Казахстанские шестидесятники о свободе и ее цене

В Национальной библиотеке РК проходит книжная и фотовыставка, посвященная истории «Жас тулпар», и 15 октября здесь состоялась встреча представителей этой организации, инициированная общественным деятелем, культурологом, просветителем Муратом Ауэзовым и доктором исторических наук Маратом Сембиным.

Казахстанские шестидесятники о свободе и ее цене

На эту встречу также были приглашены алматинские студенты и школьники старших классов, многие из которых, возможно, впервые услышали о «Жас тулпаре», об отечественных ученых, писателях, режиссерах, композиторах, вышедших из рядов этой организации. Жастулпаровцы стали не только знаменитыми, но и полезными своей родине, как бы пафосно это ни прозвучало.

Окрыленные

Несмотря на то что неформальное объединение казахской молодежи, обучавшейся в вузах Москвы и Ленинграда — «Жас тулпар», основано в ноябре 1963 года, дух его продолжает жить, а сама организация — принимать в свои ряды современных студентов и представителей казахстанской интеллигенции.

«Долог ли путь «Жас тулпара»? Для некоторых из нас он никогда не прекращался и продолжается. Есть и другие, считающие, что пик «Жас тулпара» — это московские студенческие годы. С молодости мы свободные люди, и каждый волен не только строить свою жизнь, но и итожить ее в собственной памяти по своему усмотрению. Но вот — факты. В 1969 -70 годах мы стали возвращаться в Казахстан и вновь собираться в основном в Алма-Ате. И действовать в прежнем ключе — национального самоутверждения. Многие в качестве высокопрофессиональных специалистов нашли свое место на производстве, в экономике, образовании и культуре. Общение и связи не прерывались. Опять же, в кратчайшие сроки завязалось знакомство с людьми «одной крови» из числа творческой и научной интеллигенции. Знакомство, переросшее в пожизненные дружбу и соратничество. Особая роль в новом общении принадлежала осетину Алану Медоеву, интеллектуально-нравственный мир которого позволил нам благодарно ощутить себя людьми, наконец-то обретшими Учителя. А также «кристаллическому» казаху Аскару Сулейменову, выдающемуся, как подтвердило время, писателю и мыслителю. Своей домброй и неотразимо воздействующим словом, язвя и поощряя, он протащил нас через свой абсолютно эксклюзивный курс «ускоренной казахизации». Сложился устойчивый «московско-алматинский» круг общения людей свободомыслящих. Имена этих ярких, пассионарных, творчески одаренных личностей, сумевших сотрясти основы «чуждого времени», хорошо известны. Уверен, скоро они будут названы в системном исследовании, посвященном их деятельности» — из интервью Мухтара Ауэзова ADAM bol (17 января 2014, No 2).

Шестидесятники

Создавался «Жас тулпар» в период «хрущевской оттепели», сопровождавшейся частичной либерализацией внутренней жизни во всем Советском Союзе. В 60-е годы активнее стала общественная жизнь интеллигенции и студенческой молодежи. Личности, обладающие высоким интеллектом и способностью к независимому мышлению, к критической переоценке официальной идеологии и выражению собственных позиций, уже не могли молчать и бездействовать. Это был знаменательный исторический период, подаривший миру талантливых режиссеров, композиторов, поэтов, художников, скульпторов, писателей, которых стало принято называть шестидесятниками.

Среди таких людей в лучших вузах Москвы и Ленинграда обучались, если сказать на современном сленге, самые продвинутые представители интеллигенции Казахстана, и «Жас тулпар» сразу стал себя позиционировать как культурно-просветительское общество. Его организаторы — Мурат Ауэзов, Алтай Кадыржанов, Болатхан Тайжанов, а в состав вошли будущие ученые Макаш Татимов, Мурат Айтхожин, эстрадная певица Сара Тыныштыгулова и ставшие известными в культуре, науке, медицине, политике и дипломатии личности Узбекали Жанибеков, Олжас Сулейменов, Салихитдин Айтбаев, Аскар Сулейменов, Тимур Сулейменов, Шота Валиханов, Ануар Алимжанов, Нургиса Тлендиев, Михаил Исиналиев, Алан Медоев, Шамши Калдаяков, Мукагали Макатаев, Сержан Акынжанов, Марат Катаев, Болатхан Тайжан, Мурат Гылманов, Асия Мухамбетова, Жамила Намазбаева, Даркембай Шокпаров, Амангельды Сембин, Мулкаман Калауов, Марат Балтабаев.

И тогда, и сегодня целью жастулпаровцев были пропаганда казахской культуры, искусства и литературы, но тогда работа была распределена и по конкретным секторам: лекторский, научно-просветительский, культурно-развлекательный. Это было время сбора и изучения материалов по истории, демографии и культуре казахского народа, организации соревнований по футболу и другим видам спорта, в том числе традиционным казахским, туристических походов, концертных и поэтических выступлений и встреч. И проводились они не только в Москве и Ленинграде, но и в Омской области, отдаленных районах Джамбулской, ЮжноКазахстанской, Кзыл-Ординской, Целиноградской областей. Филиалы объединения появились в Павлодаре, Караганде, Целинограде, Семипалатинске, Чимкенте, Алма-Ате и за пределами Казахской ССР — в Ленинграде, Киеве, Одессе, Харькове, Риге. Члены общества С. Елеусизов и М. Балтабаев создали ставшие известными ансамбли «Гульдер», «Айгуль», «Алатау» и другие, опирающиеся за основы казахской музыки.

Но собирать и изучать новую информацию было непросто, и о фактах риска по ее добыванию вспоминает Мурат Ауэзов:

— Я уже не раз рассказывал об атмосфере 60-х годов, причем не только в Казахстане, но и во всем Советском Союзе. Это площади, на которые выходили поэты, когда у памятника Маяковскому читали стихи такие поэты, как Евтушенко, Вознесенский. Окуджава выступал с гитарой в Политехническом. Это была потрясающая атмосфера свежего ветра, проникающего во все сферы жизни: просыпалось сознание людей мыслящих, происходили демократизация и национализация сознания, а свободолюбивой информации все еще было мало. Ее надо было искать, и мы подолгу сидели в Ленинской библиотеке. На этом фоне произошел ошеломляющий поступок, полный гражданской отваги, риска и высокого самосознания, совершенный академиком Сайымом Балмухановым. Он был одним из крупнейших онкологов Казахстана, и выездным (в советское время выезд за пределы СССР считался редкой возможностью и роскошью. — Прим. автора). У академика было очень приятное интеллигентное лицо, он носил золотые очки, прилично знал английский язык. Из одной своей поездки в Европу он привез нам журнал, передав его через своего сына, который учился с нами. Издание представляло собой совершенно редкий экземпляр, недоступный в условиях советской системы — журнал под названием «Милли Мадениет» датировался 40-ми годами. Он выходил в Берлине, публикуя стихи так называемых запрещенных поэтов всей Центральной Азии. Это были молодые люди, погибшие за свои свободолюбивые патриотические стихи, и под одной обложкой с узбекскими, татарскими, киргизскими поэтами в нем были изданы стихи репрессированного Магжана Жумабаева. Нам же, тоже молодым, хватало чувств, но не было достаточно знаний, а тут нам передается такое уникальное издание! Конечно, мы зачитывались им сами, заучивали стихи, передавали другим. Это тоже дало толчок для формирования сознания. И только позднее я поинтересовался у академика, как ему удалось в условиях жесткого контроля и цензуры провезти через границу такой сборник. И он рассказал, что сделал специальные стельки для обуви, и, разделив журнал пополам, сложил в них. Таким образом, он смог перенести журнал через границу. Сейчас, при современной технической базе, его бы моментально раскусили, но тогда у него получилось, хотя это было очень рискованно, и он мог лишиться не только должности, но и свободы, если не жизни. И этот случай — настоящая фантастика. И такой дух подвижничества витал в воздухе, и таких примеров подлинного героизма было достаточно. Тот же академик Торегельды Шарманов, но уже позднее, невероятно рисковал, когда объявил Государственный институт питания, которым он руководил, штабом свободолюбивого казахстанского движения «Азамат». Это тоже огромный риск и самоотверженность. Но такие люди в нашем Казахстане всегда были и находятся.

Деятельность после 60-х

Сами жастулпаровцы после окончания учебы в московских вузах продолжали заниматься общественной деятельностью. Так, в 1970 году в Алма-Ате они инициировали День поэзии, на котором читались стихи репрессированных и запрещенных поэтов, в 1971-м провели вечер памяти поэта Махамбета Утемисова, а в 1973-м жастулпаровцы приняли участие в исторической международной конференции писателей Азии и Африки. Напомним, что в годы перестройки многие из них, и прежде всего поэт и общественный деятель Олжас Сулейменов, стали во главе создания антиядерного движения «Невада — Семипалатинск».

Дух и школа жастулпаровского товарищества и сегодня крепко связывают участников движения, сохраняющих верность своим идеалам. В Казахстане и за его пределами также есть немалое число молодых людей, продолжающих дело «Жас тулпара». А в полувековой юбилей движения партия «Нур Отан» учредила премию «Жас тулпар» для молодых талантливых казахстанцев. Первыми ее обладателями стали шахматистка Жансая Абдумалик и киноактер Нурлан Алимжанов.

На встрече, прошедшей 15 октября, известный казахстанский ученый Жамиля Намазбаева высказала мысль о том, что жастулпаровцы — это не просто единение людей, свободных духом и ответственных за судьбу родины, это состояние души, которое не дает покоя человеку, понимающему, что он может быть полезен своему народу и стране.

Саму дату встречи — 15 октября — решено было объявить днем жастулпаровцев. А к представителям единения прибавились новые имена, получившие удостоверения «Жас тулпар» из рук Мурата Ауэзова. Среди них: Жамиля Намазбаева — ученый в области педагогики и психологии, доктор психологических наук, профессор, Академик Международной академии педагогики и социальных наук, академик Международной академии акмеологических наук; Нуржан Кулумжанов — магистр философии, старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных наук Международного университета бизнеса имени К. Сагадиева; Бердалы Оспан — музыкант, переводчик; Калдыгул Жаныбаева — режиссер, продюсер, член Союза кинематографистов РК, директор студии Asu anima, автор гимна «Жас тулпар» и Ольга Зорина — журналист «МК» в Казахстане».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру