Европротокол для участников ДТП наконец-то узаконят в Казахстане

Не так страшно дорожно-транспортное происшествие, как его последствия, что отбирают у автолюбителей как драгоценное время, так и деньги. «Утоление голода» дорожных полицейских, ожидание суда и многочисленные походы в страховую компанию уже в обозримом будущем могут остаться в прошлом.

Европротокол для участников ДТП наконец-то узаконят в Казахстане

Неспешным шагом

ДТП бывают разные: после одних от автомобилей остается только груда металла, другие же наоборот — настолько незначительные, что можно было бы пожать руки и разойтись. Но... Не тут-то было. Доблестная полиция тут как тут, и первое, что делают полицейские, — изымают права у обоих участников, а дальше, как гласят городские легенды, нужно решать все на месте или оформлять происшествие. А это, в свою очередь, грозит серьезными последствиями, ведь по действующим правилам даже незначительная авария является поводом для составления протокола и назначения административного штрафа в размере 20 МРП (58 340 тенге на 2021 год) или же лишения прав на шесть месяцев (ст. 610 ч. 1).

Но даже если не будет изъятия водительского удостоверения, то процедура получения своего документа обратно (а полицейские вправе отправить его в районное отделение) может занять не один день. Конечно, если ситуация спорная, то нужно все оформлять, вызывать страховщиков и готовиться к тому, что вся история с выплатой компенсации затянется на один-два месяца. Но что если авария незначительная?

Одним из очевидных выходов из подобных ситуаций является внедрение так называемого «европротокола» — это упрощенная процедура оформления ДТП без участия сотрудников полиции, которая затем позволяет обратиться в страховую компанию за возмещением убытков. Такой опыт применяется во многих развитых странах уже не первый год и зарекомендовал себя с положительной стороны. Есть, правда, здесь и свои нюансы, но обо всем по порядку.

Впервые в Казахстане заговорили о европротоколе в конце нулевых, когда в 2008 году в Закон «Об обязательном страховании ГПО владельцев транспортных средств» внесли очередные поправки. Об этом мы подробнее расскажем чуть ниже. Страховые компании решили обратиться к практике европротокола в 2013 году. Они проанализировали законодательство, и, как было сказано на одной из пресс-конференций, «убедились, что прямых запретов на введение европротокола нет, но при этом нет параметров, по которым могут работать потребители страховых услуг по данной практике», пояснил тогда председатель правления АО «БТА страхование» Галым Амерходжаев. Тема, казалось бы, актуальная, но она не получила поддержки ни со стороны коллег-страховщиков, ни среди самих автолюбителей.

Через два года, в 2015 году, об «упрощенке» вспомнили вновь. Тогда уже Генпрокуратура РК внесла предложение по введению в республике оформления европротокола. Но предложение не означает закрепления на законодательном уровне, это лишь один из этапов. Ведь для того чтобы европротокол действительно заработал в том виде, в котором должен, для этого необходимо внести изменения в законодательство РК в части обязательной гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств. Разработать и утвердить шаблон протокола и схемы, которые участники ДТП заполняют самостоятельно. В Законе «О дорожном движении» должно появиться описание таких случаев без дальнейшего оформления ДТП в органах дорожной полиции — то, чего не было сделано до сих пор, и еще целый ряд аспектов, которые следует решить. Самое любопытное, что некий намек на прообраз европротокола в казахстанском законодательстве есть...

Лед тронулся

В частности, есть статья 22-1 Закона РК «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств». В ней говорится, что участники ДТП в случае отсутствия потерпевших, которым причинен вред здоровью или жизни, и если размер ущерба не превышает 50 МРП (145 850 тенге), по взаимному согласию вправе самостоятельно составить схему и покинуть место ДТП. Но! При этом водители не разъезжаются по своим делам, а обязаны «прибыть на ближайший пост или в подразделение органов внутренних дел для его оформления», говорится в статье.

Такая возможность существовала еще с 2008 года, но из-за мошеннических действий и нежелания платить штрафы виновной стороны практика не прижилась. Что, собственно говоря, неудивительно.

Кстати, в 2017 году в МВД расставили точки над i. «Законодательно в Казахстане не предусмотрено использование европротокола при ДТП с материальным ущербом. Наряду с этим сейчас работы по разработке законопроекта по внедрению европротокола не ведутся», — пояснил тогда директор департамента государственного языка и информации МВД Алмас Садубаев.

И только сейчас вопрос сдвинулся с мертвой точки. В завершении 2021 года депутаты Мажилиса предложили ввести европротокол, обсуждая в первом чтении проект закона о развитии страхового рынка и рынка ценных бумаг.

Поправки внесут в законопроект до второго чтения. Одновременно в страховое законодательство предполагается прописать нормы, предусматривающие переход на гибкую тарификацию стоимости обязательного автострахования, привязав ее к истории нарушений ПДД.

То есть те, кто будет регулярно попадать в ДТП, станут платить заметно больше, чем те автолюбители, которые стараются водить предельно аккуратно. Такая мера работает и сейчас, и скорее всего под термином «гибкая тарификация» подразумевается удорожание страховых услуг в целом и для злостных нарушителей в частности.

Полицейские на вопрос депутатов заявили, что готовы доработать свою информационную систему, связав ее с базой данных страховщиков. В итоге решено, что новые нормы закона подготовят к 2023 году.

Европротокол наконец-то обретет законный статус, то есть участникам ДТП не нужно будет дожидаться сотрудников дорожной полиции, что должно в некоторой степени сократить количество пробок. В теории водителям нужно будет собирать гораздо меньше бумаг, должен сократиться срок урегулирования дела для получения страховой выплаты, поскольку не нужно будет ждать решения суда.

Но значит ли это, что проблем у автолюбителей станет меньше? Ведь если в развитых странах европротокол работает без нареканий, то во многих странах СНГ эта практика полна сюрпризов и неожиданностей.

Ясно, что ничего не ясно

Во-первых, у участников ДТП могут возникнуть трудности с заполнением бланка европротокола и составлением схемы ДТП. А это, в свою очередь, сулит отказ от страховой выплаты. Ведь и сейчас страховые компании не горят желанием выплачивать страховые суммы полностью, цепляясь за любой повод, позволяющий сократить их «траты». На практике это выглядит следующим образом: допустил несколько ошибок при оформлении, сделал ряд помарок — документ могут признать недействительным.

Во-вторых, водители должны одинаково оценить ситуацию, а одному из участников ДТП нужно признать себя стороной, виновной в ДТП. И если где-нибудь в Германии с этим пунктом вопросов не возникает, то в странах постсоветского пространства даже заведомо виновный человек нередко пытается перекинуть вину на другого. То есть даже если все оформить верно и не указать виновного, то в выплатах откажут.

Еще более сложный вопрос — определение суммы ущерба. Когда в Казахстане введут европротокол, наверняка будет установлена сумма лимита. Будет это 50 МРП или больше, не важно, но предел точно будет. Так вот, при ДТП нередко бывает так, что за незначительными внешними повреждениями скрываются внутренние, более серьезные. На их восстановление может уйти гораздо больше средств. А они уже окажутся за пределом суммы установленного лимита. Что делать в таком случае?

Например, в России правилами ОСАГО предусмотрено право потерпевшего требовать возмещение ущерба у виновника аварии, когда возмещения по европротоколу не хватает на ремонт автомобиля. А это, в свою очередь, является фундаментом для мошенников, которые, подставив машину и договорившись разойтись по европротоколу, впоследствии могут выставить счет на кругленькую сумму. Нужна ли такая практика в Казахстане?

Конечно, российские водители уже научились перестраховываться на этот случай. Например, виновник аварии может попросить у пострадавшего расписку об отсутствии претензий: «Я не имею финансовых претензий к виновнику ДТП относительно повреждения моего автомобиля в части, превышающей размер максимально возможной страховой выплаты по договору ОСАГО в рамках европротокола». Если это не мошенник, то он скорее всего согласится на расписку. Если же нет, то... нужно вызывать полицию. Это даже не практика, а жизненный опыт, и не хотелось бы, чтобы казахстанские автолюбители наступали на те же грабли.

Пока остается открытым вопрос, какой именно формат оформления будет выбран: смогут ли автолюбители оформлять все сами или все-таки потребуется присутствие страховщика. Сама концепция европротокола подразумевает первый вариант, поскольку ожидание комиссара — это тоже время. Но тут возникают другие риски, о которых казахстанские страховщики ранее уже говорили.

Так, если передать оформление только участникам ДТП, то у недобросовестных водителей появляется масса возможностей для фальсификаций и инсценировок, то есть страховщики будут лишены механизма противодействия мошенничеству. Поэтому обязательным условием внедрения системы европротокола, по мнению страховщиков, должно быть непосредственное участие их сотрудников при составлении схемы ДТП.

Есть в этом вопросе ряд других подводных камней, незнание которых может привести одновременно и к удорожанию стоимости самого страхового полиса, и к отказу в выплатах. Поэтому от того, в каком виде будет выпущен казахстанский европротокол, будут зависеть дальнейшие последствия для автолюбителей, попавших в ДТП.

Будем с нетерпением ждать проект закона, а после выхода разберем все его достоинства и недостатки.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру