Поможет ли цензура оградить казахстанских подростков от самоубийств

Трагедии, в которых погибли подростки — 13-летняя актюбинская девочка, спрыгнувшая с 20-го этажа, алматинский школьник из НИШ, покончивший с собой из-за карнавального наряда, — вызвали большой резонанс. В попытках выяснить, что толкает молодых людей на самоубийство, представители общественности стали винить компьютерные игры, онлайн-квесты, сериалы, музыку и прочие течения современной культуры.

Поможет ли цензура оградить казахстанских подростков от самоубийств

На фоне этого среди общественников прозвучала мысль ввести специальную цензуру на те произведения, которые обычно сопровождают несчастные случаи. Поможет ли такое решение?

Герои нашего времени

Сразу после гибели актюбинской девочки горожане стали рассылать через «Ватсап» сообщения, будто виной всему стала безобидная онлайн-игра Among Us. Отец погибшей девочки выяснил, что в этот квест девочка играла накануне смерти. Среди ее личных вещей обнаружили шокирующие рисунки персонажей игры: на первый взгляд, смешные человечки были расчленены. Исходя из этого был сделан вывод, что Among Us влияет на детскую психику и толкает на самоубийство. В ответ на эти заявления были проведены тесты. Так, журналисты газеты «Караван», чтобы докопаться до истины, решили поиграть в кошмарную игру. Как смогли выяснить эксперты, сюжет этой игры прост и немного напоминает старую добрую «Мафию». Игрок тут может быть как честным человеком, так и предателем, устраивающим диверсии на космическом корабле. Главное правило: «Нельзя верить никому». По результатам голосования вместо коварного предателя могут казнить добропорядочного космонавта, выкинув его за борт, где человечка разорвет на куски. И наоборот: предатель, погубивший немало честных космонавтов, может дойти до финала победителем и сорвать все лавры. В итоге корреспонденты резюмировали, что поиграв в Among Us почти неделю, никаких призывов свести счеты с жизнью они не заметили. А вот неприятное чувство, что даже союзники могут воткнуть тебе нож в спину или несправедливо казнить, их не покидало.

Пример того, что верить никому нельзя, можно проследить и в других популярных творениях. Например, в нашумевшем сериале «Игра в кальмара». «Дораму» тоже винили в том, что она толкает подростков к суициду, а «слуги народа» даже хотели запретить ее на территории Казахстана. Хотя в сериале замечен лишь один случай суицида (его совершил человек, предавший за деньги свою жену), а остальные персонажи, напротив, дорожат собственной жизнью и ставят ее выше всего. Тем не менее этот сериал признан «вдохновляющим» на суицид.

Впрочем, это далеко не первое художественное произведение, уличенное в «склонении к самоубийству». «Бедную Лизу» Николая Карамзина, которая сейчас входит в школьную программу, в свое время тоже хотели запретить, потому что кисейные барышни бежали топиться.

«Страдания юного Вертера» Иоганна Гете сейчас изучают во всех институтах мира, а в 1808 году книгу изымали из всех библиотек, потому что рассуждения главного героя вызвали череду самоубийств среди юношей.

То же можно сказать и о «Гранатовом браслете» Александра Куприна, и даже о «Ромео и Джульетте» Шекспира. Но, видимо, сегодня они уже не так «вдохновляют» молодежь, раз больше не уносят их жизни.

Нередко винят в смерти подростков и музыку. В 1933 году после неудачного романа венгерский композитор Реже Шереш написал депрессивную мелодию «Мрачное воскресенье», которую потом переименовали в «Гимн самоубийц». В Европе под эти аккорды покончило с собой около 5 тысяч человек, причем черной традицией стало ставить песню на патефон и сводить счеты с жизнью на последнем аккорде. Мистики прибавил тот факт, что в 1938-м песню перепел декадент Петр Лещенко, в 1964-м — французский шансонье Серж Генсбур, но волну самоубийств вызывала только оригинальная версия. Появилась городская легенда, будто зомбирование в проклятой песне идет через звуковую дорожку.

В России тоже существует своя песня, «вгоняющая» молодых людей в смертельный «транс». Известно (как минимум) о пяти случаях, когда подростки выпрыгивали из окон многоэтажек на определенном моменте куплета песни «Нити» группы «ЛСП».

Композицию даже стали удалять с медиа-сервисов, при попытке скачать эту песню поисковики переадресовывают подростка на сайт экстренной психологической помощи. В общем, как ни пытался корреспондент «МК» найти ее, этого сделать не удалось.

Спасет ли цензура?

В конечном счете все перечисленные и другие случаи убеждают общество в опасности некоторых «творений», как будто подсознательно влияющих на неокрепшую психику впечатлительных подростков. Единственным вариантом решить эту проблему некоторые общественники видят в возвращении старой доброй цензуры, которая ограничит просмотр определенной информации в интернете.

К слову, о цензуре. Появилась она еще в далеком начале 20 века и тогда касалась в основном песен и произведений кинематографа.

В 20 веке самый развитый кинематограф был в СССР, США и заметно выделялось французское кино. С середины 80-х годов советское кино стало резко деградировать, как и вся страна. Вместе с развалом Союза почти полностью развалилось и отечественное кино. Зато была полностью снята цензура. Поначалу это привело к тому, что на экраны полилась сплошная чернуха. Были неплохие фильмы, но это единичные случаи, скорее, исключение.

Сегодня киноцензура так или иначе существует почти во всех странах. К примеру, в США, где даже в низкопробных примитивных фильмах обязательно присутствие флага страны. Кстати, в Китае, где цензура более идеологизированная, из американских фильмов сцены с флагом США вырезаются в тех кинолентах, что вообще были допущены к прокату в Китае. Государственная цензура в Штатах и Китае в первую очередь защищает такую сторону своих обществ, как патриотизм. Иностранные фильмы, которые могут оскорбить или как-то унизить граждан страны, попросту не допускаются к прокату. Конечно, к прокату не допускаются те фильмы, которые могут повредить в планах заработка отечественному кино в США, Китае и в некоторых других странах. Ленты или вообще не пропускаются, или из них вырезаются «опасные» сцены.

Однако до игр цензура добралась относительно недавно. Всего около 20 лет назад. И так как в разных странах существуют разные законы, то и цензура в каждой стране своеобразная.

К примеру, в Китае существует закон о том, что в играх, фильмах, да и вообще где угодно (кроме уроков биологии) нельзя показывать кровь и кости. Поэтому большинство игр подвергаются жесткой цензуре. К примеру, персонаж «Дота 2», который специализируется на сборе крови, имеет иконки способностей, на которых изображена кровь. В Китае на тех же иконках изображена нефть или машинное масло (то есть цвет крови попросту поменяли на черный). Или же World of Warcraft, который изобилует нежитью, в число которой входят вурдалаки и скелеты. Все скелеты получили броню и шлемы, чтобы их костей не было видно.

Если в Китае все сдержанно, то в Германии все гораздо строже. В стране запрещены вообще любые игры, в которых есть насилие или убийства. К примеру, в Counter Strike: Global Offensive при уничтожении противника он попросту сделает жесты, будто сдается, ложится, и пропадет. Довольно странно, но у Valve не было другого выбора, кроме как сделать подобное. Или же Doom, хорошо известный всем, классика 90-х, был запрещен и появился в Германии только через 20 лет после выхода игры. Также в стране существует запрет на все, связанное с нацизмом, что вполне можно объяснить, учитывая события 40-х годов прошлого века. Поэтому Гитлеру в Wolfenstein 2: The New Colossus сбрили усы. Вряд ли после этого люди не заметят, что это был Гитлер, но закон есть закон.

В России также был случай цензурирования игры. В одной из частей Call of Duty по сюжету нужно было расстреливать мирных граждан в одном из аэропортов страны. Это вызвало шквал негодования, и в версии игры для России эта миссия была вырезана.

Равнодушие — сильнейший триггер

Нужны ли в нашей стране такие жесткие ограничения? С одной стороны, творческие люди, причастные к созданию того или иного произведения, полностью свободны в своем творчестве. Это может им дать возможность

создать если не шедевры, то хотя бы просто качественные продукты. А потребители могут иметь возможность «напитываться» тем, чем им хочется, без всяких рамок и ограничений. С другой — нельзя отрицать, что кино, видеоигры и музыка — мощные инструменты пропаганды и воздействия на массовое сознание. Это одна из причин, почему в тех странах, которые называют свои режимы демократическими, работают мощные органы ценза. При низком уровне образования у населения такие произведения заменяют документальные источники получения информации. Людей не интересует, что было на самом деле: зрители видели то, что было в кино, и часто считают, что так оно и было на самом деле. Однако, как мы помним из истории, в том же Союзе не все граждане следовали запретам и, пользуясь ими, в «черную» промышляли продажей тех же зарубежных фильмов и музыкальных пластинок, «растлевающих» советское сознание, проводили так называемые квартирники «по интересам», продавали «несоветскую» одежду. Так или иначе, каждый потреблял то, что хотел, и писаные законы едва ли это сдерживали.

Как считают отечественные психиатры, не всегда решения подростков формируют предметы культуры. В подавляющем большинстве случаев подростковое самоубийство — это крик о помощи или отчаянное желание, чтобы тебя услышали. Как правило, перед роковым шагом подростки пытаются достучаться до родителей намеками. Постят картинки, оставляют на виду страшные рисунки или депрессивные стихи собственного сочинения, «шутят» про смерть.

В свою очередь современные родители построили очень сложный, запутанный и нечестный мир, в котором нет ни четко определенных ценностей, ни путей достижения значимости. А в той же игре все более-менее понятно. Там есть ясные ценности, задачи и пути их достижения, да и правила куда проще, чем в реальной жизни. Ведь нередко взрослые хотят от подростка чего-то противоречивого — например, одновременно быть самостоятельным и не ходить гулять одному, то есть не быть самостоятельным. Это классический случай вот такого двойного зажима, таких противоречивых вещей, которых требуют от подростка родители, цивилизация и культура.

Так что беречь детей надо не от художественных произведений, а от родительского равнодушия, и вместо проверок Among Us следует запустить бесплатные порталы экстренной психологической помощи.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру