Как «умершие» казахстанцы доказывают, что они живы

Впервые об этой истории сообщил телеканал КТК: из-за технической ошибки петропавловская пенсионерка Алмагуль Есенбердина вдруг оказалась в списке умерших во всех базах данных. Шокирующая правда открылась женщине, когда та готовилась к операции. С тех пор на протяжении месяца она безрезультатно обивала пороги различных инстанций...

Как «умершие» казахстанцы доказывают, что они живы

Похоронили заживо

«Я взяла эту справку о смерти. Когда увидела, что это действительно я и все мои данные в ней указаны, до сих пор я нахожусь в шоке!» — делится эмоциями женщина.

О том, что ее официально нет в живых, Алмагуль Есенбердина узнала случайно. Пенсионерка готовилась к плановой операции. Когда стала оформлять документы, медицинский портал вдруг выдал, что пациентка мертва. Женщина бросилась выяснять, как такое могло случиться.

По ее словам, пенсию за февраль она может не получить по той же технической ошибке. Пенсионерка признается, что столкнулась с равнодушием бюрократического аппарата — почти месяц она обивает пороги различных инстанций, пытаясь доказать, что жива. Не смогли помочь и в ЦОНе, туда сведения попадают из различных ведомств, но исправить данные по отношению к ИИН гражданки специалисты ЦОНа не могут.

После жалобы в прокуратуру женщине удалось аннулировать запись о своей смерти и даже получить паспорт вакцинации. По данным прокуратуры Петропавловска, техническую ошибку сделал сотрудник отдела РАГС города Экибастуза, осуществлявший регистрацию фактов смерти граждан, поэтому пенсионерка с 21 декабря 2021 года во всех базах данных числилась умершей.

«При проверке установлено, что 21 декабря 2021 года актовая запись зарегистрирована на основании медицинского свидетельства, которое поступило в информационную систему ЗАГС путем интеграции. Однако при формировании медицинского свидетельства медицинским учреждением допущена ошибка в ИИН умершего. При обнаружении незамедлительно приняты меры по устранению. В тот же день был установлен жизненный статус по ИИН», — прокомментировала руководитель отдела РАГС акимата Экибастуза Майя Сатвалдинова.

Но до полноценной жизни в цифровой системе еще далеко. В каких базах данных пенсионерка по-прежнему числится умершей, неизвестно. Женщина не может понять, почему на исправление ошибки уходит так много времени.

Алмагуль Есенбердина говорит, из-за пережитого стресса у нее резко ухудшилось здоровье. И теперь нужна не одна, а уже две сложные операции. С виновных в своей «цифровой смерти» женщина в судебном порядке собирается взыскать моральный вред.

Справедливости ради стоит отметить, что подобные случаи в Казахстане хотя и редки, но не единичны. В мае прошлого года на всю страну прогремела история пенсионерки из Щучинска Анастасии Малашенко.

О своей «смерти» женщина узнала в 2015 году: оказывается, в базе данных она числилась умершей с 1997 года. После того как правда всплыла наружу, она всячески пыталась добиться в справедливости и восстановиться в правах, но безрезультатно. По факту все эти годы жила без прав: не могла приобрести билеты на поезд, элементарно не могла обратиться в больницу за квалифицированной медицинской помощью, так как без документов это было сделать затруднительно.

И хотя сегодня история женщины закончилась благополучно — ей вернули статус «живой» во всех базах (по крайней мере, так утверждают чиновники), довольствоваться этим пенсионерка не намерена. Она требует шесть миллионов тенге в качестве моральной компенсации.

«Вроде как восстановили меня, но я еще никуда не ходила, чтобы проверить. Нет необходимости. Да, акимат присылал мне машину со специалистом, отвезли в поликлинику, прикрепили меня как положено. Говорят, что везде как живая числюсь. Сотрудники акимата не приезжали лично. Журналисты из телевидения меня поздравили, сказали, что восстановили статус, — рассказала «воскресшая» Малашенко в одном из своих интервью, — требую моральный ущерб. Сейчас готовлю заявление вместе с юристом. Будем писать заявление на РАГС Коксуского района Алматинской области. За каждый год моих нервов — миллион тенге. Получается, с 2015 года — шесть миллионов тенге».

Каким в итоге будет решение суда и кто намерен отвечать за «фатальную» ошибку, пока неизвестно. Но открытым остается вопрос: как казахстанцы попадают в списки покойников и что в этой ситуации делать?

Человеческий фактор?

«Очень редко бывает такое, что люди вот так, «по базе данных», умирают. Это происходит по разным причинам. Например, при выдаче новых документов в какой-то графе могут ввести неверные данные, какую-то цифру поменять случайно, и тогда, возможно, будет введен ИИН умершего человека. По ошибке. То есть тут идет речь о человеческих ошибочных действиях, которые могут проходить на самых разных уровнях», — рассказали в ответ на историю пенсионерки в Министерстве юстиции. Иными словами, в большинстве случаев казахстанцы могут оказаться «умершими» в базе данных из-за человеческого фактора.

«Да, человек может случайно оказаться «умершим» в базе данных. Но это очень редко, повторюсь, и по большей части из-за ошибки сотрудника того или иного ведомства. Чтобы исправить ошибку, нужно обратиться в Минюстиции или МВД. А вообще нужно обращаться туда, где эту ошибку допустили. Поэтому конкретного алгоритма, что делать в такой ситуации, нет, потому что каждый случай считается уникальным», — рассказали в Минюстиции на запрос корреспондента Sputnik и добавили, что ошибки также могут допускаться при переносе архивных данных.

«Сейчас же все электронное. Ранее все было в архиве. Когда данные переносят с бумаги на электронные носители, могут быть допущены ошибки», — сказали в ведомстве.

Конечно, исходя из такого ответа, на первый взгляд, все кажется понятным: необходимо сообщить об ошибке туда, где ее совершили. Но что делать в ситуации, когда ошибки допущены во всех базах данных? Как правило, подобные данные невозможно исправить в одночасье, на это уходят месяцы и даже годы, как, например, в случае двух героинь этого материала.

Получается, что с развитием информационных технологий никто не застрахован от подобных случаев. Другой вопрос: полагаются ли за такие ошибки компенсации? Ведь пока человек считался мертвым, он по факту был лишен всех «радостей» жизни: поездок, медицинской помощи, той же зарплаты или пенсии, а значит, в какой-то мере подвергал свою жизнь опасности.

Но, как показывает практика, за ошибочное объявление человека умершим компенсаций не бывает. По крайней мере, таких случаев еще не было ни в Казахстане, ни в других странах СНГ. Как поделились с «МК» отечественные юристы, привлечь к ответственности за ошибочное признание умершим можно только тех, чей преступный умысел был доказан. Если признанный умершим оказывается живым, то это не является «ошибкой» суда: суд принимал решение на основе ряда имеющихся доказательств — например, отсутствия каких-либо сведений о человеке в течение пяти лет. После того как исчезнувший «нашелся», следует отмена судебного решения. Однако никакой компенсации морального вреда не предусмотрено.

Чаще всего причинами этого становятся технические сбои в базах РАГСов, особенно в случаях с лицами, чьи установочные данные были аналогичны или схожи с данными умерших граждан. Вместе с тем такие случаи не исключены и в связи с умышленными незаконными действиями, например, при попытках злоумышленников завладеть чужим имуществом при жизни человека.

В случае доказанных умышленных действий вероятнее всего они будут квалифицироваться по статье 190 УК РК «Мошенничество», за которую предусмотрена уголовная ответственность с максимальным наказанием в виде лишения свободы на срок от трех до пяти лет.

Однако вряд ли работники ведомственных органов, пользуясь и одновременно рискуя своим положением, будут открыто проворачивать мошеннические махинации. Ведь если подобные действия будут доказаны, за этим действительно может последовать наказание.

Но и не это в первую очередь будет интересовать потерпевшего казахстанца. Главный вопрос, остающийся на повестке — как исправить ошибки совершенные, пусть и на основании человеческого фактора...

При установлении в информационной системе некорректных сведений в актах гражданского состояния — о рождении, смерти, заключении или расторжении брака — гражданину необходимо подать заявку на проведение актуализации через портал e-Gov.kz в «Личном кабинете».

Для подачи заявки потребуется ЭЦП. На главной странице надо зайти в раздел «Сервисы» — «Сервис по проверке актовых записей физических лиц». В открывшемся окне необходимо выбрать «Тип актовой записи» из выпадающего списка: актовая запись о рождении, актовая запись о заключении брака, актовая запись о расторжении брака, актовая запись о перемене ФИО, актовая запись о смерти, актовая запись об установлении отцовства, актовая запись об усыновлении/удочерении.

После заполнения указанных данных необходимо прикрепить копию свидетельства о рождении путем нажатия на кнопку «Загрузить новый файл», далее нажать на кнопку «Оцифровать сведения» и подписать заявку ЭЦП. Актуализация остальных видов актовых записей осуществляется в таком же порядке.

Других способов юридической защиты от ошибочного признания человека умершим в Казахстане пока не придумали. По сути, единственный шанс оставаться юридически живым при жизни — поддерживать тесную связь с родными и близкими.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру