В пандемию казахстанские СМИ напомнили о себе как о власти

Состоялся 13-й по счету казахстанский Media Курултай, вопросы которого объединились в тему «Медиарынок в КОВИД-эпоху. Перезагрузка и вызовы». Все это время Казахстанский пресс-клуб выступает организатором Media Курултая, создавая актуальную профессиональную дискуссионную площадку, на которой ведущие игроки медиа-индустрии, эксперты и лидеры общественного мнения обсуждают проблемы в секторе СМИ, пути их решения, делятся опытом успешных стратегий развития медиабизнеса.

В пандемию казахстанские СМИ напомнили о себе как о власти

Напомнить о себе как о власти

Прежде вспомним, что слово, точнее объемное понятие «курултай», имеет тюркские корни и традиционно представляло собой всенародный съезд знати для решения важнейших государственных вопросов. В определенной степени это аналог европейских парламентов, а сегодня международные курултаи проводят Казахстан и ряд стран ЦА, а также большой курултай ежегодно собирает представителей всех тюркских народов в столице Венгрии Будапеште.

В условиях современного медиарынка с его повальным погружением в интернет-пространство, блогерство и тиктокерство приходится вытаскивать из основ журналистики и такое подзабытое понятие, как четвертая власть. Это словосочетание всегда определяло влияние СМИ на общество и государство. «Осознание этой власти должно сочетаться со скромностью и чувством долга перед читателем. Во все времена они добивались признания благодаря высокому уровню точности и беспристрастности, а также благодаря соблюдению ими правил честной игры» («Справочник для журналистов стран Центральной и Восточной Европы»). Первой, второй и третьей властями, напомним, являются законодательная, исполнительная и судебная.

Если учесть, что в 1991 году в Казахстане было зарегистрировано около 400 СМИ, а сегодня их количество составляет более 4800, можно предположить, какое влияние на все процессы в РК они могут оказать, если найдут точки соприкосновения и консолидируют свою деятельность.

В ходе работы курултая его участники обсудили проблемы рынка СМИ, предложив необходимые решения для дальнейшего развития отрасли. По мнению экспертов, пандемия форсировала отдельные процессы — развитие электронных СМИ и сокращение тиражей печатных изданий, отток рекламодателей и рост доли государственного информационного заказа. В то же время последние два года выявили и такую тенденцию, как проявление большего доверия населения к официальным средствам массовой информации.

Закон о СМИ должны изменить сами представители

Стоит отметить, что все спикеры курултая были довольно интересными с точки зрения своих исследований, выступлений, мнений. Оттого сам формат встречи проходил живо, местами — горячо, весело и даже зрелищно, но главное — продуктивно, особенно в вопросе обсуждения грядущих изменений в законодательстве, касающихся функционирования медиарынка. В первую очередь речь шла о Законе о СМИ. По словам председателя Комитета информации МИОР РК Каната Искакова, в процессе работы над законом министерство ставит перед собой целый ряд таких глобальных целей, как повышение конкурентоспособности медиа-отрасли, защита прав журналистов и повышение информационной безопасности страны. Он пояснил, что будет изучен международный опыт, чтобы привести законодательство в соответствие с нормами международного права, регулирующими вопросы свободы слова.

Однако сами представители медиарынка заметили, что эти вопросы уже давно изучают и они «зависают» по времени, и предложили взять инициативу в свои руки и даже договорились о вхождении в состав комиссии по внесению изменений и о конкретных сроках.

— Это мы должны разработать если не законопроект, то, по крайней мере, отраслевую программу о том, куда мы идем как рынок СМИ, — отметила Гульмира Биржанова, соучредитель Правового медиацентра, юрист. — Мы готовы от медиа-сообщества подготовить законопроект...

Участники встречи и ранее неоднократно отмечали, что отрасль сама должна предлагать законы, по которым она будет функционировать, а значит, государство и СМИ должны работать над законопроектом только сообща. Но, по мнению медиа-консультанта Зарины Ахматовой, между государством и СМИ есть лишь формальный диалог, а его результативность находится под большим вопросом. Регулировать информационные потоки в части безопасности позволяют механизмы, существующие помимо Министерства информации, а дополнительные участники и инстанции только осложняют жизнь журналистам, считает эксперт:

— Ставлю под сомнение необходимость существования профильного Министерства информации, потому что регулировать информационные потоки, защищая национальную безопасность, позволяют существующие законодательные документы — Уголовный, Гражданский кодексы, Конституция, и все это прекрасно работает, и мы это видим в случае ЧС. А дополнительные механизмы лично из моей практики только осложняют жизнь журналистам, потому что ты никогда не знаешь, на какое слепое пятно наткнешься, и ты постоянно должен осваивать профессию юриста и инвентаризировать свои знания, и тогда, по сути, занимаешься не медиа-контентом, а регулированием отношений между государством и СМИ. И это достаточно драматичный момент. Не надо нам помогать, нужно не мешать.

Несмотря на разные мнения, суть встречи все же сводилась к необходимости понимания и взаимодействия между государством и СМИ.

Доверие или прагматизм?

Другой спикер, Гульмира Илеуова, президент Центра социальных и политических исследований, обратила свой вопрос к представителям СМИ:

— Почему мы беспокоимся о доверии? Оно стало стереотипным понятием, и мы все время говорим о кризисе доверия, но мне кажется, что надо говорить о прагматизме. Вопрос доверия ставится, когда надо перепроверить информацию, провести экспертизу. В этом случае люди обращаются к классическим СМИ. А интернет — это помойка, в которой мы можем находить очень разрозненную информацию.

По информации из Центра социальных и политических исследований, в период пандемии произошло много столкновений между фейковой и правдивой информацией, что увеличило прагматичное отношение общества к СМИ. Более доверительное отношение в связи с этим стало появляться к официальным источникам информации. В то же время, согласно проведенному исследованию, среди населения Казахстана снизился уровень доверия к партии «Нур Отан» — с 57 процентов 2009 года до 23 процентов 2021-го, более востребованы стали обращения в суды, и значительная часть населения стала считать, что на власть можно влиять посредством СМИ. Выросло за последние годы и число мнений по поводу проявления актов гражданского неповиновения или сопротивления каким-то условиям жизни — от трех процентов 2009 года до 36 процентов в нынешнем.

Медиаграмотность?

Гульмира Илеуова отметила также, что доверия к блогерам становится все меньше и новые представители медиарынка должны задуматься о своей ответственности за каждое выведенное в эфир слово.

Про блогерство высказалась и спикер Карлыгаш Еженова, издатель Exclusive.kz. Она поделилась личной историей, как однажды предложила известному блогеру ведение колонки в своем издании, на что получила такой аргументированный отказ: «Это я у себя на страничке могу писать, что захочу, а у вас думать придется и ответственность нести».

Любопытным было выступление и Гульнар Асанбаевой, регионального консультанта по медиа-грамотности Internews in Kazakhstan. Она презентовала результаты исследования по медиа-потреблению и медийно-информационной грамотности в Казахстане. Приведем несколько фактов из него: интегральный индекс медиа-грамотности вырос по сравнению с 2019 годом, люди старшего возраста перешли на потребление контента в социальных сетях, при этом наиболее популярный носитель информации — WhatsApp, доверяют информации в соцсетях только девять процентов казахстанцев, производство контента на казахском языке является одним из наиболее перспективных направлений, интерес к развлекательному контенту спадает. И, что примечательно и в этом исследовании, приветствуется журналистика расследований.

Верните в СМИ рынок рекламы!

Поднимали на курултае и такой животрепещущий для всех казахстанских СМИ вопрос, как оборот рекламы. Когда нет государственной поддержки, любому изданию проходится выворачиваться наизнанку, чтобы держаться на плаву. Сергей Киселев, генеральный директор «Первого канала Евразия», призвал представителей государственной власти пересмотреть взгляды на запрет о рекламе пива, сахаросодержащих и фармакологических продуктов:

— Люди не будут пить больше или меньше пива, если перестать рекламировать этот продукт. Есть исследования о том, что реклама пива не влияет на количество его потребления. Более того, с момента запрета на рекламу алкоголя его потребление возросло. Запретили рекламу сначала части рецептурных рекламных средств, потом протащили через палату «Атамекен» Закон о запрете безрецептурных лекарственных средств, и, хотя этот закон просуществовал меньше года, рынок лишился 20 миллионов долларов, которые в него не вернулись. Сейчас с подачи Минздрава предполагается введение запрета всего, что содержит сахар, модифицированные жиры, газированных напитков, а это 70 процентов рекламного рынка, и, если этот закон пройдет, то у негосударственных СМИ никаких денег не останется вообще. Отмените все запреты не рекламу!

Этот крик души поддержали все участники курултая, и председатель Комитета информации МИОР РК Канат Искаков высказался о том, что все услышал и какие-то действия со стороны государства будут предприняты.

Резюме

Все озвученные на встрече и обоснованные исследованиями факты не могут не радовать, как и то, что участники курултая сошлись во мнении, что отрасль сама должна разрабатывать законы, по которым будет функционировать. И в этом отношении достигнута договоренность, что все видоизменения в законе будут вестись совместными усилиями государства и представителей медиарынка и будут направлены на повышение конкурентоспособности медиа-отрасли, защиту прав журналистов и повышение информационной безопасности страны.

Организатором встречи выступил Казахстанский пресс-клуб, партнерами мероприятия — представительство международной организации Internews Network в Казахстане, Агентство США по международному развитию (USAID), а также компании «Шеврон Мунайгаз», SANTO, Kusto Group, KazBeef, «Wendy’s/Dunkin’ Казахстан и Центральная Азия».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру