Шлагбаум преткновения, или во что упирается казахстанский туризм

Нередко бывает так, что предприниматели берут в аренду клочок земли и создают некую иллюзию местечкового туризма а-ля зона отдыха, что в условиях регионов, может быть, и неплохо. Но когда дальше своего носа, а точнее шлагбаума, не видят чиновники, то вопрос существования туризма как такового обретает масштабы республиканского значения.

Шлагбаум преткновения, или во что упирается казахстанский туризм

Озеро не для людей

Потенциал казахстанского туристического кластера очень большой, во всяком случае, так говорят на каждой официальной встрече, так или иначе касающейся этой отрасли. Но, сколько бы ни говорили об этом самом потенциале, реализовать его по каким-то загадочным причинам не удается вот уже на протяжении четверти века.

В последние семь-десять лет чуть ли не главным направлением развития называют экотуризм — пешие или автомобильные маршруты по диким местам природы, до которых цивилизация не добралась. Природа Казахстана действительно уникальна, но вместо того, чтобы перейти от слов к делу и сыграть на этой аутентичности, в стране все чаще отдают предпочтение «шлагбаумному» бизнесу.

В окрестностях Алматы есть десятки красивейших мест, в которых приятно находиться самому и не стыдно привезти иностранного гостя. Так было раньше, но сейчас практической возможности сделать это становиться все меньше и меньше.

Одной из жемчужин Алматинской области является озеро Иссык, расположенное в одноименном ущелье Заилийского Алатау. Как утверждают геологи, образовалось оно около 10 тысяч лет назад в результате грандиозного горного обвала, который создал естественную плотину высотой около 300 метров. У этого озера богатая история, насыщенная как интересными событиями, так и трагическими происшествиями. В советское время Иссыкское озеро было одним из любимых мест для отдыха на природе. У подножья плотины был расположен автовокзал, что давало возможность добираться до локации даже тем, у кого не было собственного транспорта.

В наши дни озеро также пользовалось большой популярностью у казахстанцев, пока возле него не вырос новый шлагбаум. Точнее, преграду установили не у самого озера, а по пути, непосредственно на серпантинной горной дороге, где, по мнению чиновников, следует оставлять свою машину. Да, прямо на дороге, ведь парковочной зоны как таковой там попросту нет. При этом на самой плотине еще в 2019 году провели реставрацию дорожного полотна и организовали большую парковку прямо на гребне — там, где люди всегда оставляли свои автомобили, где парковались туристические автобусы, где парковке — самое место.

Возникший общественный резонанс и ряд разбирательств привели к некоему ТОО «Казэлектроэнергия», которому в доверительное управление передали как плотину, так и само озеро. А в официальном ответе компании необходимость установки шлагбаума объяснялась дефицитом воды в районе и желанием сохранить озеро в чистоте.

Но нужно ли для этого преграждать путь? Действительно, моторные лодки и катера, которые некогда рассекали по озеру, — это лишнее. Но что мешало организовать нормальный культурный доступ, как это уже давно практикуют на Западе. Яркий пример — Национальный парк Йеллоустон в США, где можно очутиться в среде гейзеров и вулканов, при этом в безопасности остаются как туристы, так и окружающая среда... Это большой опыт, исчисляемый не одним десятком лет! Почему не применить его? Тем более что на Иссыкском озере есть вся инфраструктура для кемпинга: беседки, столы со скамейками, кострища. Но вместо того, чтобы улучшить наследие СССР, «арендаторы» решили просто поставить шлагбаум, причем, судя по тому, что он действует там до сих пор, чиновники не особо возражают.

Вероятно, истинная причина кроется вовсе не в «заботе о чистоте озера», а в запуске на реке Иссык в 2019 году еще одной частной ГЭС, расположенной чуть ниже водоема... Именно после этого и ввели ограничения на посещения озера. Ведь станции (а там теперь уже две ГЭС) требуют большого объема воды, что уже приводило к обмелению озера, из-за чего экологи и энтузиасты били тревогу еще в прошлом году.

При таком раскладе все встает на свои места, ведь чем меньше глаз видят происходящее, те меньше шума вокруг локации. О каком развитии туризма может идти речь, если озеро приносит прибыль лишь какому-то частному инвестору и его покровителям?

Зеленку избранным

Аналогичная ситуация сложилась и с Большим Алматинским озером (БАО). Как и многие озера в Заилийском Алатау, оно образовалось вследствие сильного землетрясения, что и делает его по-своему особенным: в зависимости от времени года БАО способно менять свой цвет — от светлозеленого до бирюзово-голубого. При этом чаша расположена на высоте две с половиной тысячи метров над уровнем моря и окружена тремя красивейшими вершинами: пик Советов (высота 4317 метров), пик Озерный (4110 метров) и пик Турист (3954 метров). Это одно из немногих мест, где люди могут дышать по-настоящему чистым воздухом.

Долгое время БАО было доступно лишь подготовленным любителям горных походов, поскольку скалистая дорога давалась лишь пешим туристам да подготовленным джипам. Переломным моментом можно считать 2010 год, когда дорогу к озеру заасфальтировали и число отдыхающих оказалось даже больше, чем может принять местная инфраструктура.

Чуть позже и там появился импровизированный шлагбаум. Причем также, на середине пути, на отрезке горного серпантина. К слову, машины там пропускали, но выборочно и за отдельную плату — действия были признаны незаконными, и заграждение позже демонтировали. Потом шлагбаум появлялся на том же месте несколько раз с определенной периодичностью, пока в 2020 году на дороге не поставили новый «кирпич», только теперь уже не в пяти, а 10 километрах от БАО. Объяснили появление этого шлагбаума аварийным состоянием дороги, которую за истекшие почти два года до сих пор не отремонтировали. Кому и для чего потребовалось отрезать от туристов столь большую область гор — это мы узнаем уже в будущем.

Третья уникальная локация — пик Молодежный. Его высота 4147 метров над уровнем моря. К самому пику нужно идти с подготовленным человеком, ведь уровень маршрута до вершины классифицируется как 1Б. Но у северного подножия вершины на высоте 3400 метров расположена гляциологическая станция Института географии «Ледник Туюксу», основанная в 1956 году и занимающаяся изучением ледника Туюксу. Это невероятно атмосферное место, которое дает самые незабываемые впечатления.

Но и эта локация оказалась за шлагбаумом, который установили в 15 километрах на улице Керей-Жанибек хандар у высокогорного катка «Медеу». Официальной причиной запрета проезда стала борьба за экологию. Как бы в качестве подтверждения эконамерений выше разрешили подниматься только на электромобилях. Но практика показывает, что шлагбаум открывается перед «избранными» независимо от того, на каком типе транспорта они желают подняться в горы.

Во всех трех случаях доступ пешим туристам разрешен, однако расстояние до достопримечательностей настолько велико, что в условиях горной местности преодолеть его сможет не каждый, не говоря уже о людях с ограниченными возможностями.

Золотые пески

Обросли примитивными шлагбаумами и берега Капшагайского водохранилища — места, где жители городов Алматы, Талгара, Каскелена, а также всей Алматинской области на протяжении полувека проводили свои выходные и даже отпуска. Фактически это единственный крупный водоем, который дает возможность пляжного отдыха.

Но в независимом Казахстане «дикарями» отдыхать с каждым годом становится все сложнее. Местные жители придумали вполне простой, а главное — легальный способ организации шлагбаумного бизнеса. В районном акимате они оформляют договор аренды небольшого участка земли на побережье, а затем перекрывают шлагбаумом дороги, ведущие к пляжу. Таким образом, наиболее доступная западная сторона водохранилища практически вся разделена на десятки, а может быть, и тысячи микроучастков.

В том, что местное население пытается хоть как-то заработать, нет ничего плохого. Но если смотреть на ситуацию с позиции развития туристического кластера, то налицо явное нежелание развивать пляжный туризм как таковой. Все, что делают короли шлагбаумов, — это убирают оставленный после туристов мусор, и то далеко не на всех участках и не так часто, как этого хотелось бы. Вот, собственно, и все вложения в «развитие инфраструктуры».

Местный акимат такой ход событий вполне устраивает, поскольку бюджет, а может, и отдельно взятые чиновники получают свои скромные дивиденды с арендаторов. Круг замыкается.

В таком состоянии пляжный туризм находится уже на протяжении нескольких десятков лет, и превращать Капшагай в город-курорт, видимо, никто не торопится. А ведь вода в нем прогревается до комфортных 2226 градусов, что позволяет составлять конкуренцию многим морям. Конечно, здесь вы не увидите такой богатой флоры и фауны как в Красном море, но и сугубо пляжный туризм может быть не только хорошей статьей дохода, но и визитной карточкой страны. Взять, к примеру, американский Майами-Бич — всего пять километров песка подарили известность курорту и городу на весь мир. Там пляж оборудован тренажерами и спортивными площадками, на всем протяжении можно найти шезлонги, навесы, защищающие от солнца, и прочие конструкции, делающие отдых по-настоящему комфортным.

В свою очередь, протяженность береговой линии Капшагайского водохранилища составляет 430 километров! Если благоустроить пусть даже десятую часть — отдача от такого проекта могла бы быть невероятной. Только под благоустройством понимается не создание элитных зон отдыха, стоимость проживания в которых сопоставима с поездкой в Турцию. Таких предложений хватает и сейчас. Речь именно о доступном туризме, когда на должном уровне организованы безопасность и комфорт...

Не лучшую обстановку можно наблюдать и на более крупном водоеме — озере Балхаш. Это настоящая драгоценность, которая по своей уникальности не имеет аналогов в мире. Площадь зеркала озера Балхаш составляет почти 17 тысяч квадратных километров, что практически на треть превосходит размеры Мраморного моря (11,3 тысячи квадратных километров), омывающего берега северо-западной части Турции. Балхаш, увы, не имеет выхода в океан, и только этот пункт не дает права называть озеро морем.

Природа Балхаша очень разнообразна, а животный мир изобилует различными его представителями. Он мог бы стать отличной отправной точкой в развитии местного туризма, но здесь мы вновь упираемся в «шлагбаумный» бизнес.

Как известно, уникальной особенностью озера является то, что оно одновременно является и пресноводным, и соленым. Западная его часть славится обилием рыбы, восточная, в которой и кроется невероятный туристический потенциал, — песочными пляжами и невероятно теплой водой. В пик сезона температура воды в районе Лепсы (наиболее заселенный населенный пункт восточного Прибалхашья) может подниматься до 29-30 градусов — и это далеко не абсолютный максимум! Вода, солнце и песок — природа дала все, что нужно. Однако если говорить об инфраструктуре, то создается впечатление, что там время остановилось еще полвека назад. На месте туристов встречают спартанские условия для отдыха. Весь берег усыпан шлагбаумами мелких ИП, и буквально на пальцах можно пересчитать так называемые зоны отдыха, которые, откровенно говоря, до этого статуса не дотягивают. Всему виной отсутствие линии электропередачи. Каждая зона имеет свой собственный дизель-генератор, но включают его исключительно вечером и на небольшой отрезок времени. На всем «лепсинском» побережье есть всего одна-две зоны, которые могут похвастаться этими благами цивилизации, но за такую «звездность» приходится солидно переплачивать.

Дикий отпуск за шлагбаумами — вот предел, который показывает местная туристическая отрасль. И какими инструментами Казахстан планирует увеличивать турпоток — пока непонятно.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру