Уступи дорогу снежному барсу

Сегодня кошка, которую называют снежным барсом, ирбисом и снежным леопардом, относится к исчезающим видам животных. Как и уссурийский тигр, снежный барс находится на грани вымирания.

Уступи дорогу снежному барсу

Он внесен в Красную книгу Международного союза охраны природы, а также в Красные книги Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана, Афганистана, Пакистана, Индии, Непала, Бутана, Китая, Монголии и России. Поэтому с 2013 года, когда в Бишкеке состоялся Всемирный форум по защите животных, отмечается Всемирный день снежного барса.

Дом снежного барса — горы. Крупный хищный зверь из семейства кошачьих обитает в горных массивах Центральной Азии: в Гималаях, Тибете, на Памире, Тянь-Шане, Алтае. В Казахстане ирбис встречается в горах Тянь-Шаня, точнее, на Угамском хребте, в Таласском, Заилийском и Джунгарском Алатау, а также на хребтах Тарбагатай, Саур и в Южном Алтае.

«Городская прописка» снежных барсов

До середины ХХ века охота на барса была открыта круглый год. Ирбиса считали вредным и опасным хищником, а в некоторых странах даже выплачивали премию за его уничтожение. На барсов охотились не только для сохранности домашних животных, которых выпасали на горных пастбищах. Людей привлекала шкура, их отлавливали для пополнения коллекций зоопарков. Сто лет назад снежные барсы вольготно чувствовали себя в Заилийском Алатау, но увеличение численности населения, освоение высокогорий и интенсивное строительство туристских объектов привели к сокращению их мест обитания. Современный город растет и вширь, и ввысь, это касается и предгорий. Стелу Монумента Независимости в Алматы венчают фигуры летящего снежного барса и «Золотого воина». От барса на городской площади до барса в дикой природе не более 10 километров, утверждают зоологи, а в радиусе 20 километров от мегаполиса обитают 22 особи, поэтому ученые считают барса «городским жителем». В целом по Заилийскому Алатау зарегистрировано 40 барсов.

Медвежий отщелок, или Аюсай в Большом Алматинском ущелье настолько малопосещаем в холодное время года, что сюда на «зимние квартиры» из высокогорья спускаются снежные барсы. Именно здесь алматинский художник Санжар Жубанов увековечил в камне снежного барса, охотящегося на архаров.

— Это места высокой пригодности для многих животных, — говорит потомственный зоолог, руководитель Центра мониторинга снежного барса Института зоологии МОН РК Алексей Грачев. — С осени до весны здесь проходит период спаривания барсов. Мы слышим голоса, они оставляют свои пахучие метки. Их гортань устроена так, что зверь не может рычать, своим «мау» самцы и самки подзывают друг друга, барсихи подзывают мяуканьем своих котят. У нас барсы обитают в лесу, не так высоко, как, скажем, в Гималаях. Еще одна особенность — они приспосабливаются к присутствию человека, и треть города является средой их обитания. Они сохранились в Заилийском Алатау благодаря существованию Алматинского заповедника, который отметил свое 90-летие, и 25-летней работе парка Иле-Алатау. Когда ведутся патрулирование и борьба с браконьерством, увеличивается численность копытных животных, которые составляют кормовую базу снежного барса. У наших снежных барсов начинает формироваться такой поведенческий паттерн, как безбоязненное отношение к человеку, — отметил Алексей Грачев. — Он находится на вершине пищевой пирамиды, и, сохраняя снежного барса, мы сохраняем всю экосистему.

Рядом с человеком

Известны случаи, когда барс приходил к жилищу человека в горной местности. В конце 90-х ранним зимним утром ирбиса видели в поселке в нижней части Большого Алматинского ущелья. Крупные кошачьи следы вели от забора к сараю, где притаилась шипящая кошка. Несколько секунд человек и зверь смотрели друг на друга. Вдруг грациозное животное взметнулось в воздух и с легкостью перепрыгнуло через высокую ограду.

— Снежный барс в экосистеме гор занимает верхушку пищевой цепи. Он избегает людных мест, но бывают случаи, когда ирбисы спускаются чуть ли не за черту города, — утверждает Алексей Грачев. Случалось, что старые животные, которые уже не могли охотиться, забирались в хозяйственные постройки — курятники и загоны с животными, пытаясь найти пропитание. И все же можно всю жизнь ходить по его следам, но видеть только остатки его добычи.

Встречи с ирбисом настолько редки, что зоолог Салтуре Сапарбаев увидел голову барса в фотообъектив только на седьмой год работы в Алматинском заповеднике.

— Мы с коллегой Алтынбеком Джаныспаевым возвращались с очередного маршрута. Барс не боится человека, но тот оказался пугливым и исчез. Как-то зимой поступило сообщение от инспекторов, что барс приходил в сарай и пытался задушить корову. Этот зверь был больным или побитым, ведь из десяти охот барса лишь одна-две бывают удачными, и они часто бьются в погоне за козлами. В 2019-м совместно с сотрудниками Института зоологии и Snow Leopard Foundation мы устанавливали фотоловушки в заповеднике. Я увидел зверя на расстоянии около 800 метров. Снегу было по пояс, но я спешил догнать Алтынбека и сказать ему про барса. Как все представители семейства кошачьих, барсы ленивы и любят погреться на солнышке. Однажды мы повстречали целое семейство, и мне удалось сделать снимок с десяти метров. Их окрас совпадает с окрасом камней, и увидеть зверя нелегко, но барсиха на нас буквально наткнулась.

Научные сотрудники Алматинского государственного заповедника ходят на маршруты зимой и летом, все они владеют техникой фотои видеосъемки, а Салтуре Сапарабев носит на спине рюкзак весом до 40 килограммов с профессиональной фотоаппаратурой и стал непревзойденным мастером в съемке ирбиса. Ко Всемирному дню снежного барса он подготовил выставку из 50 фоторабот. На одной из них изображен детеныш, снятый на высоте не более 1800 метров над уровнем моря.

Биолог Алтынбек Джаныспаев проработал в Алматинском заповеднике 40 лет, а впервые он увидел барса еще в школьные годы во время похода.

— Был случай, когда барс лежал на тропе, подпустил нас метров на 30, но так и не уступил дорогу. Мы просидели более 40 минут да и пошли в обход. А однажды я видел, как в ущелье Левый Талгар беркут схватил и унес барсенка.

Альпинистам, взошедшим на все пять семитысячников стран Содружества, присваивается почетное звание «Снежный барс».

Таинственная кошка

Барсы ведут одиночный образ жизни. Каждая особь имеет свой участок площадью от 150 до 250 квадратных километров, что было установлено по результатам радио-телеметрии. В 2018 году был подписан договор о сотрудничестве между государственным национальным Иле-Алатауским парком и Институтом зоологии МОН РК. Научные сотрудники обеих организаций ведут наблюдения за животными в рекреационной зоне. Несколько видов, обитающих на территории парка, занесены в Красную книгу, в их числе тянь-шаньский бурый медведь, туркестанская рысь, каменная куница, дикобраз, архар, манул, снежный барс. В 2020 году фотоловушки зафиксировали двух самок с двумя и тремя котятами — таков результат охранной деятельности национального парка. Во всех его филиалах есть факты фиксации снежного барса.

Программа экологического мониторинга снежного барса с применением дистанционного зондирования стартовала в Алматинской области в 2012 году. Целью научно-исследовательского проекта является изучение среды обитания ирбиса. На горных тропах и в других возможных местах обитания барса были установлены фотоловушки. Так, появление зверя было зафиксировано приборами автоматической фото- и видео-регистрации животных в десяти километрах от границы Алматы. Видео было задокументировано в 2015 году благодаря совместному проекту Казахского географического общества и Института зоологии. Этот метод позволяет идентифицировать на снимках отдельных особей ирбиса по уникальному рисунку на шкуре, который сугубо индивидуален для каждого барса, что можно сравнить с отпечатками пальцев у человека. Так, животному присваивается индивидуальный код, заводится и специальный паспорт, в котором регистрируется данные ирбиса. Перспективным методом изучения ирбиса является использование спутниковой телеметрии. Оснащение снежных барсов специальными спутниковыми маячками позволяет отслеживать местоположение и перемещение помеченных животных в реальном времени.

— До недавнего времени снежный барс был практически не изучен, так как материалы о нем собирались лишь попутно, во время наблюдения за другими животными, — говорит Алексей Грачев, который руководит отделом териологии в Институте зоологии. — С появлением современных инновационных подходов изучения и мониторинга подвижных объектов биоразнообразия мы собираем материал в больших объемах. Мы проводили исследования в районах пиков Победы и Хан-Тенгри, на стыке границ Казахстана, Кыргызстана и Китая. В зеленой зоне на Тянь-Шане есть элитные охотхозяйства, где проводится трофейная интурохота на маралов и горных козлов, и плотность населения ирбиса там достаточно высока. Всего за полтора месяца исследований мы получили снимки десяти особей барсов, а это очень хороший показатель.

— День снежного барса отмечается от России до Непала и Бутана. Мы запускаем спектакль «Приключения снежного барса» в Театре юного зрителя имени Н. Сац, будут изданы книги об этом животном, рассказал директор Snow Leopard Foundation Арман Кашкинбеков. — Впервые в истории страны зафиксирован новый устойчивый ареал обитания снежных барсов в парке Алтын-Эмель с оценочной популяцией в 10 особей. Этот ареал является уникальным, так как высота гор в этом национальном парке невелика. Благодаря установленным фотоловушкам зафиксированы семьи снежных барсов, в их числе три котенка, а ведь после 50-х годов ХХ века они там не водились, так как были истреблены. В Аюсае обозначена территория площадью около 500 гектаров под первый в мире центр сохранения, реабилитации и размножения снежного барса. Проект проходит финальное согласование в Министерстве экологии, геологии и природных ресурсов РК. Земля остается у государства, оператором является национальный парк Иле-Алатау, мы помогаем как менеджеры и спонсоры проекта, для реализации которого хотим привлечь российскую сторону и Китай. Снежный барс — это символ Алматы и независимого Казахстана, так что это не алматинская задача, а национальная.

— По договору о сотрудничестве с Иле-Алатауским национальным парком наши специалисты работают на его территории вместе с сотрудниками научного отдела парка, — говорит генеральный директор Института зоологии МОН РК, доктор биологических наук, председатель Казахстанского национального комитета Программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера» Роман Ященко. — Мы курируем несколько научных тем и проводим собственные исследования. Наиболее известные из них — это исследования по снежному барсу. Этим занимаются специалисты из лаборатории териологии, существует также Центр по изучению снежного барса. Расставляются фотоловушки, ведется обследование территории в целях контроля состояния популяции барса на этой территории. По соглашению с фондом Snow Leopard мы проводили ряд исследований в Заилийском и Кунгей Алатау. Тогда же родилась идея создать под крылом фонда центр по реабилитации снежного барса. Если будут встречаться подранки или истощенные особи, центр станет тем местом, куда можно их привезти для восстановления и в дальнейшем выпустить в природу.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру