Игры со смертью забавы для

Перформанс-хоррор — жанр квеста, где история разворачивается в темных помещениях, в сюжете задействованы не только игроки и неодушевленные предметы, но и актеры, которые направляют действие, в том числе и с помощью болезненного физического контакта. Адреналин и новые впечатления, быстрый пульс и запредельные эмоции. Именно за этим люди идут на кошмарные квесты, но они не подозревают, что их страхи могут воплотиться в жизнь, а безобидная игра — принести травму, как душевную, так и физическую.

Игры со смертью забавы для

Кто отвечает за номера с кровавым финалом? Чтобы ответить на эти вопросы, корреспонденты «МК» посетили один из таких квестов...

В темном-притемном подвале...

Сначала, когда друзья пригласили меня провести время в комнате ужасов, я хотела отказаться от этого предложения, но любопытство коллеги, все же уговорившей «испытать адреналин», заставило меня изменить свое решение. «Но а что?» — подумала я, — это внесет разнообразие в журналистские будни».

В назначенное время и место мы (я и еще три игрока) собрались в небольшом подвале, где проходят квесты. Представительного вида менеджер наскоро рассказал нам о мерах предосторожности: держаться за фиксирующие ремни безопасности, если того потребует сценарий, не есть бутафорскую пищу, не бить и не выражаться нецензурно в адрес актеров, если эмоции возьмут верх, иначе грозит штраф в размере 10 тысяч тенге. Помимо этого нас посвятили в сюжет: по сценарию игры мы — владельцы дома, в котором нам не дают житья неупокоенные души людей, погибших при загадочных обстоятельствах. Чтобы продать дом и очистить его от злобно настроенных духов, мы должны провести спиритический сеанс, уговорив пришедшего к нам в процессе игры медиума остаться и помочь нам. В случае если мы не сможем этого сделать, миссия провалена. Помимо этого нам предстояло выбрать уровень контакта с актерами: так называемые лайт, медиум или хардкор. Лайт — самый простой уровень. В этом случае актеры оказывают на игроков лишь психологическое воздействие. Медиум, или же средний уровень сложности, предусматривает прикосновение к участникам квеста. Что будет происходить при уровне хардкор, нам не рассказали, но намекнули, что будет «жестко». На всякий случай мы решили не рисковать и выбрать золотую середину. Иначе, какой смысл идти на квест? При этом ведущий пояснил, что, если станет совсем страшно, участники могут покинуть игру, скрестив руки на камеру.

После краткого экскурса в историю вся наша компания подписала специальный договор, где было указано, что в случае какой-либо травмы мы отказываемся от претензий к организаторам квеста. «Всего лишь формальность», — подумали мы и наскоро поставили свои подписи. После этого ведущий провел нас в темное помещение. Игра началась...

На грани с реальностью

Размеры комнаты, в которой мы оказались, сложно было оценить. Видению мешала кромешная тьма, в которой единственным признаком жизни можно считать лишь собственное дыхание. Двух других игроков, Алину и Юлию, отвели в следующую комнату. Неподвижно, в «позе Ленина», я лежала на узкой кровати: ведущий велел не шевелиться. Рядом, на соседнюю кровать, положили мою коллегу Эльмиру. Ожидание прервали зловещие звуки. Гул воды, похожий на движение в водопроводных трубах, плач ребенка, шипение кошки. Раздался гром, и комната озарилась светом. За короткое мгновение я успела разглядеть склонившуюся надо мной сутулую фигуру в белом одеянии. Чьи-то бледные руки с силой обвили и сжали мою шею, а резкий крик прорезал слух. На этом потрясения не закончились, и через мгновение кровати, на которых мы лежали, резко сложились. Мы оказались на полу. Когда свет включился, никого рядом уже не было. В этот момент мы, наконец, смогли разведать обстановку: две сломанные, будто детские, кроватки, туалетный столик, аккуратно расставленные, но потрепанные временем детские игрушки и некое подобие электротрансформатора. В этот момент дверь в нашу комнату открылась и из соседней «спальни» нам навстречу вышли наши партнеры по игре. По фотокарточкам, разбросанным на туалетном столике, мы заключили, что нужно собрать шесть патронов и поместить их в электротрансформатор. Именно после этого, как подсказал нам в микрофон ведущий, мы сможем перейти на следующую локацию. Когда мы справились с заданием, очередная дверь действительно открылась. Взявшись за руки мы, подобно ночным мотылькам, озираясь, пошли на свет. Из определенных соображений не станем описывать полный сценарий квеста и расскажем лишь о том, что заставило нас задуматься о собственной безопасности. Первая тревожная мысль возникла, когда «призрак» чересчур реалистично начал душить меня во время «спиритического сеанса». Далее, по мере прохождения игры, каждый игрок почувствовал излишнее усердие в запугивании. Но на просьбы смягчить физическое воздействие реакции не последовало. В последующем хоррор-актриса явно не рассчитала силы и оставила следы ногтей на спинах нескольких игроков. Затем, когда по сценарию нам пришлось разделиться по двое, случилось неожиданное. Судя по всему, призрак-убийца хозяйки дома решил оправдать свое звание и чересчур усердно толкнул Эльмиру. Там, где это случилось, вниз вели три высокие ступеньки. Потеряв равновесие, девушка оступилась и больно ушибла спину. Заметив это, ведущий предложил ей выйти из игры. Но не за тем же мы шли на квест, чтобы так быстро и бесславно его закончить...

Прикладывать силу актеры меньше не стали. В какой-то момент, уже в финале, призрак злой девочки в темноте сильно заломил мне руку. Будь я менее устойчива, без травм могло не обойтись. С горем пополам игру мы все же завершили, но покинули ее в смешанных чувствах. Конечно, никаких серьезных увечий никто из нас не получил. Но этот опыт заставил задуматься о реальной ответственности организаторов подобных мероприятий за здоровье и жизнь клиентов...

Без жертв не обойтись

Изучая случаи, с периодичностью происходящие на хоррор-квестах, можно сделать вывод, что без инцидентов в этой сфере не обходится. О них периодически становится известно, по крайней мере, из российских СМИ, где квесты считаются чуть ли ни одним из главных развлечений нынешней молодежи.

Так, в 2017 году прогремела история Василия Королева. В конце октября того года он с друзьями проходил хоррор-квест. В самый разгар игры под ними попросту затрещал и провалился пол. На долю секунды участники подумали, что это происходит по сценарию и сейчас они упадут на матрас. Но компания провалилась на кухню столовой, где перепуганные повара кричали и размахивали руками.

Молодые люди получили ушибы и травмы, больше всех досталось Королеву — у него была сломана рука, не обошлось без хирургического вмешательства. Теперь москвич называет себя «андроидом с винтами в суставах». Никто из организаторов даже не извинился перед ним, о возмещении ущерба не идет и речи.

История Василия Королева — не единственный несчастный случай во время прохождения квеста. В январе 2017-го актер в образе маньяка отрубил топором часть уха участнику, когда тот прислонился к двери и слушал, что происходит в другой комнате. Год назад в Саратове актер настолько вжился в роль, что случайно ножом поцарапал подростку живот. Когда мать вечером увидела травму, сын объяснил, что «его порезали ножом на квесте». Тогда все квест-румы города закрыли на неделю для проверки.

Очередной несчастный случай во время прохождения квеста произошел пару лет назад в Саратове. Пять девушек от 18 до 20 лет забронировали игру под названием «Портной», таким образом, они хотели отметить сдачу экзаменов. В момент прохождения маршрута им завязали глаза, затолкали в макет автомобиля и начали брызгать «огненным» спреем. Сначала загорелась обшивка авто, затем — одежда студенток. Итог — две девушки экстренно госпитализированы с тяжелыми ожогами. Им понадобилась пересадка кожи.

Конечно, с учетом того, что в городах сотни квест-комнат и что через них ежедневно проходят тысячи человек, жалоб поступает вроде бы не так много...

Один из бывших операторов «комнаты ужасов», пожелавший не называть свое имя, рассказал «МК», что в действительности травмы на таких играх нередки. Однако это предусмотрено правилами, которые подписывает участник. Более того, практически все травмы, по словам оператора, связаны с нарушением техники безопасности и нежеланием людей слушать оператора и актеров.

Но всегда ли в своих травмах виноваты гости, ослушавшиеся работников проекта? Оператор уточнил, что иногда перед началом администратор не знакомит участников с правилами, а молча впускает в комнату. Именно в таких случаях следует разворачиваться и уходить.

Есть и другие нюансы. На хоррор-квесте люди попадают в экстремальную ситуацию, и нормально на нее отреагирует только здоровый человек.

Поэтому к игре нельзя допускать участников с различными патологиями — астмой, клаустрофобией, заболеваниями сердца. Психическое расстройство на этом фоне может возникнуть в случае, если у участников уже присутствуют нарушения активности головного мозга. Люди в состоянии алкогольного опьянения также не могут принимать участие в квесте. Но как подтвердить отсутствие этих заболеваний без медицинской справки, которую к тому же никто и не требует? По сути, всем желающим пройти квест верят на слово. А договор об отказе от претензий заранее снимает с организаторов ответственность, не учитывая психические особенности каждого посетителя. Это и понятно: при особо жестком отборе можно и вовсе потерять всех клиентов. Другой вопрос — как отбирают актеров для таких перформансов? Как анонимно признался бывший оператор квест-рума, случайные люди в качестве актеров, не проверенные в ходе подготовки, — одна из главных статей экономии горе-организаторов. Подобные предприниматели уверены, что квест — это просто. У них нет ресурсов и желания заблаговременно проверять и прогонять сценарии, зато есть огромное стремление быстро и много заработать, не принимая во внимание безопасность игроков. Они прячутся в массе добросовестных организаторов, пользуясь тем, что сайты-агрегаторы не проверяют публикуемую информацию. Во время прохождения квеста с таким актером может запросто оказаться, что он сам имеет психические отклонения и способен под влиянием эмоций нанести игрокам серьезные увечья.

Запретить или узаконить

Индустрия квестов-перформансов сегодня является отраслью, лишенной должного контроля. Не имея четкого свода правил и нормативов, организаторы руководствуются общими нормами по охране труда, СанПиНа и пожарной безопасности, платят налоги по упрощенной системе. По сути, в плане организации квест-румы почти ничем не отличаются от мелкого продуктового магазина.

Тем не менее главным принципом работы квестов должна оставаться их безопасность. Несмотря на то, что многие искатели приключений осознанно идут на игру за чувством опасности и адреналином, их физическое и душевное здоровье должно быть полностью защищено.

По словам корифеев квест-индустрии, соответствие этому принципу требует от организаторов серьезных временных и финансовых вложений. При этом они подчеркивают, что полной безопасности квестов добиться непросто. Необходимо многократно проверять на практике все сценарии, выискивая точки, где игроки могут подвергнуться даже минимальному риску, и устранять их.

Так, для создания качественной игры, по словам нашего анонимного эксперта, нужно много денег. Надо придумать концепцию квеста, загадки, вписать в сюжет актеров, найти локацию. У любого проекта есть команда создателей — инженеры, строители, экономисты, рекламщики. Все это влетает для организаторов в копеечку. Учитывая большие затраты, некоторые организаторы и вовсе предпочитают не заморачиваться и «арендуют какую-нибудь заброшенную локацию, ставят несколько стульев и запускают людей». Очевидно, в таких условиях не может быть и речи об элементарной безопасности. В Российской Федерации вопрос разработки единых правил, контролирующих квест-индустрию, уже стоит на повестке. Когда подобную меру примут в Казахстане, неизвестно. Но очевидно, прежде чем это произойдет, может произойти не один несчастный случай...

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру