В Казахстане предлагают разделить по цветам товары в зависимости от их полезности

Национальная ассоциация «Денсаулык» по снижению вреда от факторов риска неинфекционных заболеваний представила результаты своего исследования, посвященного вопросам информирования потребителей о содержании и составе продуктов с помощью этикетки и маркировки.

В Казахстане предлагают разделить по цветам товары в зависимости от их полезности

Накануне Нового года авторы исследования представили журналистам экспертные рекоммендации по содержанию и классификации этикеток, чтобы информировать общество и потребителей о том, как выбрать более полезные продукты, а государство — о том, как проще реализовать единую программу о здоровье нации.

Фактор осведомленности

— Сегодня нужны новые и более эффективные способы информирования потребителей о том, как защитить здоровье от развития неинфекционных заболеваний. Одним из таких направлений является концепция снижения вреда, вызванного опасными продуктами и привычками. И здесь важна роль государства, способного создать единую систему регулирования и эффективного информирования потребителей с помощью этикетки, упаковки и маркировки продукции для защиты здоровья казахстанцев, — считает Бахыт Туменова, глава Национальной ассоциации «Денсаулык» по снижению вреда от факторов риска неинфекционных заболеваний.

Концепция снижения вреда основана на убедительных доказательствах, демонстрирующих практичность, реализуемость, действенность, безопасность и эффективность предлагаемых мер в различных социальных, культурных и экономических условиях. Большинство мероприятий по снижению вреда просты в реализации и недороги, и все они уже оказывают ощутимое положительное влияние на общество. В качестве собственных наблюдений можно, например, привести такие: с распространением культуры пития казахстанцы постепенно переходят от крепких алкогольных напитков к более изысканным и слабоалкогольным, а значит, менее вредным. Еще лет десять назад большая часть населения бывшего СССР практически не знала сухих вин, предпочитая сладкие и полусладкие напитки, а сегодня многие знакомы со вкусом эксклюзивных марок. Многие отказываются от жареной и высококалорийной пищи, от новогодних майонезных салатов, приготовленных из свежей зелени и овощей. Многое меняется — вода камень точит.

Никто не утверждает, что концепция Ассоциации по снижению вреда сработает мгновенно, но общество должно иметь возможность без необходимости не преодолевать ненужные препятствия, включая навязанные кем-то правила. К тому же предлагаемые подходы носят больше стимулирующий характер и направлены на создание позитивных изменений в жизни каждого человека. Признавая, что лишь небольшой процент людей, имеющих вредные привычки, способен одномоментно отказаться от них, концепция снижения вреда помогает людям максимизировать любые потенциальные выгоды из своего образа жизни, в том числе меняя привычки.

Рецензентами данного исследования стали Шамиль Тажибаев, доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник Казахской академии питания и Бельгибай Шахметов, доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник Республиканского научно-практического центра психического здоровья. А результаты работы пояснил Гинтаутас Кентра, эксперт по снижению вреда ассоциации «Денсаулык»:

— Для некоторых людей важен доступ к программам профилактики, ухода и лечения, включая подходы, предполагающие радикальные меры в отношении образа жизни. Такие решения принимаются индивидуально и на добровольной основе. Многие люди, имея вредные привычки, не нуждаются в лечении, а те, кто сталкивается с проблемами, часто не желают или неспособны пройти курс лечения по множеству причин. Чаще всего общество может быть не осведомлено о причинах и последствиях заболеваний или не стремится получить такие знания. С другой стороны, если за источниками неинфекционных заболеваний стоят коммерческие интересы заинтересованных сторон, то они, как правило, не желают информировать потребителя о последствиях своего выбора. Именно по этой причине наше исследование посвящено одному из методов реализации концепции снижения вреда — повышению осведомленности общества. И рассматривает оно три фактора неинфекционных заболеваний: продукты питания, алкогольная и табачная продукция.

Крупные коммерческие структуры активно используют доступные каналы коммуникации с потребителями, ставя конечной целью продвижение собственных продуктов путем навязывания покупки. В самом деле, выбирая определенные сообщения и визуальные образы, маркетологи создали эмоциональную связь между предлагаемыми товарами и потребителями. Тем важнее представляется данное исследование, предлагающее конкретные меры по повышению осведомленности общества в отношении приобретаемых им продуктов.

Питание

В наши дни избыточная масса тела и ожирение признаны эпидемией мирового масштаба. Лишним весом страдает каждый четвертый житель планеты, а количество тучных людей прогрессивно увеличивается, и Казахстан не является исключением.

— Наши исследования показали, что более половины взрослого населения Казахстана, а точнее 55,5 процента женщин и 49,2 процента мужчин, страдают избыточной массой тела или ожирением, и у каждого седьмого ребенка в возрасте до 14 лет, что составляет почти 15 процентов детского населения Казахстана, наблюдается избыток веса, — говорит Гинтаутас Кентра. — Ввиду актуальности проблемы предлагаем выработать единый подход к маркировке пищевой продукции в РК. Обзор продуктов питания на рынке Казахстана позволил нам сделать вывод, что в стране отсутствует единая система регуляции информации, которую производитель наносит на упаковку продукта питания.

Добавим, что та информация, которую мы обычно видим на упаковках, обычно нечитабельна, и чаще ее не так просто найти, замаскированную в склеенной или самой нижней части этикетки.

Эксперты советуют ввести простые цветовые маркеры и предупреждающие надписи, которые помогут потребителям делать более осознанный выбор при покупке продуктов. Размещать такую информацию следует на лицевой стороне упаковки, а предупреждать она должна о высоком содержании солей, трансжиров и калорий:

1) «избыточные калории вызывают ожирение, которое вызывает болезни сердца, рак кишечника, диабет 2-го типа»;

2) «употребление продуктов с высоким содержанием солей способствует возникновению сердечно-сосудистых заболеваний»;

3) «данный продукт содержит трансжиры, которые приводят к рискам для здоровья; не рекомендуется детям».

Также эксперты рекомендуют утвердить на законодательном уровне следующие формулировки о полезных свойствах продукции: «не содержит сахара»; «изготовлен из экологически чистых продуктов»; «не содержит консервантов»; «полезно для здоровья». Они помогут потребителям выбирать более полезные продукты.

Ежегодно в мире от курения умирают восемь миллионов человек и еще один миллион — в результате воздействия пассивного курения. Одним из методов борьбы с курением стало нанесение на пачки сигарет предупреждения о вреде для здоровья. Согласно ВОЗ, такая информация должна быть четкой, видимой, читаемой, а также покрывать не менее 50 процентов передней и задней частей упаковки шокирующими изображениями, так как шок вызывает отторжение, зачастую способствующее исчезновению желания взять подобный товар в руки, а тем более заплатить за него.

В Казахстане в последние годы кроме традиционных популярным стало употребление электронных сигарет и продуктов из нагреваемого табака, потенциально вроде бы менее вредных для здоровья. Авторы данного исследования предлагают разделять бездымные табачные продукты по количеству содержания в них канцерогенных веществ, используя цветовые маркеры. Черный цвет будет означать, что продукция содержит крайне высокий уровень вредных веществ. Синий — информировать о содержании определенной концентрации вредных веществ. Голубой покажет, что в продукции умеренная концентрация вредных веществ, а зеленый будет говорить о незначительной концентрации вредных веществ.

Действующая сегодня на пачке сигарет надпись «содержит системные яды, канцерогенные и мутагенные вещества» не в полной степени определяет статус продукта, потому нанесение на упаковку цветовой маркировки позволит потребителям идентифицировать менее вредную продукцию. По мнению авторов, предлагаемый метод является справедливым и позволяет курильщикам быть максимально осведомленными в отношении сигарет, гарантируя конституционное право потребителя на здоровье и осознанный выбор в пользу менее вредной альтернативы.

Алкоголь

Это вечная тема искушений, одновременно поднимающая настроение и превращающаяся в яд. А разница лишь в дозе. Умеренное употребление некоторых видов алкоголя полезно для сердца и кровообращения, но чрезмерное чревато большими проблемами. На душу населения в Казахстане потребление алкоголя составляет почти восемь литров в год, и республика вырвалась на первое место во всем евразийском регионе по показателю смертности по этой причине. По данным на 2016 год, причиной 74 процентов мужской смертности был цирроз печени, для женщин эти показатели составили 45 процентов. Около трети жителей страны употребляют алкоголь и примерно 18 процентов зависимы от него.

Учитывая масштабы проблемы, авторы исследования предлагают разделить алкогольные напитки на категории по уровню риска для здоровья. Поскольку сегодня на алкогольной продукции есть только надпись о возрастных ограничениях, то эксперты ассоциации говорят о том, что предупреждения должны включать также изображения и текст.

— На алкогольной продукции с долей спирта от трех процентов до 25 рекомендуется использовать «предупреждающее» изображение, занимающее не менее 20 процентов поверхности лицевой стороны упаковки, — считает Гинтаутас Кентра. — На алкоголе с содержанием спирта в 25-40 процентов и 40 процентов — не менее 40 процентов этикетки. Такое воздействие сможет переключить внимание пьющей категории граждан с крепких напитков на слабоалкогольные с меньшим содержанием химии.

Главный вывод исследования заключается в том, что предупреждения о вреде для здоровья, вызывающие страх, могут стать эффективным средством информирования населения, а также способствовать появлению намерения прекратить потребление определенной категории продуктов. Тем самым можно достичь значительных успехов в сфере общественного здравоохранения. Также авторы исследования рекомендуют в рамках государственных программ здравоохранения и развития бизнеса внедрить стимулирующие механизмы производства и реализации продукции с меньшим вредом для здоровья, предусмотреть фискальные послабления и относительную маркетинговую свободу для производителей.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру