Жив или мертв внутренний туризм в Казахстане

Пандемия нанесла сокрушительный удар по мировому туристическому сектору. За один только 2020 год потери составили 4,5 триллиона долларов, что в эквиваленте равно снижению вклада в общемировой ВВП на 49,1 процента по сравнению с 2019 годом. Трагедия для всего мира, но не для Казахстана, поскольку терять здесь практически нечего.

Жив или мертв внутренний туризм в Казахстане

Пыль в глаза

Всемирный совет по туризму и путешествиям (WTTC) оценил вклад отрасли в ВВП разных стран, рассчитав при этом как прямой, так и косвенный вклад туризма в экономику. По оценкам организации, многие государства недооценивают эту отрасль как поставщика финансовых ресурсов и рабочих мест. Казахстан, по оценке WTTC, занял 129-е место с долей туризма от ВВП в 6,2 процента, что в денежном эквиваленте составляет около 7,9 миллиарда долларов. Между тем, напомним, в правительстве страны строят планы в течение пяти лет увеличить вклад отрасли в ВВП до 15 процентов. Планы амбициозные, но они идут вразрез с сегодняшней реальностью, и дело тут совсем не в пандемии.

В том, что Казахстан продвигают на внешних рынках, нет никакого сомнения, поскольку именно в этом направлении — развитии имиджа — ведется большая работа и вкладываются серьезные средства.

Согласно данным, опубликованным КазТАГ, на производство одних только видеороликов для привлечения иностранных туристов в Казахстан с 2018 по 2020 год потрачено 170,6 миллиона тенге.

«Для реализации практических мер по эффективному маркетингу и продвижению имиджа Казахстана на внутреннем и международном рынках в 2017 году создано АО «Национальная компания «Kazakh Tourism» (далее — общество) при министерстве. Сегодня общество выступает бренд-менеджером страны, реализующим большинство мероприятий по продвижению национального туристского продукта. Бюджетные средства для имиджевых видеороликов и их продвижения выделены (начали выделять. — Ред.) только с 2018 года», — сообщил председатель совета директоров нацкомпании Kazakh Tourism — вице-министр культуры и спорта Казахстана Уркен Бисакаев.

По его данным, в 2018 году на производство одного видеоролика под названием «Куда мы летим?» для ротации на международном телевидении выделили более 16,5 миллиона тенге.

«Видеоролик представляет Казахстан как страну разнообразия, где можно найти разнообразие этносов, религий, культур и языков, кухни, природы и климата, исторических и сакральных мест и получить уникальный опыт путешествия», — уточнил замглавы МКС.

В 2019 году на производство двух имиджевых видеороликов Kazakh Tourism получил более 24,9 миллиона тенге. А в 2020 году на услуги по производству двух имиджевых видеороликов выделено 11,4 миллиона и еще 117,7 миллиона тенге сверху — на производство 10 видеороликов о туристском потенциале топ-10 туристских дестинаций (место назначения туристского путешествия. — Ред.).

Каждый из роликов получил различные награды на международных туристических фестивалях и был отмечен как лучший в своей номинации. Ролики действительно сняты шикарно, но основной проблемой остается то, что это лишь красивая обертка, ведь сами туристические достопримечательности находятся в удручающем, с позиции мирового туризма, состоянии.

Что имеем — не храним

Когда пандемия спадет, туристический поток наверняка начнет восстанавливаться. Только здесь не стоит переоценивать возможности казахстанского туризма. Большая часть тех скромных шести процентов от ВВП формируется из так называемых бизнес-туристов. Это отдельная специфическая ветка туризма, в которой нет места ни кемпингу, ни природе Казахстана, ни национальным особенностям. Такие туристы приезжают в страну на два-три дня, чтобы заключить какой-то договор, и уезжают обратно. Все, что их беспокоит — это уровень отеля, в котором они остановятся, близость к аэропорту и местам встречи. Вот, пожалуй, и все. Что может рассказать иностранец о новой стране, побывавший в одном отеле и двух-трех ресторанах?

Но казахстанской туристической отрасли такие туристы нужны как воздух, поскольку они-то и делают положительную статистику, которая позволяет хоть как-то вписываться в национальную программу развития туриндустрии. Если же говорить о классическом туризме, где основа — это в первую очередь истинные красоты и достопримечательности Казахстана, то здесь ситуация более чем печальная. Почему?

Бизнес-туристов действительно все устраивает, поскольку в крупных городах РК отелей мирового класса более чем достаточно, а значит, гости априори получат тот уровень комфорта, к которому они привыкли. Но что получают туристы, прибывшие познакомиться со страной? Им приходится довольствоваться эхом прошлого. В стране много туристических кластеров, которые были зачаты и сформированы еще при Советском Союзе, однако в независимом Казахстане они так и не получили должного развития.

Пожалуй, исключением можно считать горнолыжный курорт «Шымбулак», уровень трасс которого с каждым годом становится все ближе к критериям международного уровня. К примеру, многие туристы-горнолыжники из Москвы предпочитают летать именно к нам для того, чтобы комфортно провести время на склонах. Любопытно, но отдых в Казахстане им обходится практически так же и даже немного дешевле, чем поездка на российский популярный курорт «Роза Хутор»... Конечно, трасс очень мало, и, чтобы говорить о международной популярности, необходимо расти, как говорится, как вширь, так и вдаль. Но это, напомним, лишь один из немногих примеров, когда удалось приумножить имеющееся наследие.

А раскрутить высокогорный каток «Медеу», который до сих пор является самым высотным в мире, казахстанские туроператоры так и не смогли. И здесь, как можно предположить, основная причина лежит в безалаберности, а может, и нежелании просто качественно делать свою работу. О том, какого качества лед на катке, знают многие алматинцы и гости города — он превращается в настоящую ледяную кашу уже через час после открытия. Причина лежит на поверхности — из-за экономии морозильные установки включают в половину мощности, из-за чего нарушается технология наращивания корки льда, она остается рыхлой.

В этом мировая общественность убедилась еще в 2015 году, когда после 25-летнего перерыва в Казахстане вновь прошли соревнования по спидвею (гонки на мотоциклах по льду). Сразу после первых заездов Кубка мира участники отказались выходить на старт, поскольку лед оказался «сырым». Тогда организаторы понадеялись на природу и вновь не стали включать морозильные установки на достаточную мощность, посчитав, что за ночь лед сформируется сам. Но, увы, фокус не прошел. И зрителям пришлось ждать несколько часов, практически с обеда и до сумерек, пока лед окрепнет. Это наглядный пример того, как труды людей и миллионы тенге, спущенные на рекламу за рубежом, были потрачены зря. Уже на следующий год на очередной чемпионат мира по спидвею, который также проходил на «Медеу», зрителей пришло в два-три раза меньше, причем как местных, так и иностранцев.

Финансовый кривоток

Другой показательный пример: в роликах, которые крутят за рубежом, широко рекламируется Чарынский каньон — жемчужина юго-востока, которая по своей красоте действительно не уступает природным аналогам, расположенным в других странах мира. Каньон образовывался миллионы лет, и он является настоящим подарком для туристической отрасли и страны в целом. Но что было сделано за четверть века для привлечения как местных, так и иностранных туристов? Практически ничего.

Взять в пример американский Grand Canyon. Одной из его изюминок является мост Sky Walk — первый в мире консольный стеклянный мост в форме подковы, парящий над Grand Canyon на высоте более одного километра от дна ущелья. Пол этой массивной конструкции стеклянный, а одномоментно на нем может находиться до 120 человек. Это уникальное сооружение уже около 15 лет притягивает туристов именно своей возможностью полюбоваться достопримечательностью «со стороны», как говорят туроператоры, с высоты птичьего полета.

Глубина казахстанского каньона в три раза меньше, но и этих 300 метров было бы достаточно, чтобы захватило дух и остались невероятные впечатления. Увы, но гостям Чарына вместо подобного моста остается довольствоваться лишь импровизированными смотровыми площадками, что абсолютно несопоставимо. Они попросту не передают того объема и могущества, которыми обладает казахстанский каньон.

Остальная инфраструктура также оставляет желать лучшего: четыре туристических маршрута (по сути, просто протоптанные за десятилетия людьми тропы), пара указателей, несколько скамеек и, пожалуй, все. В доковидном 2019 году маршруты посетило чуть более 20 тысяч человек, в результате чего парк заработал 16,7 миллиона тенге. Это и есть лакмусовая бумажка отрасли в целом: сумма дохода на четверть меньше суммы, потраченной на производство рекламного ролика в одном только 2019 году. Возможно, эти средства, потраченные на зарубежный PR, следовало бы пустить не на красивый 30-секундный сюжет, а на благоустройство локации, которую так красиво рекламируют...

Сами сотрудники парка отмечают, что существующая инфраструктура — автостоянки, смотровые площадки, беседки, скамейки, урны, указательные знаки и так далее — не отвечает современным требованиям и не покрывает потребность посетителей в их комфортном пребывании.

Два прошедших туристических сезона стали настоящим фиаско для казахстанской туристической отрасли. В этот период границы были закрыты, и внутренний туризм просто обязан был взлететь вверх. А это колоссальные денежные средства. Попробуем подсчитать. Даже если брать в расчет сотую часть казахстанских семей (примерно 45 тысяч), то каждая могла потратить на отдых около миллиона тенге — это средний чек на семью при поездке, скажем, в Турцию. То есть речь идет о сумме, превышающей 50 миллиардов тенге, — средствах, которые могли бы стать хорошим толчком для роста качества внутреннего туризма. Но вместо создания благоприятной среды казахстанцы увидели необоснованный рост цен на все курорты. К слову, основой инфраструктуры многих из них являются постройки из 80-х годов, поэтому сопоставлять уровень и уж тем более сервис с той же Турцией некорректно. Но цены при этом стали практически идентичны.

Казахстанцы предпочли обойтись маршрутами выходного дня вместо того, чтобы переплачивать три цены за услуги, уровень которых оставляет желать лучшего.

Казахстан — очень богатая страна с большим числом туристических векторов развития, однако все они требуют должного внимания. Можно и дальше крутить красивые ролики за рубежом, но получить обратный эффект — те немногочисленные интуристы, которые все-таки приедут, напишут справедливые отзывы, что явно оттолкнет их соотечественников от идеи посещения нашей уникальной страны.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру