Вне закона: как обуздать самокатчиков и мопедистов

Для водителей и пешеходов крупнейших городов Казахстана уже как кость в горле стоят беспредельщики-мопедисты и их собратья на электросамокатах. Но чиновники, вместо того чтобы решить проблему, философски размышляют над «правильными» формулировками.

Вне закона: как обуздать самокатчиков и мопедистов

Забвенье

С повышением среднедневной температуры на улицы многих городов как подснежники высыпали сотни и даже тысячи скутеристов и самокатчиков — та самая категория водителей, которые находятся, по сути, вне закона, позволяющие себе самое беспредельное вождение. Куда же смотрят госорганы и представители власти? Они, похоже, если и не созерцают, то, по крайней мере, имитируют деятельность. Во всяком случае, именно такое впечатление складывается сейчас.

На прошлой неделе стало известно, что Министерство торговли и интеграции прорабатывает (!) вопрос разработки национальных стандартов к электросамокатам. Такое заявление сделал замначальника управления Комитета административной полиции МВД РК Арман Айтыбеков.

«Сейчас в нормативно-правовых актах отсутствует какая-либо классификация типов электросамокатов, так как отнести их к определенному типу, как скутеры или мопеды, невозможно из-за ряда принципиальных технических отличий и особенностей эксплуатации. «...» Министерство торговли и интеграции прорабатывает вопрос разработки соответствующих национальных стандартов. Мы должны понять — это устройство или транспортное средство. К транспортному средству отнести не можем по ряду причин. Прежде всего — у электросамоката нет тормозной системы, нет поворотников, фар и так далее. Поэтому, как получим стандарт, будем разрабатывать единые типовые правила к ним», — сказал Айтыбеков.

Но ведь проблема анархии на дорогах, устраиваемая этой категорией водителей, не нова. Она волнует общественность по меньшей мере последние лет пять. Еще сильнее ситуация усугубилась с выходом на казахстанский рынок различных курьерских компаний, занимающихся доставкой малогабаритных грузов, что привело к резкому росту числа мопедистов. Но обо всем по порядку.

Уровень бюрократизации некоторых вопросов просто поражает воображение. Несомненно, радует то, что Министерство торговли и интеграции все-таки взялось за дело. Но обратим внимание, за какое именно: «проработку вопроса разработки соответствующих национальных стандартов». Не слишком ли долго в министерстве шли к порогу, преодолев который они только начнут прорабатывать вопрос разработки вместо того, чтобы уже выпустить соответствующие нацстандарты?

Еще большее недоумение вызвал этакий чиновничий ступор, не позволяющий понять, чем является электросамокат — «устройством или транспортным средством». На это самое «понимание» может уйти не один месяц или даже год, при том что нет никакой необходимости в этой работе. В конкретном случае «или» неуместно. Возможно, мы откроем чиновникам какую-то тайну, но «транс

портное средство» — это и есть «устройство для перевозки...», во всяком случае так написано в законе. Так над чем настолько усердно размышляют слуги народа?

Ресурсы есть. А желание?

Электросамокат безоговорочно является средством передвижения — здесь не нужно тратить время на «присвоение» категории. И тот аргумент, который приводят полицейские — «К транспортному средству отнести не можем по ряду причин. Прежде всего у электросамоката нет тормозной системы, поворотников, фар и так далее» — попросту выставляет министерство не в самом лучшем свете.

Существует Закон Республики Казахстан «О дорожном движении», в общем положении которого дается четкая формулировка того, что является транспортным средством. Приведем ее.

В разделе «Основные понятия» закона в ст. 1. п. 28 говорится: «Транспортное средство — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем». То, что электросамокат не оборудован указателями поворота, вовсе не является какой-то непреодолимой преградой, не позволяющей называть его средством для передвижения.

Взять в пример велосипед. Согласно тому же Закону «О дорожном движении», «это транспортное средство, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем», говорится в разделе 6 ст. 1. При этом классическая комплектация велосипеда не подразумевает наличия ни поворотников, ни фар, ни каких-то других элементов. В свою очередь практически все электросамокаты оборудованы как фонарем освещения, так и стоп-сигналом. Ни одного самоката без тормозной системы мы еще ни разу не видели. Скажем даже больше — она гораздо более продвинутая, чем на велосипедах, поскольку позволяет для торможения использовать в том числе и рекуперацию. То есть если рассматривать вопрос именно с позиции безопасности дорожного движения, то электросамокаты имеют ряд преимуществ перед велосипедами, которые транспортным средством признаны изначально.

И даже лошадь, запряженная в обычную бричку или телегу, тоже вкупе является транспортом, только гужевым. Правда, без поворотников, стопсигналов и механических тормозов. Поэтому, что именно будут разрабатывать чиновники, мы искренне не понимаем.

Непонимание это обосновано и тем, что чиновники и полицейские не могут разобраться даже с тем видом, который уже давно классифицирован как транспорт — это скутеры и мопеды. Почему не трогают их? Ответ мы уже не раз слышали. Точнее, есть удобная отговорка, мол, обязательной регистрации в МВД подлежат исключительно те мопеды, объем двигателя которых превышает 50 кубических сантиметров. Между тем водители этих самых мопедов и скутеров ездят по тротуарам, пешеходным аллеям, встречной полосе, пересекают перекрестки по диагонали, проезжают на запрещающий знак светофора. Полиция этих лихачей попросту не замечает.

Да, возможно, догнать юркого мопедиста на патрульном автомобиле не так просто. Но ведь в распоряжении того же алматинского отделения ДП есть целый батальон мотополицейских. И ездят они не на советских «ИЖах» и «Явах», а на мощных байках от авторитетного австрийского бренда КТМ. Быть может, просто нет особого распоряжения?

Для решения вопроса с мопедистами и скутеристами не нужно разрабатывать каких-то уникальных стандартов и годами утверждать нововведения. Достаточно расширить уже существующую категорию «А1», в которую сегодня включены легкие мотоциклы и мопеды с объемом двигателя от 50 до 125 кубических сантиметров. Если убрать нижний порог, то вопрос с культурой вождения решится моментально — нужно будет получать права и регистрировать мопед. Осознав, что, нарушая ПДД, водитель мопеда может лишиться прав, он сразу станет законопослушным.

Все гениальное просто

Конечно, по части «прописки» электросамокатов есть определенные сложности, которые приводят к бюрократическим проволочкам. Но ведь можно организовать плавный переход от того состояния анархии, которое есть сейчас, к фазе формирования законопослушного сообщества.

Есть множество готовых решений, например, опыт Германии. Там с 2019 года разрешено ездить исключительно на тех электросамокатах, которые прошли обязательную регистрацию (ABE — Allgemeine Betriebserlaubnis), а также застрахованы. Изначально, как и в Казахстане, так и в немецком Законе о дорожном движении электросамокаты не значились, но Правительство Германии приняло ряд оперативных мер, которые позволили решить эту задачу.

Всю ответственность за качество узлов и техсостояние электросамоката немцы полностью возложили на производителя, ограничившись лишь определенными рамками дозволенного.

Основные параметры для получения допуска весьма объективны и отсекают те модели электросамокатов, которые по своим параметрам сопоставимы с гоночными мотоциклами (на казахстанских дорогах есть и такие).

Итак, максимальная скорость, которую должен развивать электросамокат, не должна превышать 20 километров в час. Должны быть осветительное оборудование, соответствующее техническим требованиям. Тормоза, звонок или другое акустическое сигнальное устройство. При этом максимальная ширина не должна превышать 70 сантиметров, длина — не более 200 сантиметров, масса без водителя — не более 55 килограммов, общая высота — не более 140 сантиметров. Последний пункт интересен тем, что разрешение можно получить только на тот электросамокат, который оборудован стойкой и рулем. То есть электроскейты, моноколеса и прочие типы «электричек» под запретом — на них можно кататься в дворовых зонах и на закрытых площадках, но не на дорогах общего пользования.

Чтобы не прогадать с покупкой, власти сформировали полноценный список электросамокатов, которые допускаются к сертификации, так что, приобретая новое средство передвижения, человек может заранее проверить все детали по допускам.

Второй обязательный пункт — получение страхового полиса. Тут все то же самое, что и с обычным автомобилем. Есть так называемый минимальный пакет, который в случае совершения ДТП позволяет покрыть расходы третьих лиц. Естественно при условии, если виновником аварии является владелец элетросамоката. Но можно приобрести и многостороннюю страховку. Средняя стоимость полиса составляет от 20 до 60 евро в год.

Самое интересное, что власти Германии не стали усложнять процесс идентификации скутеров и создавать особые государственные регистрационные знаки, как на автомобилях или мотоциклах. Ведь это большие затраты на реализацию, штамповку ГРНЗ. Все делается гораздо проще.

После оформления страхового полиса компания высылает специальный номерной знак, выполненный в виде влагостойкой наклейки. Этакой мини-номер, который аккуратно приклеивается на специальное место на заднем брызговике. Каждый год выдают новые номера, которые отличаются не только комбинацией цифр и букв, но и цветом. Быстро, дешево, сердито, а главное — эффективно, ведь штрафы за нарушение правил ПДД немаленькие. За проезд на красный сигнал светофора водителю электросамоката придется заплатить от 60 до 180 евро. Езда по тротуарам в тех местах, где это запрещено (например, по пешеходным зонам), будет стоить 15-30 евро. Отсутствие страхового номера — 40 евро. Использование несертифицированного самоката — 70 евро. Езда двух самокатов рядом, а не один за другим — 15-30 евро.

В Германии следят не только за тем, как и где ездят самокатчики, но и в каком состоянии. Если при проверке в крови водителя обнаружится алкоголь 0,5-1,09 промилле, то не избежать штрафа в 500 евро. «Бонусом» — запрет на вождение всех видов транспорта на месяц. Если степень алкогольного опьянения окажется выше и алкотестер покажет более 1,1 промилле, это ведет к лишению водительских прав (автомобильных), в том числе будущих, на длительный срок, вплоть до полного лишения. Помимо этого судья может отправить такого водителя в тюрьму и наложить большой штраф.

Проблему, связанную с хаотичным движением на арендованных электросамокатах, немцы планируют решить не менее радикально. Предполагается внедрить систему, которая в автоматическом режиме будет отключать питание при въезде в пешеходные зоны.

Это далеко не единственный пример того, как можно прекратить ту анархию на дорогах, за которой казахстанцы наблюдают уже не первый год. Ну а сколько времени уйдет у чиновников, чтобы сдвинуть вопрос с мертвой точки, покажет будущее. Будем верить, что обозримое.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру