Мозаика бескультурья. Кому нужно уничтожение культурного кода Алматы

В апреле этого года было разрушено мозаичное панно «Дракон», которое почти 20 лет украшало проспект Достык в Алматы. Автор работы Владимир Твердохлебов тогда так высказался о содеянном: «Эта работа набрала силу, стала частью города. Если вам мозаика мешает, то ее легко можно демонтировать, а не так варварски разбивать. Там 36 квадратных метров мозаики, мы ею занимались очень тщательно. Те, кто над ней работал, уже умерли, сейчас почти нет таких специалистов».

Мозаика бескультурья. Кому нужно уничтожение культурного кода Алматы

В южную столицу часто приезжает Анара Форестер, искусствовед, дочь известного художника-монументалиста Владимира Твердохлебова. Проживая в Англии, она старается контролировать сохранность произведений искусства, созданных ее отцом, и даже предлагает решение некоторых проблем, связанных, например, с бережным отношением к мрамору фонтана «Знаки Зодиака» («Восточный календарь») на Шевченко-Пушкина.

Зачем нам фонтаны и драконы?

Во время ее недавнего приезда в Казахстан мы прогулялись с ней вместе по Алматы, чтобы полюбоваться теми объектами, по которым визуально узнается и считывается культурная столица, и поговорить о том, как влияет городская среда на мышление человека.

Мозаики, барельефы, сграффито, фонтаны, созданные художником в разные годы и ставшие градообразующими объектами, пока, к сожалению, не входят в списки памятников и потому остаются незащищенными ни законом, ни городскими властями.

Свою прогулку мы начали от фонтана «Знаки Зодиака», дошли до здания Академии наук, фойе которого украшают шесть масштабных панно на тему «Культура Казахстана. Связь прошлого и настоящего», затем — до гостиницы «Алматы», чтобы посмотреть на мозаичный фасад, оформленный Твердохлебовым. Зашли в здание бывшего АХБК, ныне ТЮЗа имени Н. Сац, в котором и фасад, и роскошное фойе также украшены мозаичными панно.

Все мозаики в прекрасном состоянии, но Анара обратила внимание на отбитые «ребра» мраморной плитки, идущей вокруг фонтана. Здесь постоянно тренируют навыки молодые ребята, запрыгивая на фонтан на своих скейтбордах и велосипедах. Они просто не понимают, что портят очень дорогой материал, нанося непоправимый вред произведению.

— Ребята каждый день приходят тренироваться на фонтан «Знаки Зодиака» и разрушают его дорогие мраморные плиты по периметру. Причем уже не только нижние, но и верхние. Эти мраморные плиты-скамьи являются частью художественного комплекса. По задумке автора на них можно присесть в жаркий день. Они сделаны из цельного мрамора, очень толстого и тяжелого — это дорогой материал, который был призван служить веками. Фонтану уже более 40 лет, и мрамор прекрасно выполнял свою миссию почти все эти годы. Но за последние 3-4 года он подвергся яростной атаке как со стороны модных скейтбордистов, скутеристов, велоакробатов, так и со стороны корявых снегоуборочных машин. Обращаю внимание Управления зеленой экономики города Алматы, а также новую ответственную структуру, которая придет на место этого ведомства, что у проблемы уже есть решения:

1) поставить камеры видеонаблюдения по периметру;

2) установить штраф за порчу общественного имущества и табличку с предупреждением, обязать правоохранительные органы следить за выполнением посредством круглосуточных патрулей и через видеоконтроль;

3) в крайнем случае установить специальные скобы по периметру, которые создадут препятствие для использования фонтана под акробатические трюки (как показано на фото). Это, конечно, приведет к эстетическим издержкам, но спасет его от окончательного разрушения.

Городская среда

Мы решили пройти и до места, у которого до недавнего времени был «Дракон». Кто-то высказался, что дракон не наш, не казахстанский герой, но эти люди просто никогда не читали казахских народных сказок, не слышали мифов про айдахаров. Кстати, без дракона здание, которое он закрывал, выглядит далеко не эстетичным. Взгляд цеплялся именно за мозаику, прикрывая корявость строения и формируя определенную визуальную эстетику городской среды.

— Такие художественные объекты для того и существуют, чтобы переводить внимание, перефокусировать малоэстетичное на что-то более красивое, — говорит Анара. — И эта яркость дракона была такой хорошей, осенней в контрасте с деревьями. Она уводила от серости, бетона и обыденности. А что касается принадлежности дракона какой-то культуре, то надо мыслить глобальнее — мы люди единого мира, и это ощущение всегда было свойственно казахам, живущим вдоль Великого Шелкового пути. Даже не понимающий искусства человек все равно заметит что-то красивое и ценное.

Люди могут не знать, как что-то конкретное называется, но они чувствуют себя более образованными, когда окружены произведениями искусства.

Иногда мы воспринимаем городскую среду как должное. Но давайте попробуем представить город без этих фонтанов, мозаик, других арт-объектов. Даже те из них, что создавали как частный заказ, попав в общественное пространство, стали частью города. Сделанные на века большими мастерами, они создают его красоту. А сегодня, когда человеку все меньше и меньше предоставляется возможности, чтобы гармонизировать себя, успокаиваться, наслаждаться окружающей средой, такие объекты как фонтаны, скульптуры способны давать умиротворение, радовать душу и глаза.

— Некоторые вещи происходят неосознанно. Мы проходим мимо произведения монументального общественного искусства и живем с ним рядом. Мы ходим в детский сад — там роспись на стенах, мы ходим в школу — там огромное панно, наверху какая-то лепнина, а еще колонны и масса всего, что вырабатывает у человека вкус. Вся эта красота становится частью нашей жизни и нашего воспитания, — считает дочь художника. — И когда люди приезжают в другие города, они могут сравнивать и понимать, что, оказывается, Алматы — это очень красивый город и его можно сравнить с Женевой, интересными старинными городами Турции и даже Римом. Проживая несколько лет в Европе, я всегда чувствую себя человеком не менее образованным, не менее эстетически воспитанным, чем англичане и французы, к примеру. Более того, я очень часто привожу в пример нашу советскую эстетику как демонстрацию того, что даже в общественных государственных зданиях величайшие мастера создавали лучшие образцы искусства. Мне, конечно, повезло, что я родом из Алма-Аты, что жила здесь, в центре города, что я дочь художника и выросла среди архитекторов, скульпторов, поэтов и другой интеллигенции столицы, в том числе научной. Я очень часто привожу в пример наш Казахстан и государственные проекты по облагораживанию окружающей городской среды, и не только городской. Мой папа очень много работал в малых городах Казахстана и на селе, где создавал художественные произведения в домах культуры, клубах, включающих в себя конно-спортивные комплексы, библиотеки, кружки. Есть история о том, как в городке Колды Алматинской области люди сумели защитить от разрушения четыре мозаичные музы искусства. Они просто всем маленьким городком вышли на демонстрацию и сознательно защитили фасад здания, которое его новый хозяин хотел убрать. А это самое красивое и эстетическое место в городке, его достояние, и сегодня люди гордятся тем, что защитили свои мозаики.

Ценность материала

Все мозаичные панно Твердохлебова сделаны из смальты. А смальта — это очень сложный и дорогой материал. В СССР было считаное количество заводов по ее изготовлению. И Владимир Сергеевич Твердохлебов, автор и художник, исполнитель известных нам мозаик, сам ездил выбирать эту смальту. Необходимо было знать, какая смальта по своим параметрам подойдет для города с большими перепадами температур. Способ крепления смальты и метод создания мозаик также изобретены Твердохлебовым. И такие образцы мозаик сохранились в первозданном виде, и ни один камешек из них не выпал. Сегодня такой смальты нет, а новомодная кафельная плитка никакого отношения ни к ней, ни к искусству не имеет.

Потому такое ценное наследие сохранять необходимо, и не только как часть истории и культуры Алматы, но и всего Казахстана, а также уникального периода в истории культуры мира — советского монументального искусства. Мастера оставили нам такие работы, которые выполнены на универсальном языке, которые поймет и простой труженик, и большой эстет.

Алматинцы — это культурный код

Анара считает, что сам город формирует вкус у людей, которые в нем проживают, делает их высококультурными.

— Скажу без всякого высокомерия, что алматинцы отличаются от других. Они более свободные, модные, начитанные, наделенные талантами, более открытые миру, они — выходцы Шелкового пути, представляющие собой некий центр, хаб притяжения и культуры. В них смешались Европа и Азия, и вот такие настоящие алматинцы даже на Западе создают самый лучший имидж Казахстану. Мне бы хотелось, чтобы новые жители тоже влюблялись в этот город и стояли на защите его ценностей. Алматинцы — это культурный код, который необходимо сохранить.

Справка МК

Владимир Сергеевич Твердохлебов (родился 18 мая 1937 года) — один из основателей монументального искусства Казахстана, автор и главный художник многих знаковых объектов в РК и других странах.

Он создал множество мозаик в римской и флорентийской техниках, барельефов, росписей на стенах, витражей, плакатов и гобеленов ручного ткачества. Известны такие его работы как: роспись-фреска «Мир фантазии» в игровом зале детского сада города Каратау; роспись-фреска «К нам приехал цирк» в игровом зале детского сада Министерства связи Казахстана, Алматы; роспись-фреска «Праздник урожая» в ресторане Дома культуры города Сайрама; мозаичная композиция на тему «Земля Каркаралинская» на фасаде Дворца культуры и барельефы на его фасаде в Каркаралинске; витражи из цветного стекла на тему «Культура Казахстана. Связь прошлого и настоящего» в Доме ученых АН Казахстана; мозаики на тему «Архитектура и искусство» на фасаде Дома культуры поселка Колди Каскеленского района Алматинской области; мозаичные панно в интерьере ресторана Дома отдыха «Автомобилист Казахстана» города Бостыри, Кыргызстан; мозаичная композиция «Шелковый путь» в ресторане «Иссык» гостиницы «Алма-Ата» в Алматы; мозаики «Иисус Христос» и «Троица» на фасаде православной церкви Храма Христа-спасителя в Алматы; мозаика «Благовещение» на фасаде православной церкви «Благовещение» в Актау.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру