Каждое третье преступление в быту совершается против женщин

Расхожее народное выражение уже давно неактуально и более того — преступно. Семейно-бытовые конфликты сегодня не считаются сугубо личным делом. Это большая проблема, которую не первый год пытаются решить в Казахстане.

Каждое третье преступление в быту совершается против женщин

В 1998 году Казахстан присоединился к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и таким образом взял на себя ряд обязательств. Однако чиновники не спешили их выполнять, несмотря на то, что Комиссия ООН по контролю за исполнением конвенции неоднократно указывала, что республика должна принять закон «О профилактике бытового насилия». Только спустя 11 лет, в декабре 2009 года, этот пункт исполнили. До начала своего председательства в ОБСЕ Казахстан принял Закон РК «О профилактике бытового насилия».

Раньше полицейские практически не вмешивались в семейные ссоры, считая это личным делом супругов, и не имели конкретного алгоритма действий по профилактике насилия в быту. Но с вводом в действие специальных законов «О профилактике бытового насилия» и «О профилактике правонарушений» впервые по европейскому опыту ввели систему охранных ордеров. Это официальное распоряжение, которое выписывают семейному скандалисту. Устроил, например, муж дома скандал. Соседи позвонили в полицию. Приехавшие на место происшествия сотрудники задержали дебошира, но заявление на супруга его жена писать не хочет и явных синяков у нее не видно. В таком случае скандалисту выдают защитное предписание. В частности, при наличии угрозы совершения бытового насилия дебоширу могут запретить приближаться к потерпевшей, контактировать любыми способами, в том числе по телефону. Срок действия таких ограничений ранее составлял 10 дней, теперь — 30.

Ежегодно полицейские выносят 80 тысяч защитных предписаний, а суды устанавливают около 10 тысяч особых требований к поведению правонарушителя. На учете за их нарушения стоят шесть тысяч казахстанцев.

Семь раз отмерь — один отрежь

Но закон не предупреждал насилие, а реагировал на него, поэтому был недостаточно эффективен. С 1 января 2015 года статью 109 «Побои» и статью 108 «Причинение легкого вреда здоровью» из КоАП перенесли в Уголовный кодекс в разряд уголовных проступков. За побои предусматривался штраф в размере до 100 МРП либо исправительные работы в том же размере, или привлечение к общественным работам на срок до 120 часов, либо арест на срок до 45 суток. За умышленное причинение легкого вреда здоровью — штраф в размере до 200 МРП или исправительные работы в том же размере, привлечение к общественным работам на срок до 180 часов либо арест на срок до 60 суток.

Но ужесточение наказания не улучшило ситуацию. Пострадавшие от рукоприкладства стали реже заявлять о случившемся в полицию — по-видимому, чтобы не подводить нанесших побои «под статью». Кроме того, раньше в течение 1-2 суток стражи порядка успевали оформить, а суд рассмотреть административный материал по таким фактам, и до рассмотрения дела семейного дебошира задерживали на срок до 48 часов, что было весьма действенной мерой. Но потом полиция была лишена таких возможностей, а срок задержания составлял всего три часа. За это время невозможно утихомирить семейного тирана, и, возвращаясь в семью, он еще больше терроризировал родных. К тому же процедура досудебного расследования по этим уголовным проступкам требует дополнительного времени. Суды из-за отсутствия в стране арестных домов вынуждены были на виновных налагать огромные штрафы до 200 МРП. Бремя оплаты опять ложилось на семью. Поэтому жертвы насилия, а в основном это женщины, не желая дальнейшего разбирательства, не обращались в частном порядке в суд, а направленные в полицию материалы оставались нерассмотренными.

В 2017 году статьи «Умышленное причинение легкого вреда здоровью» и «Побои» вновь перешли в Кодекс об административных правонарушениях. Соответственно, смягчилось и наказание.

В 2020 году из КоАП исключили штрафы за бытовые правонарушения: теперь за первый случай побоев грозит письменное предупреждение или административный арест на срок до десяти суток. Вместе с тем, как заявляли полицейские, предупреждение — это лишь альтернативный вид наказания. Если нарушитель совершает свои действия повторно в течение года, то он получает административный арест на срок до 15 суток. За умышленное причинение вреда здоровью: первый раз — предупреждение или административный арест до 15 суток, повторный случай — административный арест до 20 суток. Было добавлено уточнение: если пострадавший состоит с правонарушителем в «семейно-бытовых отношениях», то наказание будет иным — более мягким.

В октябре 2019 года в Закон «О противодействии семейно-бытовому насилию» вновь внесли поправки. В течение девяти месяцев документ обсуждали. Поправки значительно расширяли права пострадавших и ужесточали ответственность обидчиков. Мажилис 23 сентября 2020 года одобрил законопроект в первом чтении. Но он вызвал много протестов в обществе, и в итоге депутаты его отозвали. Критике подверглись не нормы, которые напрямую относятся к семейно-бытовому насилию, а недостаточно четкое определение понятия «экономическое насилие»: из-за этого третья сторона может «на глаз» определять достаточность материального обеспечения родителями своих детей. Также казахстанцы посчитали, что норма об изъятии детей из семьи в случае насилия прописана не четко и может трактоваться по-разному.

Попытка не пытка

Сейчас на рассмотрении Мажилиса Парламента находится очередной пакет поправок в Закон «О профилактике бытового насилия». К слову, с момента принятия закона только по инициативе МВД в него 12 раз вносили соответствующие изменения и дополнения. Что предлагают на этот раз? Министерство внутренних дел, проанализировав состояние профилактики бытового насилия и эффективность принимаемых мер, выработало ряд предложений. Так, статья 110 УК РК «Истязание» переведена из дел частного обвинения в частно-публичное. Тем самым обязанность по сбору доказательств вины дебошира возложена на полицию, а не на потерпевших, как это было ранее. Жертве теперь не надо бегать и собирать доказательства, что ее действительно избили.

Планируют расширить полномочия участковых инспекторов полиции. Как показывает практика, на жертву бытового насилия оказывается психологическое давление со стороны семейного тирана, из-за чего она отказывается от заявления. Теперь же участковый самостоятельно может выносить защитное предписание без заявления потерпевших.

За совершение преступления в отношении беременных или беспомощных женщин нижний порог срока увеличен от трех до четырех лет. Срок ареста увеличен с трех до пяти суток.

Расширены полномочия суда в принятии решений о примирении сторон. Ранее дела, связанные с семейно-бытовым насилием, могли быть прекращены на любой стадии производства при примирении сторон, в том числе полицией, если заявительница отказывалась от претензий из-за необходимости уплаты штрафа. Теперь все дела по таким фактам полиция направляет в суд.

Установлены особые требования к поведению правонарушителя, а также введена ответственность за их нарушение — до пяти суток административного ареста. При наличии оснований предполагать, что семейный тиран потенциально опасен, суд вправе по личной инициативе либо по ходатайству органов полиции или других участников производства установить в отношении правонарушителя более жесткие запреты и обязанности. В частности, запрет на хранение оружия, распитие алкоголя даже дома. В особых случаях дебошира могут выселить из квартиры на 10 дней, но при условии, что у него есть другое жилье. Срок действия этих запретов может составлять от трех месяцев до одного года.

Причины, а не следствие

Между тем, согласно различным исследованиям, ежегодно от домашнего насилия погибает более 400 женщин. Каждое третье преступление совершено против женщин. В том числе 97,6 процента всех изнасилований, 83 процента насильственных действий сексуального характера. Причем 15 процентов казахстанских женщин считают, что муж вправе бить свою жену, а на селе каждая пятая женщина считает бытовое насилие нормой. При этом портрет бытового насильника — это безработный мужчина до 45 лет, злоупотребляющий горячительными напитками.

Как показывает практика, даже наличие специализированного Закона «О профилактике бытового насилия» не решило всех проблем. Насилие в той или иной форме наблюдается в каждой четвертой семье. До сих пор распространено мнение, что женщина сама провоцирует скандал. Бывает, что сотрудники правоохранительных органов и вовсе не реагируют на вызовы, касающиеся бытового насилия.

Поэтому в первую очередь необходимо устранять не последствия, а предотвращать причины семейных конфликтов. В этом плане у государства нет системной работы. Также нужно развивать службу психологической и юридической помощи. Во многих странах приоритет в этих вопросах на стороне жертвы, которую всячески охраняют, предоставляя временное жилье, адвоката, временную опеку над детьми. У нас же женщины зачастую терпят побои и унижения в семье из-за материальной зависимости, отсутствия средств и жилья, страха осуждения обществом, стремления сохранить семью ради детей. Специалисты должны помогать не только жертве семейно-бытового насилия, но и консультировать самого дебошира, открывая все возможные последствия его действий.

Как показал анализ, закон работает только в части физического насилия, когда побои налицо, и не позволяет выявить факты психологического насилия (унижение, моральное издевательство), а также случаи бытового насилия в отношении несовершеннолетних, поскольку ребенок не может самостоятельно заявить об этом. При этом наиболее распространенным видом насилия в семье является морально-психологическое. На втором месте — физическое, на третьем — экономическое и на четвертом — сексуальное.

Даже если муж-агрессор понесет наказание, это не значит, что он станет «белым и пушистым». Поэтому политика наказания для семейных тиранов должна измениться в целом.

Специфика таких преступлений выражается в их латентном характере. Многие женщины предпочитают молчать и не обращаться за помощью из чувства стыда и страха осуждения. Поэтому многие преступления остаются незарегистрированными.

Полицейские попытались проанализировать причины преступлений, совершаемых на семейно-бытовой почве. Оказалось, что большинство скандалов происходит из-за имущественных споров и ревности. Заклятыми врагами муж и жена становятся из-за различных разногласий и вмешательства третьих лиц в их семейную жизнь.

Важным аспектом общей профилактики является борьба с алкоголизмом, поскольку зачастую пьяные ссоры и скандалы — это причины совершения бытовых правонарушений. В Казахстане в состоянии опьянения совершается почти каждое пятое преступление, около половины убийств и более 60 процентов всех семейно-бытовых преступлений. Кроме того, 80 процентов задержанных семейных дебоширов не имеют постоянного места работы.

Но если работу еще можно при желании найти, то бороться с пагубными привычками сложнее. В Казахстане недостаточно учреждений для принудительного лечения лиц, больных алкоголизмом. К тому же сложной остается сама процедура направления лица на принудительное лечение. К состоянию здоровья принимаемых пациентов наркологи применяют чрезмерно завышенные требования. Направляемые туда лица не должны страдать побочными болезнями, кроме как алкоголизмом. При этом в Министерстве здравоохранения не раз высказывались против расширения сети медвытрезвителей и наркодиспансеров, считая это нецелесообразным и приводя в пример мировой опыт, когда многие страны идут по пути гуманизации и закрывают такие учреждения.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру