За приключениями не надо ехать на край земли

Круглый год ученый-энтомолог Александр Жданко не расстается с фотокамерой, рюкзаком и трекинговыми ботинками. Работая над альбомами о птицах, он вынужден носить с собой даже кости для приманки хищников. Как зоолог он все знает о животных, но однажды в горах с ним произошел странный случай, и он не смог дать объяснение тому, что слышал в грозовую ночь за пологом своей палатки.

За приключениями не надо ехать на край земли

Часто по весне Александр отправлялся в горы в район Кордайского перевала. Места там суровые, безводные, но в мае цветут маки и летают редкие бабочки. В тот раз в экспедицию отправились вдвоем — Александр и его аспирант. В один из вечеров небо нахмурилось, приближалась непогода. Ученые решили пораньше поужинать, спрятали весь свой скарб и, как только первые капли упали на горный склон, укрылись в палатке.

Кто-то шел к палатке на двух ногах...

Ветер усиливался, дождь колотил по стенкам палатки, когда люди услышали тяжелые шаги — будто по земле, не таясь и не подкрадываясь, ступало очень крупное животное. Но было очевидно, что к лагерю приближается существо на двух ногах. Лежа на боку и прижавшись ухом к земле, Александр отчетливо слышал шаги прямоходящего существа. Кто-то подошел ближе, замер на несколько мгновений, и вдруг шум грозы разорвал душераздирающий вопль. По мнению зоологов, ни зверь, ни человек не способны издавать такие звуки. Это было что-то из ряда вон выходящее. Люди замерли. Они лежали в своих спальных мешках, затаив дыхание. Аспирант показал газовый баллончик, но Жданко только прижал палец к губам. Потом шаги стали удаляться от лагеря, а утром на земле ничего нельзя было разглядеть — все следы смыл дождь.

Жители селения на другой стороне горного хребта, ловившие для энтомолога бабочек, поведали, что часто замечают косматых существ огромного роста, но те мгновенно исчезают из поля зрения, словно их и не было. Под это описание подходит только снежный человек, о встречах с которым доктор биологических наук, профессор П.И. Мариковский написал в книге «Снежный человек: миф и действительность».

Естествоиспытатель Карл Линней, описавший всех известных животных и все виды растений, назвал его» человеком пещерным». В начале XVIII века о нем знали и не считали вымыслом рассказы очевидцев. Мариковский пишет: «Он был оттеснен в горные орехово-плодовые леса, субальпийские луга Гималаев, Тянь-Шаня, Памира, таежную глушь дикого севера Сибири, Северной Америки и Северной Европы. И когда он стал совсем редким, его постепенно забыли».

Автор издания приводит свидетельства очевидцев. Известно, что всемирно известные альпинисты — новозеландец Эдмунд Хиллари и шерпа Тенсинг Норгей, первыми взошедшие на Эверест в 1953 году, столкнулись с гигантом во время гималайской экспедиции. Жители этих высочайших гор мира уверяют, что встречают подобных существ, а в одном из горных монастырей хранятся скальп и кисть снежного человека. Существует также версия, согласно которой туристы на перевале Дятлова бежали от йети, или алмасты, менка, бигфута, как в разных странах называют представителя древнейшей человекоподобной расы.

В поисках гелиофоруса

Ученый-энтомолог Александр Жданко 45 лет работал в Институте зоологии. Он не искал йети, а занимался изучением самых прекрасных существ на свете. Кандидат биологических наук открыл и описал 130 видов бабочек. Он участвовал в выпуске пяти томов уникальных изданий, и за лучшие книги о бабочках ученым вручили в Париже золотую медаль. Зоолог, ботаник и профессиональный фотограф ловил и снимал бабочек на Памире, Алтае, Тянь-Шане, охотился с сачком в жарких пустынях и цветущих степях.

В 2001 году Александр вместе с другом отправился в Гималаи. Во время путешествия он надеялся добыть бабочку-гелиофоруса, о которой ученым было мало что известно. Но когда добрались до мест, где должна обитать эта бабочка, погода испортилась и выпал снег. Разочарованию ученого не было предела, как вдруг...

Из-за туч выглянуло солнце, и на присыпанный снегом цветок сел голубой гелиофорус! Александр взмахнул сачком, и... бабочка заняла достойное место в коллекции энтомолога. Его коллекции редких бабочек находятся в одном из музеев Санкт-Петербурга, а бабочек Северного Тянь-Шаня Жданко изучил досконально.

Однажды он снимал их в Таджикистане, в маковой долине, и едва не попал под пули. Вовремя упал в траву и чудом сумел унести ноги.

Танцы аполлонов

Александр Жданко — горнолыжник, тренер по бадминтону и опытный турист. Он протопал по Заилийскому Алатау, что называется, вдоль и поперек. Интересно шагать рядом с ним по тропе и слушать его истории. Как-то раз мы шли с ним по Японской дороге в Большом Алматинском ущелье. Он держал наготове навороченный фотоаппарат и взглядом искал птиц, но то и дело наклонялся, срывал сухостой, растирал в пальцах и нюхал. Он знает каждую травинку и каждую букашку в родных горах, и даже свой кофе Александр заваривает в термосе с целебными травами.

— Видишь эти очитки? — спросил Саша.

Я видела жухлую траву под лежалым снегом, он видел будущих белых бабочек. Александр Жданко знает тайный цикл жизни этих прекрасных существ: яйцо, личинка, куколка, взрослая особь. Под камнями, возле очитков, зимуют куколки аполлонов-парнасов. Эти красавцы начинают кружить в танце над Японской дорогой с конца июня, и я стараюсь приводить туда туристов, чтобы показать им чудо, когда множество крупных белых бабочек с красными кругами на крыльях кружат в воздухе.

— В наших горах встречаются девять видов парнасов, и все они уникальные, — говорит энтомолог. — Самые интересные бабочки обитают в высокогорье, в альпийском и нивальном поясах. Альпийские виды почти все эндемики. Бабочек я изучал всю жизнь, и тайн для меня в этом вопросе нет. Даже если они не летают, я знаю, где они есть. Я сижу и спокойно жду, и бабочка обязательно появится. Надо знать растения, составляющие их кормовую базу, они садятся на определенные цветы, на определенных цветах спят, и даже в дождь я найду любой вид.

В кадре все, что летает

Десять лет назад Александр написал книгу о бабочках. Это учебное пособие, издать которое в Казахстане ему не удалось, но нашлись заинтересованные люди в Англии. Он давно задумал издать книги о самых красивых цветах Тянь-Шаня, но все цветы так прекрасны, что проект стал расширяться, и материала собрано на два тома. Вместе с напарником Сергеем Тороповым Жданко работал над книгами о бабочках, и сейчас готовится к изданию пятый том. Они также трудятся над четырехтомным изданием о птицах Средней Азии и сегодня активно работают над третьей и четвертой книгами. К работе привлечены ученые-орнитологи из России, Кыргызстана и Казахстана. Сейчас идет пролет, птицы спешат на юг, и Александр проводит много времени в горах в поисках пернатых.

— Такая работа требует большой выдержки, — говорит он. — Птицы боятся шума, человека, не считая тех пластичных видов, которые живут рядом с нами и легко приспосабливаются к любым условиям. Очень трудно снимать у нас водоплавающих, которые не подпускают к себе даже на расстояние фотовыстрела. Нам пришлось заказывать снимки редких птиц в Европе, где они безбоязненно плавают в парковых прудах. Тяжело снимать птиц высоко в горах и в сомкнутых, очень темных лесах. Надо искать гнезда, подкрадываться, караулить, выпугивать, держать наготове телевик. Чтобы снять крупных хищных птиц, приходится носить в рюкзаке килограммы костей для приманки. Очень интересный случай произошел со мной в Кыргызстане. Севернее Ферганской долины, в лесах дикого грецкого ореха, живет сова с черными глазами. Многие за ней охотились понапрасну, и снимков не было. Три дня я бродил по этим лесам, искал сову, снимал других птиц. И вдруг в какой-то момент я почувствовал на себе взгляд. Это была черноглазая сова, и этот кадр вошел во второй том издания о птицах.

Тропический лес — мечта зоолога

Александр мечтал исследовать тропический лес. В 2014 году был на Андаманских островах, два года ездил Индонезию и побывал на 20 островах, включая самые крупные — Яву, Суматру, Бали. Посещал труднодоступные места и национальные парки, где сохранилась дикая природа.

— Мне было интересно все — и флора, и фауна, я снял много интересных сюжетов и сделал фотовыставку по тропикам. Очень хотелось снять комодского варана, но пока не удалось.

Александр рассказал, как смеялись российские туристы, когда в одном из национальных парков Индонезии он задержался со своим фотоаппаратом недалеко от крупной обезьяны с детенышем, который бесстрашно запрыгнул ему на спину. Туристы веселились — смотрите-ка, малыш нашел папу!

— Когда границы были закрыты, я решил — наша природа так прекрасна, что можно изучать ее до бесконечности. Я делю Заилийский Алатау по флоре и фауне. Центральная часть — от ущелья Иссык до ущелья Аксай; восточная часть — Чиликская, и это абсолютно оригинальные флора и фауна; западная — от Каскелена до Кордайского перевала, а там совсем другая природа, и в тех местах обитает дикобраз. Все это связано с особенностями климата.

Когда мы закончим работу с птицами, хотим взяться за млекопитающих. Это же такая интересная тема, такой азарт! Снять барса, рысь, красного волка...

Барса Жданко удалось снять в горах Бурхан выше Жаркента. Караулил три дня, пока не увидел кошку, спускающуюся к реке. Опасна работа фотографа-натуралиста...

На большой территории разнообразны ландшафты

Биоразнообразие казахстанской флоры и фауны объясняется территориальными особенностями, то есть разнообразием ландшафтов. Но растут города, меняется климат, поэтому некоторым видам растений, животных и птиц грозит исчезновение. В Красную Книгу и Список Международного союза охраны природы от национального парка Иле-Алатау вошли 20 видов редких птиц. В их числе синяя птица, сизоворонка, коростель, серпоклюв, черный аист, черный гриф, филин, орел-карлик, кумай, стервятник, беркут. В Казахстане можно увидеть птиц, которых не встретишь в других странах.

У подножия Заилийского Алатау расположены город и множество населенных пунктов, что является серьезным фактором, негативно влияющим на биологическое разнообразие этих гор. На протяжении столетия экосистемы подвергались интенсивному антропогенному влиянию, что привело к сокращению численности диких животных. Зоологи говорят, что за годы существования Иле-Алатауского национального природного парка, который был создан в 1996 году, ситуация улучшилась и численность животных здесь восстановилась. Надо охранять их, фотографировать, издавать учебники и альбомы.

Но главное — всюду кипит жизнь и за приключениями не надо ехать на край земли. Тайна хранится под каждым камнем у тропы, где зимуют будущие бабочки. Тайна — за каждым перевалом, где могут обитать неизвестные науке существа. Тайна — за каждым изгибом склона, где минуту назад мог бесшумно проскользнуть король высокогорья — снежный барс.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру