Коронавирус сократил количество доноров в Казахстане

В Казахстане намерены в шесть раз увеличить вознаграждение донорам за сдачу крови. Предложение о законодательном стимулировании донорства как необходимой меры инициировало Министерство здравоохранения. Не только по рекомендации Казахской академии питания, но и в целях комплексного развития и поддержки донорства в стране.

Коронавирус сократил количество доноров в Казахстане

В приказ Министра здравоохранения «Об утверждении правил, критериев и размера выплат донорам, выполняющим донацию крови и ее компонентов на возмездной основе, а также размера денежного эквивалента бесплатного питания донору, осуществившему донацию крови и (или) ее компонентов на безвозмездной основе» внесены изменения. В частности, предлагается увеличить размер денежной компенсации до 1,5-месячного расчетного показателя. Это связано с тем, что, согласно рекомендациям Казахской академии питания, доноры в день сдачи должны получать пищевой рацион, продуктовый набор которого составляет 4790 килокалорий, или в переводе на денежный эквивалент — 1,5 МРП (4375 тенге, или $10). Сейчас компенсация за сдачу крови и ее компонентов независимо от вида и объема составляет 0,25 МРП, или 729 тенге ($1,7). Также, согласно Кодексу «О здоровье народа и системе здравоохранения», донор, осуществивший сдачу крови на безвозмездной основе, получает дополнительный оплачиваемый выходной в течение одного года с момента донации, который может быть присоединен к трудовому отпуску. А в дни сдачи крови все работающие доноры освобождаются от работы с сохранением средней заработной платы.

Кроме того, такое решение продиктовано острой нехваткой доноров крови в стране, особенно регулярных. За последние пять лет статистика зарегистрированных доноров сократилась на 30 процентов. В период карантина снизилось количество доноров и начался дефицит крови. А этот «живительный эликсир» в первую очередь нужен онкологическим пациентам. Поэтому наибольшая часть плазмы направляется в отделения химиотерапии. Онкобольные не продуцируют свои собственные тромбоциты и эритроциты, и какое-то время после химиотерапии им нужна заместительная терапия, переливаются донорские клетки. Следующие по объему потребления — кардиохирургические и хирургические клиники, где проходят операции, при которых случается прогнозируемая потеря крови и необходимо ее возмещение. Также кровь во время родов теряют роженицы, она необходима пострадавшим в ДТП.

По группам крови чаще всего требуются 1-я, 2-я, 3-я. Есть универсальная кровь — это 4-я группа. Эритроциты 1-й группы можно переливать всем пациентам, если нет другой.

По рекомендациям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), для полного удовлетворения лечебных учреждений необходимо иметь 50-60 доноров на тысячу человек населения. В Казахстане эта цифра составляет всего 18-20 человек. Особенность крови заключается в том, что ее нельзя хранить более месяца и нужно постоянно обновлять. Один из необходимых при операциях компонентов, плазма, может храниться дольше — до трех лет. Ее запасов в стране достаточно. Но кровь не нефть, которую можно бесконечно добывать из-под земли. Только донор может ее дать, и запасы необходимо постоянно восполнять.

«Низкая компенсация (0,25 МРП) является серьезным дискредитирующим фактором, оказывая негативное влияние на социальный статус доноров крови. Помимо этого усиление пропаганды донорства, вызываемое острой нехваткой добровольных доноров, увеличивает негативный ответ в казахстанском обществе. Решение вопроса социальной поддержки доноров подчеркнет важность миссии донорства крови для государства и станет реальным действием по поддержанию здоровья доноров через улучшение питания после донации», — отмечается в пояснительной записке. Также приводятся данные о денежной компенсации безвозмездным донорам в других странах. В частности, в России это 1200 рублей (примерно 6800 тенге), в Беларуси — 31,55 рубля (примерно 5045 тенге), а в Германии общая потребность в донорах восполняется в университетских клиниках, где за одну донацию, помимо бесплатного питания, можно получить до 40 евро (20 168 тенге).

В Казахстане основная доля сдающих кровь, как и в других странах СНГ, — это родственники и знакомые тех, кому она требуется. Люди приходят «по звонку» и сдают кровь конкретному человеку. У наших людей еще не произошел перелом сознания в отличие от времен Советского Союза или от жителей Европы или США, где развито движение безвозмездных доноров. Этот пункт на шкале благих дел стоит в одном ряду со сдачей одежды в Красный Крест и регулярным выписыванием чеков для каких-нибудь организаций инвалидов или детского онкологического госпиталя.

В республике нет программы по развитию и поддержке донорского движения. Звание «Почетный донор» отменено. Доноры, сдавшие на безвозмездной основе кровь более 40 раз или плазму крови не менее 70 раз, представляются к награде нагрудным знаком «За вклад в здравоохранение».

Жизненно необходимый товар

При этом в стране есть «платные» доноры. Это люди с определенными антигенными характеристиками крови (универсальная группа крови по системе АВО, резус-отрицательная принадлежность или идентичность по антигенам крови с потенциальным реципиентом, для которого заготавливаются компоненты крови). Также по определенным тарифам донация оплачивается в случае экстренного вызова потенциальных доноров во внеурочное время (ночные часы, выходные и праздничные дни). Для так называемых «штатных» доноров установлены другие расценки. Согласно Закону «О донорстве крови и ее компонентов», за одну кроводачу (450 + 10 миллилитров крови) — два месячных расчетных показателя (в 2021-м в Казахстане один МРП равен 2917 тенге), 5834 тенге, за плазмадачу при двукратном плазмаферезе (500 + 40 миллилитров плазмы) — четыре МРП, 11 668 тенге. За иммунную плазмадачу при двукратном плазмаферезе (500 + 40 миллилитров иммунной плазмы) — семь МРП, 20 419 тенге, за изоиммунную плазмадачу при двукратном плазмаферезе (500 + 40 миллилитров изоиммунной плазмы) — восемь МРП, 23 336 тенге.

Денежные компенсации в размере одного МРП, или 2917 тенге также предусмотрены за разовую донацию одной дозы тромбоцитов в количестве не менее 200х109 клеток крови посредством аппаратного цитафереза, при котором у донора также берут кровь, выделяют из нее нужный компонент и возвращают обратно в кровоток. А также за разовую процедуру сдачи одной дозы эритроцитов, в которой должно быть не менее 45 граммов гемоглобина — два МРП, или 5834 тенге в этом году.

Но попасть в список платных доноров не так легко. В первую очередь необходимо иметь здоровье, как у космонавта, а для подтверждения этого собрать кучу справок. Также нужна предварительная подготовка: соблюдение определенной диеты и здорового образа жизни. Но даже при наличии платного донорства крови в стране не хватает.

Антиковидная плазма

Казахстанцев, перенесших коронавирусную инфекцию, призывают стать донорами крови. Переливание «антиковидной плазмы» может облегчить состояние пациентов с тяжелой формой COVID-19, предотвратить летальные исходы и ускорить выздоровление. Для инфицированного человека достаточно 200 миллилитров. Таким образом, один человек может помочь сразу трем заболевшим. В мире активно применяют этот метод лечения. Эффективность его не доказана, но большинство ученых сходятся во мнении, что это может помочь только в сочетании с другой терапией.

Профилактические и лечебные свойства этого метода начали исследовать на животных еще в 1880-е годы. В 1916 году он был опробован на человеке, когда 26 больных острым полиомиелитом получили реконвалесцентную сыворотку крови (от слова «реконвалесценция» — процесс восстановления нормальной жизнедеятельности организма после болезни) от выживших после этого заболевания. Результатом эксперимента стало несколько благоприятных исходов, поэтому метод продолжили использовать для лечения и профилактики многих инфекционных заболеваний, включая грипп, корь, тиф. В частности, в 1920-1940-е годы его применяли для борьбы со скарлатиной, а до 1970-х — против коклюша.

Но эта методика перестала быть передовой после появления на рынке новых антибиотиков и противовирусных препаратов, а также вакцин. Однако способ до сих пор используют в тех случаях, когда нет более специфических видов лечения. Благодаря ему в 2003 году, когда началась вспышка атипичной пневмонии SARS, многих больных удалось спасти. Ученые вернулись к исследованию этого метода в 2014 году во время эпидемии лихорадки Эбола, охватившей некоторые части Западной Африки. Тогда Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) призвала врачей оценить и внедрить реконвалесцентные методы в механизмы лечения этого вируса, против которого не было вакцин и лекарств.

Как это действует? Иммунная система излечившихся от COVID-19 победила болезнь потому, что научилась бороться с инфекцией, выработав антитела — специальные белки (иммуноглобулины), нейтрализующие вирус. Они находятся в крови, а точнее, растворены в ее жидкой части — плазме. И сохраняются там различное время в зависимости от инфекции. Если забрать их у здорового донора и ввести больному пациенту, то антитела должны точно так же бороться с вирусом в организме нового хозяина. Полученную плазму может использовать и сам донор в случае повторного заражения — в замороженном виде ее можно хранить три года.

Сама процедура стандартная и ничем не отличается от обычного забора плазмы. Главное условие — после выписки из стационара переболевший COVID-19 должен как минимум две недели пробыть на домашнем карантине и после этого дважды сдать анализ ПЦР на коронавирус, который должен быть отрицательным. Донорам «антиковидной плазмы» платят вознаграждение семь МРП (20 419 тенге).

В некоторых странах получил развитие черный рынок плазмы крови переболевших коронавирусом. В Пакистане, к примеру, «чудо-средство» продавали за более чем 3000 фунтов стерлингов (1,5 миллиона тенге).

Страхи и слухи

Но переболевшие люди не спешат делиться своей «целебной» кровью. Причина не только в том, что не у каждого достаточный уровень антител, чтобы стать донором (он должен быть больше, чем 1:320). У многих, кто перенес бессимптомную и легкую формы, а в некоторых случаях и среднюю степень тяжести заболевания, антитела не обнаруживаются.

Далеко не все готовы на такой «добрый жест». У одних нет времени, у других есть страх крови, боли и медицинского учреждения, который закладывается еще с детства. А некоторые боятся подцепить новую болезнь или повторно заболеть коронавирусом. Масла в огонь подливают различные слухи, которые распространяются в социальных сетях — якобы иммунную плазму потом продают.

Да и в целом доноры, не только «антиковидной плазмы», не выстраиваются в очереди в центры крови. И причина здесь не столько финансовая, сколько психологическая. В Казахстане были случаи, когда при переливании крови заражали ВИЧ, гепатитом С. И, что самое страшное — детей.

Однако, как заверяют медики и активисты движения по развитию добровольного безвозмездного донорства, современные условия в отечественных центрах переливания крови позволяют не беспокоиться о риске для здоровья: все оборудование стерильно и используется только один раз, доноры не имеют контакта с другой кровью или плазмой. Донорская кровь проходит карантин и неоднократно тестируется на сифилис, гепатиты, наличие антител к вирусу СПИДа и ВИЧ. Сегодня все центры крови оснащены автоматизированным лабораторным оборудованием, проводится удаление лейкоцитов из всех компонентов крови. Это делается для того, чтобы уменьшить реакцию человека на переливание, исключить температуру или аллергию. К тому же с лейкоцитами передается цитомегаловирус, а фильтрация позволяет практически исключить этот риск. Внедрен метод патоген-инактивации (обработка светом и химией) тромбоцитов, которые хранятся в тепле (22-24°), а в такой среде бактериальная флора размножается, что может привести к сепсису. Это довольно затратно, но, несмотря на это, Казахстан — третья страна в мире после Франции и Германии, которая перешла к полной инактивации тромбоцитов.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру