы в России. Карты этих систем, выпущенные в России, больше нельзя использовать за границей, а иностранными Visa и MasterCard не получится расплатиться в стране. Перестали также работать системы Apple Pay и Google Play. Внутри России карты Visa и MasterCard продолжат свою работу до истечения срока действия.

То есть для тех, кто не покидает страны, особо ничего не поменялось, остальные же начали искать альтернативные пути, одним из которых стали так называемые карточные туры в Узбекистан, Армению и Казахстан для оформления карт Visa и MasterСard. Прежде для получения карты у нас в стране было достаточно иметь загранпаспорт, получить ИИН и в некоторых случаях оформить казахстанский номер сотового телефона. Но в конце прошлой недели стало известно, что на сайте электронного правительства Казахстана приостановили формирование ИИН иностранцам и лицам без гражданства, которые временно находятся в стране. Изначально на сайте сообщалось, что услуга приостановлена до октября. Теперь EGov.kz оповещает, что получение ИИН недоступно по техническим причинам и процесс возобновится в ближайшее время.

Приток желающих получить карты действительно велик, по данным МВД, с начала марта 2022 года количество граждан России и Украины, получивших казахстанский ИИН, возросло в 16 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 35 782 человека.

Другими словами, деньги россиян начали перетекать в казахстанские банки, а вслед за ними потянулись и мошенники.

Пустой счет — не панацея

Рост числа различных мошеннических операций в Казахстане и без того резко ускорился с началом пандемии. Ведь в тот период практически все операции купли-продажи перешли в онлайн-формат — сегмент, который для многих казахстанцев и сегодня является чем-то чужеродным. Однако сейчас нужно быть вдвойне внимательным не только к звонкам с неизвестных номеров, но и приложениям, которые вы хотите установить на свой смартфон.

О новой угрозе предупредили в «Лаборатории Касперского» — крупнейшей международной компании, специализирующейся на разработке систем защиты от компьютерных вирусов, спама, хакерских атак и прочих киберугроз. Речь идет о мошеннических приложениях. В Google Play все больше сомнительных приложений, предлагающих компенсацию НДС в тенге. Для этого пользователей просят ввести личные данные и сделать денежный взнос, сообщают в «Лаборатории Касперского». За февраль — апрель скачивание таких приложений выросло в 6,5 раза. Что примечательно, с аналогичными приложениями, ориентированными на российскую аудиторию, ситуация обратная — наблюдается двукратное снижение. По мнению специалистов, мошенники стали больше интересоваться Казахстаном, потому что здесь меньше ограничений в использовании некоторых платежных систем.

«Положительные отзывы не всегда являются показателем надежности приложения. Они могут быть фейковыми, поэтому важно также обращать внимание на оценки. Если оценки очень низкие, это может означать, что пользователи сталкиваются с обманом и понижают рейтинг», — говорит коммерческий директор «Лаборатории Касперского» в Центральной Азии Валерий Зубанов.

Примечательно, что еще накануне департамент полиции Нур-Султана предупредил о повышенных рисках, подробно рассказав о схемах, по которым сейчас работают многие мошенники. Приведем наиболее показательные.

Одна группа мошенников обзванивает держателей банковских карт и сообщает, что полиция и прокуратура совместно с Нацбанком РК проводят мероприятия по изобличению мошенников, которые пытаются оформить кредиты. Данные сотрудников полиции и прокуратуры они берут из открытых источников. После этого с владельцами карт связываются другие люди — подельники псевдополицейских, которые представляются работниками банков и подтверждают попытки мошенничества. Они сообщают, что совместно с правоохранительными органами и банками проводится операция по выявлению мошенников. Пытаясь войти в доверие, они преследуют лишь одну цель — узнать реквизиты банковских карт и SMS-коды, чтобы получить доступ через интернет-банкинг к счетам граждан. Пока одни мошенники ведут разговор, другие в это время пытаются получить доступ к счетам через интернет-банкинг и ждут SMS-коды.

Другой пример. Группа мошенников представляется сотрудниками банка, сообщает, что кто-то пытается оформить на гражданина кредит, и просит перечислить имеющиеся деньги на резервный или страховой счет.

Важно отметить, что попасть в сети мошенников можно даже в том случае, если у человека нет текущих счетов или его банковская карта пуста. В этом случае аферисты предлагают гражданам оформить кредит, который после перечисления якобы аннулируется. При разговоре под предлогом подтверждения личности они просят озвучить персональные данные, реквизиты карт и, естественно, SMS-пароли.

Тем, кто не знает, как пользоваться интернет-банкингом, мошенники предлагают свою «помощь», и тогда процесс «развода» ускоряется в разы. Аферисты просят скачать приложение AnyDesk — программное обеспечение для удаленного доступа. Получив логин и пароль из приложений, злоумышленник получает полный контроль над смартфоном или компьютером.

«Зачастую граждане под диктовку мошенников сами на себя оформляют кредиты, при этом проходят верификацию путем считывания биометрических данных лица. Были случаи, когда жертвы мошенников оформляли кредиты в самих отделениях банков при этом не сообщали менеджерам о сомнительной беседе. После оформления кредитов сами же отправляли их на зарубежные счета», — предупреждают в пресс-службе ДП Нур-Султана.

Виновник — в зеркале

Нередко жертвы мошенников, оказавшись у разбитого корыта, пытаются сбросить всю ответственность на третьих лиц. Это могут быть и операторы связи, если аферист звонил с номера, который у жертвы определился как номер его родного или знакомого человека. Крайней пытаются выставить и полицию, которая якобы плохо борется с мошенниками и допускает появление новых финансовых пирамид или мошеннических схем. При этом никто не вспоминает об органах власти, когда кто-то предлагает им быстро заработать — гарантируют сверхдоход, позволяющий удвоить или даже утроить капитал за невероятные сроки в два-три месяца.

Мы не раз уже писали о том, что такие технологии и инструменты аферистов не являются чем-то экстраординарным. Для звонков мошенники используют SIP-телефонию, которая позволяет дублировать абонентские номера казахстанских граждан. При этом сами мошенники практически всегда находятся в других городах и странах, что сильно ограничивает возможности казахстанских полицейских. Но даже если и удастся вычислить номер сотового телефона, с которого звонили мошенники, то нет никаких гарантий, что владелец является аферистом. «Рабочие номера», как правило, оформляют на подставных лиц, которые сами никакого отношения к мошеннической схеме не имеют, соответственно, никак помочь следствию и тем более вернуть деньги обратно они не могут. Увы, но люди осознанно идут в сети к мошенникам, полагаясь, по всей видимости, на авось.

«От жертв подобного вида мошенничества в столичную полицию поступило более тысячи сообщений и жалоб. По 200 фактам проводится досудебное расследование по статье 190 УК РК «Мошенничество». Общий ущерб составляет более 250 миллионов тенге», — говорится в сообщение полиции.

Это и есть та статистика, которая говорит об излишней доверчивости, неосведомленности, а возможно, и наивности большого числа людей. Не бывает «невозвратных кредитов», не имеет права ни один из банковских работников или представителей власти по телефону запрашивать конфиденциальную информацию, ни одно подразделении СБ банка не попросит по телефону обналичить деньги и забросить сумму на номер неизвестного вам электронного кошелька.

Чтобы не стать жертвой интернет-мошенников, достаточно соблюдать элементарные меры предосторожности и веб-гигиены. В частности, если вам поступил подобный звонок, ни в коем случае не передавайте SMS-код! Прервите разговор и уточните информацию по официальным телефонам сall-центра банка. Устанавливайте сложные пароли на приложения мобильных банкингов и периодически их меняйте. Необходимо подключить все меры безопасности, 3D-Secure. Никакой платеж не пройдет без отправления на ваш номер телефона SMS-сообщения.

Современные технологии позволяют не только подделывать номера, но и имитировать голоса, предварительно записав разговор с потенциальной жертвой. Поэтому, если вы ведете беседу с незнакомым человеком, хорошо обдумывайте каждое слово, а если у вас появилось малейшее подозрение, разговор лучше прервать. Целее будут и нервы, и финансовые сбережения.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру