На педофилов в Казахстане наденут электронные браслеты

Министерство внутренних дел Казахстана вновь планирует применять электронные браслеты. Как отметил в ходе правительственного часа в Мажилисе глава ведомства Ерлан Тургумбаев, в первую очередь их будут надевать на находящихся под надзором педофилов...

На педофилов в Казахстане наденут электронные браслеты

Решение проблемы?

Такие меры, по мнению экспертов, должны обеспечить полный контроль над бывшими заключенными во избежание рецидива. Как пояснил Ерлан Тургумбаев, в Казахстане в целом ужесточена уголовная ответственность за сексуальное насилие — увеличены сроки наказания. Помимо этого к осужденным за эти преступления не применяют меры условно-досрочного освобождения и помилование. Как добавили в ведомстве, уже с нового года таким образом будут вести пробационный контроль за условно осужденными по другим преступлениям.

К слову, разговор о необходимости введения электронных браслетов до этого момента вели не первый год. Еще в прошлом году Министр внутренних дел говорил, что ведомство из-за отсутствия денег не будет закупать электронные браслеты для осужденных, так как изделия очень дорогие, а следить за арестантами нужно через приложение. Судя по всему, средства на эти нужды появились. Другой вопрос — насколько эти траты будут оправданы? Ведь прежде чем вносить такую инициативу, необходимо просчитать все моменты, чтобы это был действительно реально работающий механизм, а не PR-акция.

Маленькие слабости большого брата...

Использование на щиколотках браслетов или других электронных устройств для мониторинга правонарушителей давно доказало свою эффективность в сдерживании преступности на Западе.

Такую систему слежения впер-вые одобрили в американском штате Флорида в 1987 году, и уже в 1988-м ее стали испытывать на тех, кто находился под домашним арестом. Таким образом, устройство предупреждало центр мониторинга, когда преступник выходил за пределы установленного расстояния в определенное время. Чуть позже в США стали использовать системы, подающие GPS-сигналы. Эти устройства уже могли полностью отслеживать все перемещения объекта, а не только в радиусе определенной зоны, отправляя всю информацию, накопившуюся за день, контролирующему офицеру.

К примеру, во Флориде эту технологию стали использовать в 2001 году, но прекратили в 2006-м из-за высокой стоимости.

В том же году исследователи провели специальный анализ, оценивающий эффективность электронных браслетов. Так, из 75 661 преступника Флориды, помещенного под домашний арест с 1998 по 2002 год, лишь небольшая часть была вынуждена носить электронные устройства наблюдения. Результаты исследования показали, что преступники, носившие электронные бирки, на 91,2 процента реже скрывались от правосудия и на 94,7 процента реже совершали новые преступления, чем не «окольцованные» преступники.

Но, как показала практика, электронное наблюдение за человеком, на котором установлена электронная метка, физически не удерживает его от выхода из определенной зоны и не препятствует повторному правонарушению.

Кроме того, осужденным за сексуальные преступления все-таки удавалось избавиться от электронных устройств слежения, и это вызывает вопросы об эффективности такого метода мониторинга.

Так, в 2010 году в Пусане, Корея, в интернет-кафе был задержан 40-летний педофил Ео Ман Чхоль. Задержание произошло спустя 10 часов после того, как преступник ножницами порезал и снял устройство слежения с лодыжки. За 10 часов безнадзорных странствий он успел изнасиловать 10-летнего мальчика. Ко всеобщему возмущению добавилось и то, что устройство, которое носил педофил, было самой современной моделью, спроектированной так, чтобы выдерживать любое воздействие извне, в 4,4 раза прочнее первоначальной модели, дебютировавшей двумя годами ранее.

После этого Министерство юстиции Кореи заменило предыдущие модели, прикрепленные к 317 освобожденным сексуальным преступникам, включая Ео, на новые, чтобы предотвратить дальнейшее вмешательство в работу устройства. Тем не менее во время допроса Ео сказал, что перерезал ремешок «ножницами всего за одну минуту».

Стоит отметить, что до этого инцидента в стране произошло еще 13 случаев взлома устройства. Но, как пояснили эксперты, все это было вызвано не сбоями в работе устройства, а человеческими ошибками в его настройке.

Подобную тенденцию отметили и в США. Пару лет назад появилось сообщение, что периодически электронные системы слежения дают сбой.

Как признался в одном интервью Джордж Дрейк, консультант, работавший над улучшением таких систем, дело в том, что правительство выделяет бюджет лишь на само оборудование для электронного мониторинга, но сама система реагирования должным образом не налажена, так как для этого в большом количестве требуются люди специальной квалификации.

Так, по данным департамента исправительных учреждений штата Колорадо, только за шесть месяцев 212 офицеров, занимающихся наблюдением за условно-досрочными освобожденными, были обременены обязанностью реагировать на почти 90 000 предупреждений и уведомлений, генерируемых электронными устройствами.

Понятно, что хотя система надзора и контроля существует, никто не будет ходить по пятам за бывшими заключенными. Конечно, если начать отслеживать перемещение педофилов с помощью браслетов, их жертв можно будет лишь быстрее обнаружить, однако погубленного человека назад не вернешь...

Хоть какая-то, но гарантия

Если рассматривать практичность браслетов слежения также на примере США, то, поскольку более 1000 правонарушителей обходятся государству более чем в 9 миллионов долларов, возникает вопрос: действительно ли применение электронных технологий слежения является лучшим подходом?

Самая большая загвоздка в том, что в основном устройства слежения работают с помощью GPS, а учитывая перегруженность системы, это дает определенные искажения. Так, обзор данных за 2017 год показал, что только за один месяц преступники из Висконсина сгенерировали более 260 000 предупреждений: из них более 56 000 были связаны с потерей сотового соединения, а спутниковые сигналы сгенерировали более 32 000 дополнительных уведомлений. За тот же период центр мониторинга подал около 200 запросов о технических проблемах. Все это усложняется небрежностью сотовой связи в сельских районах и распространенными сбоями в работе браслетов.

Так что стоит ли это введение затраченных усилий и средств, пока является спорным вопросом.

С одной стороны, есть сдерживающий эффект: эксперты утверждают, что сознание того, что за преступниками постоянно наблюдают, снижает вероятность рецидива, дает правонарушителям возможность работать оперативнее и стоит намного меньше, чем пожизненное заключение в и без того переполненных тюрьмах. Это также дает людям, соседствующим со вчерашним преступником, как бы дополнительную гарантию того, что они в безопасности.

С другой стороны, электронный браслет может указывать только на текущее местонахождение преступника, но не на то, какой именно деятельностью преступник в этот момент занимается. При этом отсутствие четкой системы на первых порах потребует гораздо больше денежных ресурсов и дополнительных усилий стражей правопорядка. Это означает, что периодически случающиеся ложные сигналы будут отвлекать органы от более важных дел.

Но при всем этом слежка за педофилами необходима, считают эксперты. Процент рецидивов среди них самый высокий. Химическая кастрация по факту до сих пор не применяется. А психотерапия на преступников воздействует очень слабо, если не сказать, что и вовсе отсутствует в стране в работе с такой девиацией. Так что применение специальных браслетов все-таки может стать целесообразным.

Но как применение таких технологий слежения отразится на жизни общества в целом? Ведь по мере совершенствования систем данные становятся более точными, а технологии — все более доступными, возрастает и вероятность злоупотреблений и ранее непредвиденных последствий. Где гарантия, что это не породит слежку за гражданами и не станет посягательством на право и неприкосновенность частной жизни? Подобным вопросом уже задавались американские ученые.

В статье, которую опубликовали в научном журнале Justice Quarterly, авторы описали технологию «новой слежки», в которой задействованы некоторые принципы и методы сбора информации, применяемые в тюрьмах строгого режима, тем самым позволяя им распространяться среди более широких слоев общества. Так, по мнению авторов, «мы, похоже, движемся к тому, чтобы стать «обществом максимальной безопасности». Ведь, по сути, данные во многих различных формах, включая геолокацию и точность времени, могут быть легко объединены и проанализированы...

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру