Среди казахстанцев растет резистентность к антибиотикам

Существуют заболевания, при лечении которых принимать антибиотики просто необходимо. Но еще больше тех, при которых они не нужны. Необоснованное применение антибиотиков распространено повсеместно: врачи предпочитают обезопасить себя юридически и перестраховаться, а пациентам проще купить пачку таблеток, чем ждать результатов дорогостоящих анализов. Такой подход удобен сию минуту и катастрофически опасен в долгосрочной перспективе...

Среди казахстанцев растет резистентность к антибиотикам

Эксперты ВОЗ, проведя анализ, пришли к выводу, что к 2050 году смертность от антибиотикорезистентности (устойчивости к ним) будет превышать нынешнюю смертность от онкозаболеваний, диабета и других тяжелых заболеваний.

Виной коронавирус?

Уже сегодня ученые по всему миру с тревогой признают, что из-за повсеместного употребления антибиотиков у человечества растет невосприимчивость к такого рода препаратам. А когда прием антибиотика становится жизненно необходим, они просто не работают...

Как заявляют в ВОЗ, как правило, это препараты средней силы воздействия, резистентность (устойчивость бактерий) к которым развивается быстро. И их не рекомендуется использовать по несерьезным показаниям. К этой группе относятся всем нам знакомые препараты, такие как азитромицин и другие макролиды для лечения острых и хронических инфекций. Это цефалоспорины 3 и 4-го поколений, такие как цефтриаксон. Это фторхинолоны начиная с ципрофлоксацина таблетированного и заканчивая так называемыми современными респираторными фторхиналонами (левофлоксацин, моксифлоксацин) с выраженной противомикробной активностью.

Такая картина четко сложилась и в Казахстане. По данным исследования клинико-диагностической лаборатории «Олимп», с января 2021 года сегодня анализ в лаборатории сдали 126 000 пациентов (данные получены из всех регионов Казахстана). Из обследованных 78 процентов — женщины и 22 процента — мужчины. В ходе исследования у пациентов производили биологический сбор следующих мазков: из носоглотки, ротоглотки, урогенитального тракта, раневой поверхности, стул и биологические жидкости организма.

«Мы составили топ-десять антибиотиков, к которым у обследованных чаще всего была обнаружена устойчивость. В этот список вошли такие популярные и всем известные препараты, как ампициллин, пенициллин, эритромицин, тетрациклин, цефтриаксон, триметоприм + сульфаметоксазол, оксациллин, гентамицин, ампициллин + сульбактам, ципрофлоксацин», — сообщил директор КДЛ «Олимп» Ерлан Сулейменов.

Такие результаты ученые связывают ни с чем иным, как с бесконтрольным назначением и отчасти с самолечением, к которому казахстанцы прибегают с особой частотой. В связи с ситуацией, которая сложилась на протяжении последних лет, казахстанцы приловчились лечить себя самостоятельно даже от коронавируса.

С одной стороны, реакцию людей понять можно: страх и паника. Но, по словам отечественных специалистов, это не лучшие консультанты при назначении лечения. И если ситуация продолжит складываться подобным образом, то в будущем это приведет к ускорению процесса развития устойчивости бактерий и появлению в природе штаммов, резистентных ко всем имеющимся антибактериальным препаратам. И тогда от них уже не будет лекарства...

Ошибка родителей

Еще большую тревогу медицинского сообщества вызывает тот факт, что более половины казахстанских родителей самостоятельно назначают антибиотики своим детям.

«Антибиотики должны использоваться строго по назначению, прицельно. В целях профилактики эти препараты не назначаются ни в коем случае. Антибиотиков очень много, и у каждой группы есть свои побочные эффекты: например, у гентамицина — повреждение слухового нерва. Мы назначаем антибиотики, когда их польза превышает риск. Использовать их просто так — это абсурд», — высказалась во время круглого стола на эту тему заведующая кафедрой детских инфекционных болезней АО «Медицинский университет Астана», главный внештатный детский инфекционист РК Динагуль Баешева.

«Сфокусирую ваше внимание на острых кишечных инфекциях, с которыми чаще всего сталкиваются дети, а нередко — и взрослые, и в которых явно превалируют вирусные возбудители, — продолжает детский инфекционист. — А у детей — чем меньше возраст, тем больше вирусной этиологии. Но антибиотики на вирусы не действуют, влияют лишь на бактерии. Наша кафедра провела большую исследовательскую работу по выявлению у детей токсикогенного штамма клостридиум диффициле. Это антибиотико-ассоциированная диарея. Проявляется в виде жидководянистого стула. По определению ВОЗ, это диарея, которая возникает на фоне антибактериальной терапии и длится в течение двух месяцев после прекращения курса антибиотиков. Мы проанализировали свыше 2000 историй болезни детей и установили невообразимое количество и сочетание использованных при их лечении антибиотиков, которые применяли как в стационаре, так и на амбулаторно-поликлиническом этапе. При этом дети поступали обратно в стационар по три-четыре раза. Антибиотико-ассоциированная диарея — одна из тяжелых диарей, которая может завершиться формированием специфического язвенного колита, который трудно поддается терапии», — добавил врач.

Если внимательно изучить список побочных эффектов, то даже банальные пенициллины дадут фору большинству современных вакцин, которых многие так боятся. В списке возможных реакций на антибиотики — головная боль, аритмия, тошнота, анафилактический шок и даже слепота. Когда речь идет о серьезных бактериальных инфекциях, риск оправдан. Но если это обычное ОРВИ?

«Антибиотики при ОРВИ можно применять только в том случае, если по клинической и лабораторной картине очевидно, что присоединилась бактериальная инфекция. Сами по себе антибиотики вирусы не лечат и не профилактируют, самый действенный способ бороться с вирусами — это вакцинация», — отметила во время круглого стола кандидат медицинских наук, главный внештатный клинический фармаколог РК Лариса Макалкина.

Однако, несмотря на многочисленные заявления медиков о том, что антибиотики вирусные инфекции не лечат, многие продолжают надеяться на чудодейственную таблетку.

«Мы провели анкетирование, и оказалось, что 56 процентов родителей самостоятельно назначали своим детям антибиотики, 22 процента из них начинали давать лекарства в первый же день болезни без консультации со специалистом. По нашим данным, 67 процентов детей, заболевших COVID-19, получали антибиотики, большинство из этих назначений были лишними», — сообщила Динагуль Баешева.

Как бороться с этой проблемой? По наблюдениям наших врачей, сегодня в Европе применяют очень простую технологию: когда пациент с ребенком сидит на приеме у врача, доктору запрещено говорить при нем фразы о пользе антибиотиков. В конечном счете, это воспитывает определенную сознательность и у родителей, и у детей и приносит результаты.

В нашей стране медики выступают за аналогичный подход и пути борьбы с чрезмерным потреблением лекарств видят следующим образом: регулярное обучение медицинского персонала, проведение исследований на тему антибиотикорезистентности, постоянный мониторинг, активное информирование населения. Не говоря уже об особом контроле аптек, где существует вероятность бесконтрольного отпуска антибиотиков.

Антибиотики на завтрак, обед и ужин...

Нужно понимать, что медицина — не единственная сфера, в которой происходит чрезмерное употребление антибиотиков. Как показал человечеству коронавирус: любой патоген животного происхождения имеет вероятность его переноса на человека. Распространение знаний по антимикробной резистентности — архиважная задача для правительств любых стран. Потому что антибактериальные препараты одного и того же ряда применяют как в системе здравоохранения людей, так и в сфере животноводства. Различаются только способы их использования и дозировки. И практика обязательного отпуска антибактериальных препаратов по рецептам в ветеринарии должна быть такой же, как в системе здравоохранения. Ведь не все пока готовы отказаться от продуктов животного происхождения.

А потому если человек каждый день будет получать даже малую дозу антибактериальных препаратов с пищей, мясом и молочными продуктами, в итоге у бактерий в организме выработается иммунитет или устойчивость к ним.

По результатам различных исследований, если исходить из количественных показателей в интенсивном животноводстве, больше всего антибиотиков задействовано в птицеводстве. Хотя сегодня это стало фактически повсеместным и в овцеводстве, и при разведении крупного рогатого скота, и в других видах животноводства. И несмотря на то, что в стране существует система контроля по остаточным веществам в продуктах питания, на прилавки такая продукция в любом случае попадает.

А бывает и так, что человек использовал антибактериальные препараты для лечения животного в своем подворье. И, не выдержав сроки их вывода, он самостоятельно забивает его, а мясо использует в повседневном питании. Получается: постоянный приход этого антибактериального препарата к одному и тому же кругу людей постепенно вырабатывает в их организмах, где присутствуют бактерии, устойчивость к этому антибиотику. В итоге это приводит к распространению этой формы особо устойчивых бактерий. Как контролировать производителей мяса? Этот вопрос регламентации сегодня находится на обсуждении, как и многие другие. Четкого плана о том, как будет регулироваться прием антибиотиков в Казахстане, сегодня нет. А проблема есть.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру