Было бы море, контрабандист найдется

Покорять океаны под парусом собственной яхты — мечта не только любого мальчишки, но и многих взрослых мужчин. Но не многие знают, что даже попытка ее реализации может обернуться лишением свободы на невероятные сроки — 300-400 лет.

Было бы море, контрабандист найдется

Не от сладкой жизни

Пятидесятиметровая яхта, бухта, лазурный берег итальянской Сардинии... Все, можно открывать глаза и прекращать мечтать. Одна только стоимость нового судна такого размера колеблется в районе 50-60 миллионов долларов, а его годовое содержание обходится от пяти до 10 процентов от стоимости.

Но что делать, если мечта есть, а денег нет даже на обучение в яхтенной школе, стоимость которого (если включать не только теорию, но и практику) обходится в две-три тысячи евро?

Искать яхту поменьше, курсы — попроще и всячески избегать заманчивых предложений о бесплатных курсах и трудоустройстве в западных странах. Почему? Бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

Таких предложений в последнее время становится все больше. Правда, пока инциденты, о которых пойдет речь, в Казахстане не регистрировали, но время показывает, что все криминальные и мошеннические схемы рано или поздно распространяются и на страны СНГ. А значит, нужно быть начеку.

О том, что существует сексуальное рабство, когда девушек заманивают в различные туристические и просто богатые страны, исписаны уже тома. Как правило, организаторы публикуют объявление о наборе танцовщиц, моделей или просто работников из сферы обслуживания, которым обещают золотые горы и райскую жизнь. При этом, естественно, все предварительные расходы, такие как перелет, проживание, питание, они берут на себя. Дальше, как только девушка оказывается за границей, у нее забирают паспорт, и... начинаются совсем не романтические будни. Но опасность оказаться в заточении есть не только у милых девушек, но и у мужчин, причем необязательно модельной внешности. Конечно, на панель никто не загонит, но втянут в мутную историю легко.

Как все происходит: на просторах интернета можно найти предложение о бесплатном обучении яхтингу с последующим трудоустройством на борт корабля компании, которая якобы занимается организацией морских туров между европейскими городами. Заработную плату при этом обещают от полутора до трех тысяч евро! Действительно, мечта, а не работа. На такую удочку могут клюнуть даже те, кто никогда и не задумывался о кругосветке, а тут... капитан, пусть не корабля, но яхты. При этом бесплатно обучат, обеспечат и питанием, и крышей над головой. Почему бы и не попробовать?! Тем более что после обучения гарантируют работу с оплатой в валюте.

Есть предложение и на более скромные должности, например, стать простым матросом. Звание не такое звонкое, но зато обещанная зарплата в виде четырехзначной цифры привлекает и подстегивает. Что примечательно, в обоих случаях потенциальных моряков действительно обучают мастерству управления малыми морскими судами, а также прочим необходимым навыкам. По большому счету, работа вахтовым методом, только не где-нибудь в шахте с киркой или в карьере на самосвале, а на борту в компании красивых девушек. И потом, заработать за три месяца шесть тысяч евро?! Для среднестатистического гражданина любой из стран СНГ эта сумма просто заоблачная.

Но стоит вступить на палубу корабля или яхты, как удавка на шее начинает затягиваться.

Век живи, три сиди

Для успокоения, а может, просто для того, чтобы убедиться, что новоиспеченные моряки действительно усвоили полученные навыки и способны управлять судном, организаторы этой черной схемы могут дать возможность провести один-два туристических тура. Но не более. Как правило, все происходит уже в первую поездку. Выгрузив партию туристов, руководитель компании сообщает, что нужно вновь отправляться, скажем, в Грецию. Отказать человек, как правило, не может. Поскольку у него есть обязательства перед компанией, которая его обучила и выдала судно.

На полпути к точке назначения руководитель вновь выходит на связь, сообщая, что нужно забрать человека с маленького острова. Но в указанной точке к яхте подплывает не один человек, а длинномерная резиновая лодка, переполненная нелегальными эмигрантами, желающими попасть в ЕС. Как правило, «туристы» эти не одни, а в сопровождении так называемой охраны, которые быстро и доходчиво объясняют морякам, что если они откажутся принимать людей, то окажутся за бортом. Дальше — курс к греческим или итальянским берегам, где в самый последний момент контрабандисты покидают яхту и сбегают на легкой моторной лодке.

Другая рабочая схема — перегонка яхт. Когда, по легенде, в обязанности наемного работника входит доставка купленной яхты новому владельцу. Но на пути вновь подсаживают нелегалов, не оставляя ни малейшего права на выбор.

Нередко подставляют и матросов. После загрузки эмигрантов и прохождения нейтральных вод капитан корабля вместе с вооруженной охраной бросает судно в территориальных водах страны ЕС, скажем, Греции. У матроса остается выбор. Он может ничего не предпринимать и дрейфовать до изнеможения либо применить полученные навыки и направить яхту к суше.

В обоих случаях погранслужба и полицейские не будут церемониться с непрошеными гостями. Весь экипаж арестуют, отдадут под суд по обвинению в нелегальной переправке эмигрантов. Кстати, преступники могут даже не сбегать и в момент задержания находиться непосредственно на яхте. Дело в том, что граждан ЕС и Турции, задержанных по аналогичным обвинениям, в Греции зачастую освобождают от наказания. Причина — в Конвенции Совета Европы о противодействии торговле людьми от 2005 года: статья 26 этого документа гласит, что лицо, вовлеченное в работорговлю обманом, злоупотреблением доверием или по принуждению, приравнивается к жертве торговли людьми, то есть освобождается от уголовной ответственности. Другое дело — выходцы из стран СНГ.

Здесь важно отметить, что жертв-кандидатов контрабандисты выбирают очень тщательно: их тех, кто не владеет иностранными языками. То есть при задержании ни в чем не повинный человек не может даже объяснить следствию, что он оказался заложником ситуации, что был простым матросом.

Греческая сторона в таких случаях не особо разборчива, и следственным работам уделяется очень мало времени. Представленный адвокат госзащиты даже не пытается разобраться в деталях произошедшего. Для него это текучка и бюрократия, не более.

Но самое страшное в этой ситуации даже не то, что невиновный человек попадает под суд, а то, какой срок он может получить. Греция в последние годы приняла на себя сильный миграционный удар, именно этим объясняется ужесточение наказания за перевозку мигрантов: за каждого нелегально перевезенного грозит от пяти до семи лет тюрьмы. А ведь даже в резиновую лодку набивается по 50-60 соискателей европейской жизни. Таким образом, приговором к 350400 годам лишения свободы в греческих тюрьмах никого не удивишь.

Спасение утопающих — дело рук самих утопающих

На что рассчитывать «попавшимся» морякам? Вопрос без ответа, поскольку привлечение частного адвоката обходится очень дорого: одно только ознакомление с делом — 1500-1700 евро плюс само ведение от 2000 евро. В свою очередь, большинство молодых людей отправляется на яхтовую работу как раз от безденежья.

К слову, в подобную авантюру могут попасть даже те, кто не ищет легких денег или заработка. Сейчас в греческих тюрьмах или на этапе следствия находится более 26 россиян, и есть как минимум один эпизод, который выбивается из классической схемы.

Демьян Гущин решил приобрести яхту.

Он заключил с соотечественником договор купли-продажи и внес первый платеж. Но был один нюанс — само судно находилось в Турции. Мужчина отправился за ним вместе с другом. Из экономических соображений судно планировали перегнать в Черногорию и оставить там на зимовку.

Когда они отшвартовались от турецкого берега и взяли заданный курс, двигатель небольшой яхты сломался, из-за чего им пришлось остановиться у берегов греческого полуострова Пелопоннес. Там россияне отметились у местной полиции, оформив все соответствующие документы, после чего заказали запчасти для ремонта. Ожидание заняло около трех месяцев, и, когда судно вновь оказалось на плаву, они продолжили свой путь в Черногорию.

Находясь в нейтральных водах, моряки увидели сигнальную ракету — SOS. Согласно Конвенции ООН по морскому праву (статья 98) капитан «обязан оказывать помощь любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель». Гущин не задумываясь сменил курс и пришвартовался к поврежденному судну с греческим флагом.

На борту было около 50 человек, и все бросились залазить в лодку, пришедшую на спасение. Это были нелегалы. В их числе оказалась двое контрабандистов, которые предложили 50 тысяч евро за доставку мигрантов в Италию. Гущин наотрез отказался и доставил всех к ближайшему берегу — в Грецию, где вызвал полицию и передал «пассажиров» местным властям. Россиян попросили задержаться для дачи показаний, однако позже их арестовали, предъявив обвинение в перевозке нелегалов и создании угрозы их жизни.

Вот и получается, что, протягивая руку утопающему, человек рискует получить ярлык преступника-международника. Несмотря на то, что в тюрьму попадают как невиновные люди, так и те, кто осознанно шел на риск, контрабандистские маршруты с каждым годом набирают все большие обороты — тенденция эта сохранится, ведь речь идет о прибыли в миллионы евро. На теневом логистическом рынке существует много предложений на любой кошелек. В их числе как перелет на самолете, так и более бюджетные варианты — например, поездки на переполненных надувных лодках. Известны даже примерные цены на билет. Так, поездка на лодке из Бодрума в Грецию обойдется в одну-две тысячи долларов, из Ливии в Италию — от 1000 до 4000 долларов, «путешествие» из Будапешта в Вену — не более тысячи, можно договориться и дешевле, переход через границу Венгрии с Сербией — всего 200 долларов. При этом нет никаких гарантий ни в доставке к месту назначения, ни в сохранении жизни как таковой. Сколько в целом зарабатывают контрабандисты, сказать сложно, но многие эксперты называют цифры годового оборота от трех до шести миллиардов евро.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру